Дополнительная градация лиц, нуждающихся в оперативно-розыскной защите

Во-первых, всех их делят на физических и юридических.

Во-вторых, в зависимости от характера принимаемых мер среди защищаемых лиц различают тех, кто подлежит:

· государственной охране;

· государственной защите;

· защите с преимущественным использованием оперативно-розыскных возможностей;

В-третьих, их классифицируют по степени реализации угрозы преступного посягательства:

а) лица, подлежащие защите от потенциальной угрозы преступного посягательства. В данном случае всегда подлежит защите Республика Беларусь, так как любая угроза жизненно важным интересам страны (в уголовно правовом аспекте), какой бы она не воспринималась маловероятной, должна своевременно предупреждаться. Что касается человека как субъекта защиты, то он подлежит ей не во всех потенциально возможных случаях совершения преступления (таковых не может быть без совершения общественно опасного деяния на той или иной стадии развития), а только в ситуации оперативного обнаружения так называемого «голого» умысла на совершение преступления (защита данной категории лиц типична для стадии оперативно-розыскного поиска и проверки);

б) лица, защищаемые от реальной угрозы совершения преступления (в отношении них преступная угроза была частично реализована). В данной ситуации должно существовать посягательство на интересы конкретного лица, причем это посягательство должно быть общественно опасно, иметься в наличии и быть реальным (действительным). Защита этой категории лиц характерна для стадии оперативно-розыскной разработки;

в) лица, в отношении которых угроза совершения преступления была полностью реализована, т.е. преступление окончено. Например, у владельца похищен автомобиль, а похититель скрылся. В данном случае возникает необходимость розыска лица, совершившего преступление.

 

 

Права и обязанности защищаемых лиц

 

 

В начале рассмотрим права и обязанности лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с Законом о государственной охране. Так, Президент со дня официального объявления о его избрании вправе требовать предоставление государственной охраны в местах своего постоянного и временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных законодательством (ст.7):

1) предоставление объекту государственной охраны персональной охраны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе его безопасности;

2) осуществление в соответствии с законодательством об ОРД в целях реализации полномочий соответствующих государственных органов обеспечения безопасности;

3) проведение охранных мероприятий и поддержание общественного порядка в местах постоянного и временного пребывания объекта государственной охраны;

4) поддержание порядка, установленного уполномоченными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.

Кроме того, право на государственную охрану имеют (ст.8):

Премьер-министр Республики Беларусь; Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь; Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Указанным лицам государственная охрана предоставляется в течение срока их полномочий.

При необходимости по решению Президента Республики Беларусь государственная охрана может быть предоставлена и иным должностным лицам государственных органов Республики Беларусь.

Безопасность глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории Республики Беларусь обеспечивается в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, а также соглашениями между органами государственной охраны и уполномоченными органами иностранных государств.

При необходимости безопасность иных лиц иностранных государств в период пребывания на территории Республики Беларусь обеспечивается на основании решений Президента Республики Беларусь (ст.10).

Согласно ч.2 и 6 ст.20 Закона об ОРД защищаемое лицо, в отношении которого принято решение о применение мер безопасности, имеет право:

1) знать о применяющихся в отношении его мерах безопасности;

2) просить о применении или неприменении в отношении его конкретных мер безопасности;

3) требовать от органа, обеспечивающего безопасность, применение в отношении его, кроме осуществляемых, иных мер безопасности, предусмотренных законодательством, или отмены каких-либо из осуществляемых мер;

4) обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо суд незаконные решения и действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности.

Защищаемое лицо обязано:

1) выполнять законные требования органа, обеспечивающего безопасность;

2) 2) незамедлительно информировать указанный орган о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении его;

3) 3) бережно обращаться с имуществом, выданным ему указанным органом в личное пользование для обеспечения безопасности;

4) 4) не разглашать сведения о применяемых в отношении его мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры.

Права и обязанности лиц, которые подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий в силу обращения их в оперативно-розыскной орган с законным требованием о своей защите.

Этим лицам в Законе об ОРД предоставлены следующие права:

· требовать от оперативно-розыскных органов обеспечить их защиту путем принятия соответствующих оперативно-розыскных мер (ч. 3, 6 ст. 20);

· призывать не нарушать правил, согласно которым в ходе проведения ОРМ, используя информационные системы, видео- и аудиозапись, кино -и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, запрещено наносить ущерб жизни и здоровью людей или причинять вред окружающей среде (ст.15);

· в случае возникновения угрозы своей жизни, здоровью или собственности давать разрешение оперативно-розыскному органу на прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, без предварительной санкции судьи (ч. 8 ст. 13);

· обжаловать действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в вышестоящий оперативно-розыскной орган, прокуратуру и суд (ч. 3 ст. 6);

Вместе с тем в Законе об ОРД предусмотрены и обязанности защищаемых лиц. Эти лица должны:

· письменно оформить свое согласие (разрешение оперативно-розыскному органу) на прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов без предварительной санкции прокурора (ч. 8 ст. 13);

· исполнять законные требования должностных лиц оперативно-розыскных органов;

· не препятствовать законному осуществлению ОРМ;

· соблюдать порядок обжалования действий оперативно-розыскных органов, право на которое изложено в ч. 3 ст. 6.

 

КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА КАК КОМПЛЕКСНОЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: