Сравнение результатов обследования признака в разных условиях(до и после) или обследование контрольной и экспериментальной групп,оценка характера изменения некоторого психологического показателя в одной или нескольких группах в разные периоды времени, оценка динамики изменения определенного показателя под влиянием экспериментальных воздействий требуют привлечения статистических методов-критерий различия. Они позволяют оценить степень статистической достоверности, различия между показателями, полученными в результате исследования.
Критерии различия отличаются по 1,типу шкалы2, по максимальному объему выборки3, по количеству выборок4,по качеству выборки(связная/не связная)5,по источнику выборки(одна или несколько генеральных совокупностей)
Мощность – способность критерия выявлять различия или отклонять нулевую гипотезу если она не верна.
Этапы выбора критерия различий:
1, определить является ли зависимой
2,определить однородность/не однородность
3,оценить объем выборки
|
|
4, если используемый критерий не выявил различий,применить более мощный критерий.
L критерий Пейджа можно рассматривать как эквивалент критерия Фридмана для сопоставления показателей,измеренный в 3х и более условиях на одной и той же выборке.
Этот критерий позволяет проверить предположение о временной или ситуативно обусловленной динамике изменения каких либо признаков. Применение ограничено объемом выборки-число испытуемых не больше 12 и число измерений признака не может быть больше 6.
Для применения этого критерия необходимо:
1,измерения в ранговой,интервальной.или шкале отношений
2,связная выборка
3, не мене 2х и не более 12 испытуемых,количество измерений от 3 до 6
Критерий определяется по таблице 5
Порядок:
1. ранжирование по строкам
2. суммирование рангов
3. проверка ранжирования, подсчет эмпирического значения.
с- число измерений
Ri- сумма рангов i-го столбца в упорядоченной таблице
i- порядковый номер столбца в таблице упорядоченной по сумме рангов.
Пример: