Унитарное государство

Унитарное государство - единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований.

Черты:

1) единый центр государственной власти, т. е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, верховный суд);

2) одна система законодательства;

3) единое гражданство;

4) единая судебная система;

5) одноканальная система налогов, т. е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;

6) административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах (если на территории унитарного государства имеются регионы, обладающие национальными, культурными, историческими особенностями, то создаются политические или административные автономии, их права несколько шире, чем у обычных административно-территориальных единиц, но границы самостоятельности устанавливает само государство).

В последнее время в унитарных государствах появилась новая форма – регионализм, когда автономные образования обладают полномочиями самоуправления, в том числе правом принимать свое законодательство.Считается, что регионалистское государство – своеобразная промежуточная форма между унитарным и федеративным государствами.

Унитарные государства могут быть:

- централизованными (отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники)

- децентрализованные (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью)

Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать более быстрому росту страны, ее развитию. В то же время она удобна для бюрократических структур и ее предпочитают авторитарные режимы.

 

Федеративное государство.

Федерация – сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных образований.

Черты:

1) определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов, например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия);

2) двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации;

3) две системы законодательства – общефедеральная и субъектов;

4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях: в Австрии, Австралии, Канаде его нет);

6) двухканальная система налогов;

7) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов (4 способа размежевания компетенции)

Входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т. е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). Также субъекты лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене.

Различают следующие федерации:

1) национальную и территориальную (национальные федерации считаются непрочными, т.к. преувеличение роли национального фактора способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность. Территориальный же подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции.В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной автономией, т. е. правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и т. д.).

2) симметричную (все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями) и асимметричную (субъекты имеют разный правовой статус).

Существует 3 вида асимметрии:

- первый вид: федерации, где наряду с субъектами в их состав входят и другие территориальные образования, например федеральные территории, которые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником.

- второй вид: государство, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению.

- третий вид: скрытая асимметрия, где однопорядковые субъекты (штаты, земли) не во всем равны, например, имеют разное число представителей в верхней палате парламента, так как обладают разным числом жителей, размерами территории и др. (Германия, Австрия, Швейцария).

Считается, что абсолютно симметричных федераций не существует, все они имеют элементы асимметрии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: