© Дм. Балашов, 2009-2012
1. Характеристика специальности «Экономика и организация производства».
2. Организация образовательного процесса. Учебный план специальности.
Ист.:
· Кодекс об образовании от 13 января 2011 г. №243-З (далее – Кодекс);
· Положение об учреждении среднего специального образования, утвержденное Постановлением Министерства образования РБ от 22 июля 2011 г. № 106 (далее – Положение о ССУЗ);
· Образовательный стандарт «Среднее специальное образование, специальность 2-27 01 01 «Экономика и организация производства»: утвержден постановлением Министерства образования РБ от 15 июля 2003 г. № 50 (далее – Образовательный стандарт);
· Учебный план специальности 2-27 01 01 «Экономика и организация производства»: утвержден Министерством образования РБ 23 апреля 2010 г. (далее – Учебный план).
?1.
Все специальности, по которым ведется подготовка в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях систематизированы в Классификаторе ОК РБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (для всех специальностей установлены: цифровой код; квалификация выпускника; первичные должности, которые он может занимать).
Для каждой специальности разработан образовательный стандарт. Образовательный стандарт – нормативный документ, который определяет для конкретной специальности содержание профессиональной деятельности специалиста, требования к его знаниям и умениям, процессу обучения в колледже.
1. Специальность 2-27 01 01 «Экономика и организация производства», специализация 2-27 01 01 27 «Экономика и правовое обеспечение предпринимательской деятельности».
Срок обучения 1 год 10 месяцев (2 и 3 курсы).
Квалификация: техник-экономист.
Первичные должности: техник по труду, техник по планированию, коммивояжер и др.
Специальность интегрируется со специальностями 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» и 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» высшего образования (можно поступать в ВУЗ на сокращенный срок, 4 года).
Расшифруем ключевые слова специальности.
Экономика связана с выбором, как наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы для производства полезных товаров и услуг и удовлетворить потребности (предприятия, работников, общества). Например, экономист планирует, какую продукцию выгоднее производить, рассчитывает затраты на ее производство, возможную прибыль и т.п.
Организация производства – деятельность по наилучшему сочетанию во времени и пространстве всех элементов процесса производства (орудий и предметов труда, технологий, рабочей силы) для получения оптимального производственного результата. Например, экономист может помочь технологу выбрать экономически лучший вариант производства нового изделия из нескольких возможных.
Наша специальность имеет 27 специализаций. Специализация определяет дополнительные знания, которые получает учащийся (например, 2-27 01 01 04 «Экономика и организация производства на предприятии машиностроения», 2-27 01 01 26 «Экономика и организация ресторанного хозяйства»).
Экономика и правовое обеспечение предпринимательской деятельности значит, что наряду с экономическими знаниями большое внимание уделяется изучению нормативных правовых актов (законов, указов, постановлений и т.п.), которые регулируют хозяйственную (предпринимательскую) деятельность организации.
2. Образовательный стандарт также определяет подробно:
содержание профессиональной деятельности специалиста – где специалист может работать, какие функции он может выполнять, что является результатом его труда;
квалификационную характеристику специалиста – что он должен знать и уметь.
Специалист может работать техником по планированию, экономистом, бухгалтером, кассиром в государственных и частных коммерческих организациях (предприятиях) разных отраслей экономики (промышленность, торговля, транспорт и др.), в отделах: планово-экономическом, труда и заработной платы, финансовом, материально-технического обеспечения, маркетинга, бухгалтерии и т.п.
Специалист участвует в разработке (ведении, анализе, исполнении) плановой, нормативной, аналитической, учетной, отчетной документации предприятия по вопросам организации производства и экономического развития (план работы цеха на месяц, расчет норм времени на выпуск продукции, цены продукции, составление отчета о фактическом производстве продукции, анализ прибыли предприятия и др.).
Подробнее см. в приложении, показать учащимся образцы отчетов по практике и документов предприятий.
?2.
Организация образовательного процесса в колледже регулируется ст. 186-201 Кодекса, п. 11-17 Положения о ССУЗ.
По каждой специальности на основе Образовательного стандарта разработан Учебный план.
Учебный план – документ, который определяет для конкретной специальности: сроки обучения; перечень дисциплин, их распределние по курсам, количество часов на изучение и формы аттестации (экзамен, зачет) и др.
Ключевые учебные дисциплины (перечислить и кратко охарактеризовать).
Производственная практика состоит из технологической и преддипломной. Учащийся проходит их на предприятии, по результатам сдает отчеты (кратко охарактеризовать).
По каждой дисциплине и по практикам разработаны программы. Учебная программа – документ, который определяет содержание изучемых в дисциплине тем, часы на лекции и практические занятия, планируемые результаты обучения.
Учебный год длится с 1 сентября по 30 июня и делится на 2 семестра: сентябрь-январь; февраль-июнь. К концу каждого семестра по изучаемым дисциплинам нужно выполнить все контролные работы, сдать зачет или получить итоговую оценку. После – экзаменационные сессии (в январе и июне на 2 курсе, январе и апреле на 3 курсе, по 2-3 экзамена).
Учебная нагрузка – 36 часов в неделю по 45 минут.
Каникулы: зимние – 2 недели (в январе-феврале); летние – июль-август.
Учащийся, полностью выполнивший Учебный план, в конце обучения проходит итоговую аттестацию (государственный экзамен, включает теоретический и практический этап). Ему выдается диплом и присваивается квалификация.
Выпускник дневного отделения колледжа, обучавшийся за счет средств бюджета, направляется на работу и обязан отработать по распределению 2 года. Молодой специалист, не отработавший срок по распределению, обязан возместить средства, затраченные на его обучение, в бюджет.






