Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

Лекция №

Монополистическая конкуренция.

Дифференциация продукта.

Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Общая рубрика: Производство и ценообразование в различных рыночных структурах.

 

Многообразие вариантов в сущности одних и тех же продуктов является зачастую плодом деятельности небольших фирм, существующих в условиях монополистической конкуренции- это одна из форм несовершенной конкуренции.

На рынке действуют множество фирм- мелких.

Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно не велики: для открытия мастерской по выпуску мягкой мебели или модной парикмахерской, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому.

Незатруднителен и уход с рынка- всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

Отличие совершенной конкуренции от рынка монополистической конкуренции состоит в разнообразии, дифференциации продукта.

Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини- монополиста» (единственного производителя данного продукта) и обладает известной властью на рынке.

Дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части (их называют сегментами рынка). И на этом сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать большой.

К примеру: Вашингтонская фирма «Саттон плейс»- только в ее магазинах можно купить вестфальскую ветчину действительно из Вестфалии, эльзасские вина, лучшие французские сыры и т.д.

На рыночном сегменте «деликатесы из Европы» небольшая компания занимает монопольную позицию и диктует цены: при их определении она закладывает размер собственной прибыли в 5-8%, в то время как в среднем по отрасли эта величина равна 1-3%.

Дифференциация продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе.

1 группа. Товары разного качества – это разные товары. Выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. Так, паста (шампунь). И все они становятся по –своему уникальны: одна паста лучше всех укрепляет десны, другая- самая вкусная, третья- дает отбеливающий эффект.

Мнимые качественные различия факт: значительный % курильщиков не отличают «свою» марку от других, хотя в обычной жизни покупают только ее.

2 группа. Различия в сервисе.

Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы.

3 группа. По -разному рекламируемые товары- это разные товары.

Вряд ли кто-нибудь скажет: «Я курю «Мальборо» потому, что хочу походить на мужественного ковбоя».

 Удачно найденный образ ковбоя в рекламе марки. Реклама «Мартини», «Жук», «Ока».

Очень сложно:

1) точно повторить тонкий вкус знаменитого ликера;

2) найти равноценный ответ на удачную рекламную кампанию.

2.  Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах хозяйств.

Для анализа поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции используем график.

В первую очередь обращает на себя внимание кривая спроса (D). Она не идет параллельно оси абсцисс, а имеет отрицательный наклон. Это связано с дифференциацией продукта.

Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, конечно, не совпадает с целой отраслью, как это было в случае фирмы- монополии.

Но, благодаря дифференциации на своем сегменте рынка она монополист. Поэтому и кривая спроса приобретает характерный отрицательный наклон: рост объема реализации достигается за счет снижения цен.

Во- вторых, виден механизм определения фирмой оптимального размера производства.

Рис.1.

 

В условиях монополистической конкуренции (как на любом другом типе рынка) фирма максимизирует прибыль при таком V, при котором МС=МR.

Иными словами, фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации.

Соответственно точка пересечения МС и MR на графике задает тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене Р1 фирма максимизирует свою прибыль.

Из графика видно, что Q1 меньше Q2. Если бы та же самая цена Р1 при тех же самых предельных затратах фирмы сложилась на рынке конкуренции, то фирма выбрала бы объем продаж Q2.

Таким образом, при анализе поведения фирмы в коротком периоде наиболее заметны «родовые» черты сближающие монополистическую конкуренцию с другими видами несовершенной конкуренции.

Более отчетливо специфика монополистической конкуренции как особого типа рынка проявляется в длительном периоде.

Для простоты изложения примем, что кривая затрат не меняется.

Допустим также, что первоначально фирма получает экономическую прибыль (линия D1 лежит выше минимального уровня ATCL).

Р

Рис. 2. Равновесие в длительном периоде.

В условиях чистой монополии такая ситуация имела бы тенденцию к закреплению на длительное время, так как господствующая фирма не допустила бы на рынок новых производителей.

Напротив, при монополистической конкуренции вход на рынок сравнительно свободен. Поэтому в длительном периоде на него неизбежно проникнут привлеченные экономической прибылью компании. Новички станут производить товары близкие и продукции рассматриваемой нами фирмы.

В результате кривая спроса на продукцию фирмы сторожила снизится, так как часть клиентов перейдет к конкурентам и ее сегмент рынка сократится.

Очевидно, что этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль и кривая спроса не займет положение касательной к кривой затрат D3

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: