КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Литературные термины.
Автор -это писатель, создавший одно или ряд произведений.
Аллегория — это иносказание, изображение какой — нибудь отвлечённой идеи в конкретном, отчётливо представляемом образе. Например, в басне «Стрекоза и муравей» Стрекоза - это аллегория легкомыслия, а Муравей — предусмотрительности.
Аллитерация — это повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность (например: «В сто сорок солнц закат пылал...» В. Маяковский).
Амфибрахий — это трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.
Анапест — это трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.
Аннотация — это краткое изложение книги, рукописи, статьи.
Антитеза — это художественное противопоставление характеров, образов, понятий и проч., создающее эффект резкого контраста.
Архаизмы — это слова и обороты, которые употреблялись в прошлом для обозначения каких — либо предметов, явлений или понятий, но вытеснены другими словами и оборотами, которые используются в современной речи.
|
|
Афоризм — это обобщённая глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни, но в отличие от неё принадлежит определённому лиц пословице у (писателю, учёному и т. д.)
Беллетристика — это в широком смысле слова — художественная литература, в более узком — художественная проза, в отличие от поэзии, драматургии.
Бестселлер — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующийся читательским спросом.
Библия — это собрание древних текстов религиозного содержания, считающихся священными для иудеев и христиан.
Белый стих — это стихотворное произведение без рифмы.
Гипербола — это художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков.
Гротеск — это предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
Дактиль — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
Деталь — это выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Диалог — это разговор двух или более лиц.
Жанр — это вих художественного произведения, напрмер басня, лирическое стихотворение, повесть.
Завязка — это начальный момент развития событий, изображённых в художественном произведении.
Звукопись в стихосложении — это система звуковых повторов, подобранных с расчётом на усиление звуковой выразительности речи.
|
|
Идея — это основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения. Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного вывода (например, мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения.
Инверсия — это необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.
Интервью — это предназначенная для печати беседа (журналист и писатель, учёный и студент, …).
Интерпретация - это истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.
Интонация — это выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.
Ирония — это скрытая насмешка.
Композиция — это расположение, т. е. построение произведения.
Конфликтная ситуация — в литературе — создание с помощью художественных средств такого положения в художественном мире произведения, которое требует от персонажей активных действий, ставит их перед необходимостью вступить в борьбу с противоборствующими силами.
Кульминация — это высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.
Лирика — это род литературных произведений, изображающих духовный мир человека, его чувства, настроения, переживания.
Метафора — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. (И золотеющая осень листвою плачет на песок... С. Есенин).
Монолог — это развёрнутое высказывание одного действующего лица или автора произведения.
Олицетворение — это наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям. (Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами...А. Фет).
Параллелизм — это расположение рядом сходных элементов речи, тем, образов для создания единого поэтического образа; например: Едут по полю добры молодцы, летят по небу ясны соколы.
Повтор — это повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжении некоторого отрезка текста; используется для ритмичности, а также для выделения особо значимых мыслей, чувств, образов.
Пролог — это элемент композиции, который предшествует завязке.
Развитие действия — это ряд эпизодов литературного произведения между завязкой и кульминацией, в которых происходит движение основного конфликта, его обострение или смягчение.
Развязка — это заключительный момент в развитии действия художественного произведения.
Сравнение — это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Часто сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно, и другими. (Передо мною белый гриб стоял, как вежливый ребёнок... Л. Тимофеев). Сравнение должно быть основано на реальном сходстве предметов, явлений.
Сюжет — это цепь событий, которые развиваются в произведении.
Тема — это круг проблем, жизненных явлений, на которых сосредоточил своё внимание автор литературного произведения.
Фрагмент — это отрывок, часть произведения.
Эпиграф — это краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.
Эпизод — это относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.
Эпитет — это образное определение предмета или действия, выраженное преимущественно прилагательным.
Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, называются эпитетами.
Эпитеты чаще всего употребляются в художественном стиле. Они помогают автору нарисовать, а читателю представить какую — либо картину. Эпитеты обычно используются как цветопись для передачи чувств, настроения. Цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и пр. обозначают радостные, светлые чувства. (Заметался пожар голубой... С.Есенин). Эпитеты чёрный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания. (Вечер чёрные брови насупил...С. Есенин).
|
|
Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.