Отрасль. Конкуренция. Рыночные структуры

 

"Конкуренция - жизнь                             "Конкуренция равнозначна награде для тех,

торговли и смерть торговцев".                       кто производит лучшие товары по более

                  (Элберт Хаббард)           низкой цене". (Иеремия Бентам, 1748-1832 гг.)

 

Введение. Кратко о рыночных структурах и отрасли.

 

           Понятия рыночной структуры, конкуренции и рыночной власти. Ценоискатели (ценоустановители) и ценополучатели. Критерии для определения рыночной структуры (свойства рыночных структур). Перечень основных моделей рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополия, монополия и монопсония. Понятие отрасли в экономической теории.

====================================================================

Ценополучатели и ценоустановители. Ключевой признак конкуренции, главный носитель рыночной информации - это цена. По отношению к цене все фирмы делятся на ценополучателей и ценоустановителей (ценоискателей). Фермер в принципе может назначить любую цену за свою пшеницу. Но он почему-то жадно слушает биржевые сводки или сообщения из центральных ведомств о закупочных ценах на пшеницу. При всей своей свободе фермер практически не может влиять на цену. Таким образом, он ценополучатель. Автогигант, выпуская на рынок новую модель, тщательно разрабатывает ценовую стратегию, устанавливая цены на разные варианты комплектации автомобиля. Он, конечно же, является ценоустановителем.

 

Рыночная власть - это способность продавца или покупателя влиять на цену товара и объем продаж. Рыночная власть - это также возможность влиять на поведение других участников рынка с помощью цен, рекламы, увеличения или уменьшения производства, а также с помощью угроз этими действиями.

Рыночная власть всегда возникает, когда мало продавцов или мало покупателей, когда каким-либо образом можно затруднить конкуренту доступ на рынок, когда можно иначе упаковать товар или обеспечить ему внимание потенциальных потребителей и во многих других случаях. Можно утверждать, что чем больше рыночная власть, тем меньше конкуренция.

Рыночная структура является многогранным понятием и включает в себя количество и роли продавцов и покупателей на рынке, способ установления цены и возможности влияния на цену продавцов и покупателей. Рыночная структура определяется степенью однородности товара или, наоборот, возможностью дифференциации товара (то есть технически незначительных модификаций товара), количеством, статусом, размером и экономической мощью продавцов и покупателей, отсутствием или наличием у них привилегий, степенью свободы входа и выхода на рынок, естественными ограничениями, такими как, например, расстояние, а также уровнем мобильности ресурсов и доступностью информации для участников рыночной игры.

Основные рыночные структуры (модели). Объем рыночной власти определяет 5 основных структур (моделей) рынка, расположенных на рис.9-1 по возрастанию рыночной власти:

 

· совершенная конкуренция;                                                    рыночная

· четыре модели несовершенной конкуренции:                    власть

        - монополистическая конкуренция,                             продавцов

        - олигополия: несколько продавцов,                            растет

        - монополия: один продавец,

· монопсония: один покупатель,                                        рыночная власть

                                                                             сосредоточена у покупателя

  Рис.11-1. Основные рыночные структуры.

 

Характеристиками, позволяющими судить о структуре того или иного рынка, являются: число продавцов, число покупателей, тип продукта, возможности контроля на ценами и объемами продаж, входные барьеры и возможности неценовой конкуренции, (см. таблицу 11-1).

                         Таблица 11-1. Характеристики основных рыночных структур.

   

Несовершенная конкуренция

Свойство (критерии для опреде- ления структуры) Совершен- ная конку- ренция Монополис- тическая конкурен- ция Олигополия Монополия Монопсо- ния
Число продавцов Очень Много Много Несколько Один Много или несколько
Число по- купателей Очень Много Много Много Много Один
Тип продукта Стандартный Дифферен- цированный Стандартный или диффе- ренцирован- ный Уникальный, нет близких заменителей Стандарт- ный или дифферен- цированный
Контроль над ценой Отсутствует Незна- чительный Ограничен- ный взаим- ной зависи- мостью Значитель- ный Значитель- ный
Входной барьер Очень лёгкий Сравнитель- но лёгкий Существен- ные препят- ствия Блокирован Блокирован
Неценовая конкурен- ция Отсутствует Значительна Типична Мала Мала
Примеры Рынки стандартной долго сох- раняющейся продукции сельского хозяйства, фондовая биржа Розничная торговля, рынки одежды, косметики, обуви, пищевых продуктов. Производ- ство судов, автомобилей, компьютеров, тракторов. Патенты, местная телефонная сеть, раз- работка уникального месторожде- ния. Военная техника и обмундиро- вание, найм на ра- боту врача в единствен- ную больницу

                 

 

Главные структурообразующие признаки - это количество продавцов и покупателей (точнее их поведение), а также тип продукта. Во многом рыночная структура определяется свойствами самого товара и характером его производства. Так, духи являются товаром рынка монополистической конкуренции, лен, табак и пшеница, скорее всего, образуют рыночные структуры близкие к совершенной конкуренции. А медь наиболее вероятно приведет к созданию олигополии. Свойства товара не определяют структуру рынка абсолютно жестко. Они задают необходимые, но недостаточные условия для конкретной рыночной структуры.

Кроме основных моделей иногда используют двустороннее представление рыночных структур. Например, на рынке вооружений конкурируют две-три фирмы при государственных закупках продукции. Эта специфическая ситуация может быть описана как монопсония, с одной стороны, и олигополия, с другой. Здесь государство выступает в роли монопсониста, а оружейные производители образуют олигополию.

Таблица 11-2. Матрица рыночных структур.

Количество   Продавцов     Количество Покупателей Моно - (один продавец) Олиго - (несколько продавцов) Много, но практически у всех есть небольшая рыночная власть Много, и нет у продавцов рыночной власти
Моно - (один покупатель) Двусторонняя “монополия” Монопсония - олигополия Почти чистая монопсония Чистая монопсония
Олиго - (несколько покупателей) Монополия - олигопсония Двусторонняя олигополия Почти чистая олигопсония Чистая олигопсония
Много, но практически у всех есть небольшая рыночная власть Почти чистая монополия Почти чистая олигополия Двусторонняя монополисти-ческая конкуренция Чистая монопсоничес-кая конкуренция
Много, и нет у покупателей рыночной власти Чистая монополия Чистая олигополия Чистая монополистическая конкуренция Совершенная конкуренция

* Жирным шрифтом выделены основные рыночные структуры.

 

Понятие отрасли в экономической теории. Отраслью в советском народном хозяйстве была совокупность технологически близких предприятий или предприятий, ориентированных на определенную группу потребителей, например, оборонные ведомства. В рыночной экономике рыночная структура и отраслевая структура - это почти одно и то же.

Отраслью в экономической теории называется совокупность предприятий работающих на одном рынке или рынках взаимозаменяемых товаров.

 

 

Глава 11. Совершенная конкуренция.

 

"Совершенным конкурентом является тот,

  кто может продать все, что он захочет, по

                          существующей рыночной цене, но не в

                          состоянии заметно влиять на нее в сторону

                          повышения или понижения". (Пол Самуэльсон)

 

Изучаемые вопросы

           Понятие рынка совершенной конкуренции, условия совершенной конкуренции. Однородность продукта, большое число продавцов и покупателей, рыночные барьеры, мобильность ресурсов и полнота информации.

       Конкурентная фирма. Отсутствие рыночной власти у конкурентной фирмы. Равновесие конкурентной фирмы и максимум ее прибыли. Прибыль и поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Масса и норма прибыли. Нормальная прибыль. Экономическая прибыль (сверхприбыль). Правило (условие) выхода фирмы из отрасли в краткосрочном периоде.Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции. Прибыль и поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Стратегии конкурентной фирмы. Существуют ли рынки, которые можно рассматривать как рынки совершенной конкуренции? Цели изучения модели совершенной конкуренции.

====================================================================

       Рынок совершенной конкуренции (конкурентный рынок), - он и только он обеспечивает свободную игру конкурентных сил и, следовательно, такое свободное взаимодействие спроса и предложения, которое описано выше. Совершенную конкуренцию часто называют "чистой" в противовес "нечистой", несовершенной конкуренции. Давно замечено, что совершенная конкуренция скорее исключение, чем правило. Это не означает, что в условиях несовершенной конкуренции спрос и предложение не существуют или не взаимодействуют, просто они делают это по-другому.

 

       Условия совершенной конкуренции. В качестве строго определения совершенной конкуренции используем перечисление ее свойств, которые часто называют условиями (см. табл.11-3). Нарушение хотя бы одного из них приводит уже не совсем к совершенной конкуренции, а невыполнение некоторых ключевых условий приводит к совсем несовершенной конкуренции.

                                                              Таблица 11-3.

       УСЛОВИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
        1. Большое число продавцов                                2. Большое число покупателей              3. Однородность товара                       4. Отсутствие рыночной власти у                                 каких-либо продавцов или потребителей                   5. Отсутствие у агентов рынка каких-либо привилегий                                              6. Свободный доступ на рынок                              7. Свободный выход с рынка                                 8. Отсутствие естественных ограничений                     9. Абсолютная мобильность ресурсов                        10. Наличие полной информации                      

 

Рассмотрим основные условия совершенной конкуренции.

       1. Однородность продукции. Конкуренция действительно совершенна, если многочисленные производители продают абсолютно идентичную продукцию. Только в этом случае нет никаких оснований у какой-либо фирмы устанавливать на свою продукцию цену выше, чем у всех остальных. Вы можете возразить, что такой продукции в принципе не существует. И вы будете правы как технолог или как химик, но не как экономист.

       Стандартизированная продукция. Что это такое? Ведь абсолютно одинаковой продукции практически нет. Даже пшеница - традиционный пример стандартизируемого продукта - не является одинаковой. На нее влияют погода и место выращивания, не говоря уже о том, что существуют десятки промышленных сортов. Тем не менее, пшеница является традиционным биржевым, стандартным товаром. Сделки заключаются в пересчете на стандартную пшеницу с заданными характеристиками (влажность, клейковина, размер зерен и т.д.).

Многолетний опыт торговли так биржевыми товарами основан на выработке стандартов, дающих возможность пересчета характеристик, и, следовательно, возможность стандартизации товаров.

Например, если у вас озимая пшеница номер 2 с повышенной влажностью и другими отклонениями от стандарта, то известен коэффициент пересчета тонны вашей пшеницы по отношению к стандартной пшенице. В результате, продавая 100 тонн, вы можете получить цену за 98 тонн стандартной пшеницы. Таким образом, при данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. При стандартизации продукции отсутствуют основания для неценовой конкуренции на базе различий в качестве и рекламе. На рынке стандартной продукции отделяют цену самого продукта от транспортных издержек, от фирмы-производителя, от сопутствующих услуг, короче от всего, что характерно для несовершенной конкуренции.

       2. Большое число продавцов и большое число покупателей - это необходимое, но недостаточное условие для отсутствия рыночной власти. Что значит много или мало участников рынка? Сколько? 10, 100, 1000? Точной цифры никто не знает и на разных рынках близких к конкурентным это число может отличаться в десятки раз. С точки зрения экономиста, если продавцы, действуя независимо, лишены возможности в одиночку влиять на цену - это и есть очень большое число продавцов. Много - это столько, сколько необходимо для практического отсутствия рыночной власти у одного участника или небольшой группы участников рынка. Много - это столько, сколько достаточно для того, чтобы, объединившись в группу, несколько продавцов или покупателей не могли диктовать свою волю остальным. При этом экономисты справедливо полагают, что объединение фермеров мало реально, а вот договоренность трех автогигантов вполне возможна. Причем эта договоренность может быть и неявной, неформальной, основанной на общности интересов - так называемый молчаливый сговор (см. главу 10).

Если рыночное поведение 10 продавцов такое же, как и 1000, и это поведение соответствует поведению конкурентной фирмы, то и 10 фирм-продавцов достаточно для формирования рынка совершенной конкуренции. Следует принять во внимание, что даже при арифметически большом числе участников один или несколько покупателей или продавцов могут оказывать влияние на других, в частности, если они выпускают значительную часть продукции или у них есть привилегии. Например, если у нескольких фирм есть налоговые льготы или эксклюзивный доступ к ресурсам.

3. Свободный вход и выход с рынка, то есть отсутствие рыночных барьеров. Свобода доступа на рынок и выхода из него означает, что нет серьезных препятствий финансовых, законодательных, технологических, природных и других ограничений для вступления и выхода из отрасли.

Доступ на рынок может быть ограничен высокими начальными затратами (рынок космических услуг вряд ли когда-либо в обозримом будущем станет конкурентным), территориальной удаленностью и другими естественными причинами.

Входной (выходной) барьер - это альтернативная стоимость появления новой фирмы на рынке (ухода фирмы с рынка).

Затруднения с выходом с рынка могут быть связаны, в первую очередь, с накопленным потенциалом. ЗИЛу, например, чрезвычайно трудно уйти с автомобильного рынка.

       4. Вход на рынок может быть свободным, но для того, чтобы фирмы действительно могли прийти на рынок, нужны мобильные ресурсы, а также точная и полная информация. Цены будут тем ниже, чем более полной информацией обладают покупатели и продавцы.

 

       Конкурентная фирма, то есть фирма, действующая на рынке совершенной конкуренции, не может назначить свою цену.

Фирму, действующую на рынке совершенной конкуренции, называют конкурентной фирмой.

Она получает цену, которая сложилась на рынке сегодня, то есть является ценополучателем. Отличием конкурентной фирмы и фирмы, работающей в условиях несовершенной конкуренции, является крутизна кривой спроса на продукцию фирмы (см. рис. 11-2). Спрос на продукцию конкурентной фирмы является абсолютно эластичным. Но этого, очевидно, нельзя сказать об отрасли в целом. Например, на сельскохозяйственных рынках совокупный спрос достаточно неэластичен (эластичность по цене меньше единицы). Предложение близко к абсолютно неэластичному. Цена довольно сильно зависит от величины урожая. Давно замечено, что совокупная выручка крестьян меньше в урожайные годы, чем в неурожайные.

 

Р               Спрос на товар                 Р                           Спрос на товар

                фирмы при совершенной                                    фирмы при несовершенной

                   конкуренции.                                                              конкуренции.

 

 

                                                       D

а)                                                                б)

 

 


                                                       Q                                                                   Q

       Рис.11-2. Кривые спроса на продукцию конкурентной фирмы

                      и фирмы на рынке несовершенной конкуренции.

Конкурентная фирмане обладает рыночной властью. Конкурентная фирма в краткосрочном периоде может продать столько, сколько она хочет в пределах своих производственных возможностей, не оказывая этим влияния на рыночную цену, что видно на рис.11-2а.

У фирмы на рынке несовершенной конкуренции иное положение. Чем больше она предлагает товаров на рынок, тем по меньшей цене она их сможет продать.

       Основное свойство рынка совершенной конкуренции с точки зрения производителя и продавца то, что он (продавец или потребитель) никак не может влиять на рыночную цену. Сколько бы он ни произвел и, соответственно, сколько бы ни предложил на продажу - цена будет неизменной. Улучшить свой товар производитель не может, так как по определению на конкурентном рынке товар стандартный. Следовательно, поведение производителя диктуется затратами на производство (см. рис. 11-3):                          

Р = AR = MR = МС                                              (11.1)


                                             MC - маржинальные затраты

 

 

      Р = AR = MR = const, то есть цена

                                                               фиксирована и она равна средней и

                                                                   маржинальной отдаче (выручке)

 

              интервал роста 

                  прибыли                                           Q - величина производства

                                                                   Q   и предложения конкурентной фирмы

                                         Qopt

Рис.11-3. Максимизация прибыли фирмой на рынке совершенной конкуренции.

            Qopt - величина предложения, максимизирующая общую массу прибыли.

                  

Равновесие конкурентной фирмы и максимум ее прибыли. Фирма на рынке любой структуры максимизирует массу прибыли, а не норму прибыли. Нормой прибыли называют отношение прибыли к общим затратам (), или затратам капитала (), или долю прибыли в цене (). Такая неоднозначность характерна для прикладной экономики, в которой этот показатель весьма важен.

Оптимальный уровень производства, гарантирующий наибольшую прибыль, определяется соотношением MR = MC = P. До тех пор пока маржинальные издержки (MC) меньше, чем цена, наращивать производство для конкурентной фирмы выгодно. В результате фирма окажется в равновесном положении краткосрочного периода, которое сохранится до тех пор, пока не изменится рыночная цена производимого продукта или затраты на его производство. Равновесным это положение называют потому, что ни увеличить, ни уменьшить выпуск продукции невыгодно.

Опора на средние затраты дает ложный ориентир. На практике используются два подхода. При первом подходе, минимизируя средние затраты, фирма выпускает меньше, чем надо для максимизации массы прибыли. Второй подход заключается в нормативном сочетании цены и затрат практически тоже невозможно достичь максимума прибыли.

Прибыль и поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Напомним, что в состав затрат экономическая теория включает все факторные доходы всех задействованных факторов производства, то есть и обычный доход на фактор «предпринимательство» (поскольку она рассматривает все затраты для принятия решений как альтернативные). Этот обычный доход получил название нормальной прибыли. Нормальную прибыль можно интерпретировать как ту, которая устанавливается равной на всех рынках совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. Таким образом, с одной стороны, нормальная прибыль включается в затраты (ТС, АС, МС), а, с другой стороны, она гарантирует тот минимальный доход, который достаточен для предпринимателей, чтобы они были заинтересованны в продолжении производства.

Конкурентная фирма может получать и только нормальную прибыль, и экономическую прибыль, и быть экономически убыточной (хотя при этом фирма может получать бухгалтерскую прибыль). Анализируя прибыльность фирм, в экономической теории принято в издержки включать нормальную прибыль. Выделяют 4 ситуации:

       1) Нормальная прибыль конкурентной фирмы (см. рис.11-4а) обеспечивается хотя бы в одной точке (в точке максимума прибыли), если средние общие издержки совпадают в этой точке с ценой и маржинальными издержками (AC = MC = P).

       2) Сверхприбыль прибыль конкурентной фирмы (см. рис.11-4б) достигается, когда средние общие издержки меньше цены (AC < P).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: