Особенностью следует назвать то, что одним из субъектов является гос.-властный орган или должностное лицо, предпис.др.субъекту правоотношений обязательные для исп.действия, либо уст-щие запреты, либо своим бездействием препят.реализации прав или зак.интересов др.субъекта.
АПК предусм.ос-ти производства по четырем категориям дел, возникающих из адм.и иных публ.правоотношений:
1) дела об оспаривании нпа;
2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц;
3) дела об административных правонарушениях;
4) дела о взыскании обязательных платежей. Если они затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Производство по делам об оспаривании нпа возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим. Граждане, организации, иные лица, прокурор, а также гос.органы, органы мсу вправе обратиться в АС с заявлением о признании недействующим нпа, принятого гос.органом, органом мсу, иным органом, должностным лицом при соблюдении одновременно двух условий: 1) оспариваемый нпа или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нпа, имеющим большую юр.силу; 2) оспариваемый нпа или отдельные его положения нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной эконом.деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осущ.предприним.и иной эк.деятельности.
К компетенции арбитражного суда не относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ, а также дела об оспаривании нормативных правовых актов, признание которых противоречащими закону отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК для искового заявления.
Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает автоматически действие оспариваемого нпа. Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей. Срок рассмотрения таких дел не может превышать 2 месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к суд.разб-ву и принятие решения по делу. По этой категории дел, как и по всем другим делам, рассматриваемым арбитражным судом, обязательно проведение предварительного судебного заседания в рамках подготовки дела к судебному разбирательству. Вступ.в зак.силу решение АС по делу об оспаривании нпа направляется в официальные издания гос.органов, органов мсу, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамед.опубликованию указанными изданиями. Кроме того, решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и при необходимости в иных изданиях.
Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Производство по данным делам возб.на осн.заявления заинт.лица, обратившегося в АС с требованием о признании недейств.ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Заявления рассматриваются в АС только в случае, если их рассмотрение в соответствии с ФЗ не отнесено к компетенции др.судов. Граждане, организации и иные лица могут обратиться при наличии 2х условий:
1) оспариваемый ненормативный па, решение и д-е (безд-е) не соотв.закону или иному нпа;
2) оспариваемый ненормативный па, решение и д-е (безд-е) нарушают их права и законные интересы в сфере предприн.и иной эк.д.ти, незаконно возлагают на них какие-либо об-ти, создают иные препятствия для осущ.предприним.и иной эк.д-ти. Также могут обратиться прокурор.
Заявление м/б подано в АС в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. В заявлении обяз.должны быть указаны права и зак.интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие). В заявлении должно также содержаться требование заявителя о признании ненормативного правового акта недейств., решений и действий (бездействия) незаконными. В производстве допускается приост.действия оспар.акта, решения на основании ход-ва, поданного заявителем.
Дела рассматриваются судьей единолично.Срок не должен превышать 2х месяцев со дня поступления соотв.заявления в АС, включая срок на подготовку дела к суд.разб-ву и принятие решения по делу. Особый срок уст.для дел об оспар.решений и действий суд.пристава-исполнителя. Такие дела рассм-ся в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в суд. Решения подлежат немедленному исполнению. Со дня принятия решения указанный акт или отд.его полож. не подлежат применению. Копия решения направляется в 5-дневный срок со дня его принятия заявителю, в гос.орган, в орган мсу, в иные органы, должностным лицам, к-ые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышест.в порядке подчин. орган или вышестоящему в порядке подчин.лицу, прокурору, др.заинт.лицам.






