Сократ (469-399 гг. до н.э.)

Натурфилософия, философия физическая, занимающаяся в основном бытием, его первоначалом постепенно зашла в тупик, из которого ее вывел Сократ, предложив переход к другой философии, философии социально-нравственной. Философия для него было не созерцательным рассмотрением природы, а учением о том, как следует жить. Отсюда вытекал и основной вопрос его философии – вопрос о природе, сущности знания («есть одно только благо – знание, и одно только зло – невежество»). И метод его философствования – диалог, испытующая беседа. Свой метод он назвал диалектикой (искусство спора). Согласно Сократу, самосознание человека должно служить нравственному самосовершенствованию. Человек в своей деятельности должен руководствоваться понятием о знании вообще, которое приравнивается к добродетели, этому главнейшему понятию сократовской этики. Решение этической проблематики на основе самопознания, выработка знания о самом знании – вот главная цель Сократа.

Новым в философии Сократа следует считать то, что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при помощи которого собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях собеседника, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия.

Философия на сократовской ступени развития добилась значительного положительного результата – диалектика стала методом получения истины.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Главными положениями его учения являются: «мир вещей» в действительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые идеи (эйдосы); любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением эйдоса данной вещи; при смерти человека умирает только тело, душа же, новую телесную оболочку. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно которому: все население государства делится на три сословия – философы – управляющие, воины, работники; философы не должны иметь частной собственности; жители государства все делают вместе; не существует брака, все жены и дети общие;

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Выступил с критикой философии Платона. По его мнению, не существует «чистых идей», а только единичные и конкретно определенные вещи; материя – это потенция, ограниченная формой; изменение хотя бы одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета; высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Аристотель считал, что человек: является одним из видов высокоорганизованных животных; отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными. Последнее качество приводит к возникновению общества. Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).


 

6. Средневековая философия проходит два этапа своего развития: патристику и схоластику. Патристика может быть разделена на три содержательных этапа. На первом этапе выдвигаются такие фигуры как Иустин Философ, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. Эти мыслители занимались апологетической деятельностью, т. е. отстаивали истинность христианского учения перед лицом языческого античного мира. Второй этап – это этап зрелой патристики III-V вв., когда разворачивается деятельность Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, составивших Каппадокийскую школу. В это время христианство обретает статус государственной религии. Главная особенность третьего периода патристики (V-VIII вв.) в том, что это период систематизации вероучения, которая связана с именами Иоанна Дамаскина – на греческом Востоке и Боэция – на латинском Западе. Схоластика представляет собой направление религиозно-философской мысли IX-XIV вв., характеризующееся стремлением к систематизации и рационально-логическому обоснованию христианского вероучения. Схоластика включает три этапа своего развития. Ранняя ее форма (9 - 12 вв.). Ее представителями являются Иоанн Скот Эриугена,, Петр Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Росцелин. Этап зрелой схоластики приходится на XII - XIII вв. Главные мыслители этого периода – Альберт Великий, Фома Аквинский. Схоластика достигает своего расцвета, в рамках деятельности множества университетов, главным из которых можно считать Парижский университет. Поздний этап развития схоластики (XIII-XIV вв.), представленный именами Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама происходил на фоне ослабления авторитета католической церкви, чему соответствовал процесс освобождения философии от влияния теологии, а также возрастание влияния позитивного, опытного знания.

Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Основные положения философии Августина Блаженного: ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного; земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре; божественное царство представлено священнослужителями, наделенными благодатью и близкими к Богу; земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством; церковь — единственная сила, способная объединить мир; высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины; после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь; главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

Фома Аквинский (1225-1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви. Выдвинул пять собственных доказательств существования Бога: движение: все, что движется, движимо кем-то другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог; случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; степени качеств: все, что существует, имеет различные степени — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог; разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества; откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; вера и разум дают истинное знание; если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; все в мире делится на то, что можно познать рационально, и то, что разумом непознаваемо; не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; философия и теология — разные науки; философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

7. Главные черты философии эпохи Возрождения – стремление познать мир через естественные науки, которые зародились в Древней Греции и были непочтительно забыты в темные средние века, внимание к человеку, к таким категориям, как свобода, равенство, к неповторимой ценности – человеческой жизни.

Идеи философии эпохи Возрождения базировались на таких принципах, как: Антропоцентризм философского и научного поиска. Человек - центр мироздания, его основная ценность и движущая сила. Пантеизм – отождествление Бога с природой. Основная цель этой идеи состояла в примирении науки с церковью. Известно, что католики ревностно преследовали любую научную мысль. Развитие пантеизма дало толчок таким прогрессивным направлениям, как астрономия, химия, физика, медицина. Гуманизм - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно.

Николай Коперник (1473-1543) к 1532 завершил работу «Об обращении небесных сфер», на издание которой он долго не решался, хотя был убежден в ошибочности системы Галилея и истинности гелиоцентрической модели Вселенной.. Работа вышла в год его смерти. Она возвещала не просто новое указание на движение Земли, но составляла новый способ миропонимания. Обосновывались положения, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца, вокруг своей оси, мир и Земля сферичны, движение небесных тел круговое и постоянное, Земля занимает лишь малую часть бесконечно большого пространства небес.что вело к разрушению иерархической структуры мироздания, основанной на Библии

Джордано Бруно (1548-1600) развил и углубил философские идеи Коперника: Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; число миров во Вселенной бесконечно; не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

Галилео Галилей (1564-1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: изобрел телескоп; с помощью телескопа исследовал небесные тела; доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; открыл спутники вокруг других планет; исследовал динамику падения тел; доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в наблюдении; выдвижении гипотезы; расчетах воплощения гипотезы на практике; экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы


 

8. Интенсивное развитие наук приводит к приобретению ими предметов, стройно выведенных законов. Каждая из наук определяется со своим предметом, проблемами, определяющими ее сущность и природу. Особенно заметной становится тенденция разделения наук и философии. Главной проблемой наук становится познание природы. Науки начинают изучать мир, который понимается как природа, существующая по своим законам.При этом философия превращается в область знаний о мире, изобретающую и открывающую конкретные законы физических явлений. Она фактически превращается в экспериментальную науку. Социальные и научные революции способствовали становлению двух основных направлений, из которых складывалась философия нового времени: эмпиризма и рационализма. Эмпиризм как направление философии представлял собой область теории познания, которая признает первостепенное значение чувственного опыта как основного источника знаний. В свою очередь, внутри эмпиризма выделялись такие направления как идеалистический и материалистический эмпиризм. Идеалистический эмпиризм возглавляют Дж. Беркли, Юм. Согласно этому направлению опыт представляет собой общую совокупность представлений, чувств и величина мира равняются величине опыта. Вторым направлением внутри эмпиризма являлся материалистический эмпиризм, который утвердили Ф. Бэкон и Т. Гоббс. Представители этого направления считали, что источником опыта человека является внешний мир.

Рационализм на первый план выдвигал логическую суть науки, источником познания и главным критерием истинности называл разум. Рационалистическая философия нового времени также имела внутри общего направления несколько отдельных течений. Учение о познании называется гносеологией. Рационализм в философии нового времени базировался на этом понятии. Человек в своем бытии изменяет окружающий мир. Общество относится к миру с практической точки зрения. Человек для собственного бытия обязан изменять окружающий его мир. Чтобы это изменение носило оптимальный характер, оно должно контролироваться познанием

Первым философом, который сознательно решил разработать новый метод науки, был Френсис Бэкон. По его мнению, следует проделать два вида работ: критическую и позитивную. Критическая, разрушающая часть философской системы Бэкона направлена на выявление причин человеческих заблужде­ний и на выработку рекомендаций по их преодолению. Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми идолами — искаженными образами действительности, ложными представле­ниями и понятиями. Он различал четыре вида идолов, с которыми человечеству следует бороться: 1) идолы рода(Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результа­том ограниченности человеческого ума и органов чувств.); 2)идолы пещеры()Бэкон называл искаженные представле­ния о действительности, связанные с субъективностью восприя­тия окружающего мира; 3) идолы рынка(Бэкон относит ложные пред­ставления людей, порожденные неправильным употреблением слов.);4) идолы театра(Бэкон включает ложные пред­ставления о мире, некритически заимствованные людьми из раз­личных философских систем). Декарт, будучи незаурядным математиком, пытался применить ко всем наукам и в частности к философии особенности математического метода познания, он выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. Декарт возражает против преувеличения представлений о роли чувственного опыта в познание. По его словам, сущности вещей мы воспринимаем не по средствам ощущений, но с помощью разума и ограничивать человеческий разум только тем, что видят глаза, значит наносить ему великий ущерб Главное для Декарта — найти метод достоверного познания. Таким методом у него является дедукция (выводы от общего к частному). Декарт сформулировал правила исследования и установления достоверных истин. Их четыре:1.«тщательно избегать поспешности и принимать в свои суждения только то, что предоставляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения»; 2.«разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения»;3 «мыслить по порядку, начиная с предметов, наиболее простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступенькам, до познания наиболее сложных…»; 4.«составлять повсюду настолько полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».

13. Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире. В 20-е – 70-е годы ХХ в. был одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

. Основная проблема экзистенциональной философии Ж.-П. Сартра (1905 – 1980) была проблема выбора. Свобода человека абсолютна. Человек обречен на свободу и ответственен за все, что он совершает, кроме рождения. Центральным понятием является «для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» - различные взаимоотношения с другими людьми. Альберт Камю (1913 – 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни. Главный тезис философа – жизнь человека в сущности бессмысленна. В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Экзистенция, по М. Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отставать свою идентичность.


 

9. Немецкая классическая философия может быть оценена как вершина рационализма, в котором обоснована почти беспредельная мощь человеческого разума; как философия истории и культуры, этики, права, государства и общественной жизни человека.Предпосылки: ускорение темпов развития общества (промышленный переворот в Англии); прогрессе естествознания (развитие науки об электричестве); развитие диалектических идей у философских предшественников – Декарта, Спинозы, Лейбница и др.

Немецкая классическая философия аккумулировала в себе предыдущие идеи разных стран, особенно в области познания, онтологии и общественного прогресса. Кроме того, все эти мыслители пытались понять, что такое культура и сознание. Их также интересовало то, какое место занимает в этом всем философия. Немецкие мыслители этого периода попытались дать характеристику сущности человека. Они разработали систематическую философию как «науку о духе», определили ее основные категории и выделили отрасли. А в качестве основного метода мышления большинство из них признавало диалектику.

Фил развитие Канта делится на 2 периода. В 1 период пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука. Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”.Развивая эту критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления. Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе”.

Кант выделял три сферы познания: чувства, рассудок и разум. По средством чувств предметы нам даются, рассудком мыслятся, разум направлен на рассудок и с опытом ни как не связан.

10. Развитие немецкой классической философии достигает своих вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегель – философ-идеалист. Он признавал источником развития всей действительности не природу, а дух, не материю, а абсолютную идею. Эта идея, по мнению Гегеля, существует вечно и независимо от природы и человека, поэтому и носит название абсолютной. Только абсолютная идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир – природа и общество – есть лишь отражение идеи, результат ее развития. «Абсолютная идея» в своем движении проходит три ступени: 1) идея порождает и накапливает свое собственное богатство содержания. Этот процесс Гегель рассматривает в «Науке логики»; 2) идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в материальном мире – в природе. Эту ступень философ рассматривает в «Философии природы»; 3) развитие идеи завершается полным совпадение «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по терминологии Гегеля, – «абсолютным знанием». Эта третья ступень развития идеи показана Гегелем в «Философии духа».

Задача философии, согласно философу, в том и состоит, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения идеи как реально существующей активной силы. Для этого необходимо видеть источник развития, который заключается в наличии противоречивых сторон в каждом явлении и предмете, результатом столкновения которых и является их самодвижение. Гегель обосновал основные диалектические законы развития: 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких не-преодолимых преград для познания. “Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно”.


 

11. Марксистская философия, как и марксизм в целом, возникла в 40-х годах XIХ в. Ее создателями стали уроженцы Германии – доктор философии Карл Маркс (1818–1883) и занимавшийся самообразованием, одно время вольнослушатель Берлинского университета Фридрих Энгельс

Свое философское учение Маркс и Энгельс назвали диалектическим и историческим материализмом. Диалектическим это учение именуется потому, что в его основе лежит принцип развития, которое осуществляется в процессе непрерывной борьбы противоположностей. Материализмом - фундаментом мироздания признается материальное начало. Историческим материализмом - идеи материализма использовались для объяснения хода человеческой истории.Суть исторического материализма в следующем: производственные отношения образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества; общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; базис и надстройка взаимно влияют друг на друга; в зависимости от определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации – первобытнообщинный строй; рабовладельческое общество; феодализм; капитализм; коммунизм – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при общественной собственности на средства производства; рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя; приход коммунизма неизбежен В основу диалектического материализма была положена диалектика Гегеля, но на материалистических принципах. Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма: основной вопрос философии решается в пользу бытия; сознание просто свойство материи отражать саму себя; материя находится в постоянном движении и развитии; Бога нет; материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека; развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания

12. Для классической философии характерным является представление о философии как о форме рационально-теоретического сознания, с помощью которой можно объяснить самые разнообразные явления духа и действительности. В основе данной модели лежит систематическое и целостное объяснение мира. В мире господствует естественный порядок, познанием которого и должен заниматься человек. Соответственно, история философии выражается в бесконечной цепи основанных друг на друге представлений, которая ведет нас к истинному пониманию сущности и задач философии. Неклассическая философия предъявляет серьезные претензии разуму, проявляет интерес к «человеку-в-мире», характеризуется отходом от системности, дроблением изучаемых проблем.

Философия XX – начала XXI века начала поиски нового, понимания и аргументации традиционных философских проблем, что проявляется в эволюции стиля мышления, изменении исследовательских программ ведущих философ­ских школ, противоречивости и неоднозначности полученных результа­тов. Отметим характерные черты современной, неклассической философии.

Во-первых, она представлена сотнями авторских проектов и программ, десятками школ и направле­ний. Непрерывный рост количества параллельно сосуществующих на­правлений и теорий - характерная особенность развития современных философских знаний.

Во-вторых, она не имеет единства в методологии. Основание для современного философского плюрализма подготовлено радикальными изменениями решения «вечных» проблем человека и общества, обусловлено как сдвигами в социальной сфере, так и расширением границ философской рефлексии.

В-третьих, в современной философии можно выделить сциентистские и антисциентистские школы в зависимости от отношений тех или других представителей к научным методам (в основном - к методам естествознания).

А. Шопенгауэр (1788-1860) выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля. Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля: лежит в основе сознания; является всеобщей сущностью вещей; окружающий мир по своей сущности есть реализация воли. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Ф. Ницше (1844 - 1900). Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека: "воля к жизни"; воля внутри самого человека; неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты; "воля к власти". Философия Ницше была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.


 

14. Герменевтика – способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов.

Философы с незапамятных времен видели свое призвание в разъяснении себе и другим глубинного смысла существующего и происходящего. Их излюбленным делом от Сократа и Платона до М. Хайдеггера и Э. Гуссерля было постижение сокровенного, таинственного.

Философская проблематика герменевтики впервые стала разрабатываться Фридрихом Шлейермахером — протестантским теологом и философом. В его трудах заметно влияние. Главную функцию герменевтики видел в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставлял герменевтику диалектике и грамматике, которые, выявляя общее, не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности произведения.

Вильгельм Дильтей— представитель философии жизни, основатель понимающей психологии. Метод понимания, применяемый в исследовании истории, противопоставляет методу объяснения, который присущ наукам о природе. Если в основе объяснения лежит опыт, продуктивно-конструкторская деятельность рассудка, то понимание сходно с интуицией и характеризуется непосредственным постижением некоторой духовной целостности. Собственный мир понимается через самонаблюдение (интроспекцию), мир другого путем «сочувствования», «сопереживания». Герменевтика же выступает как метод понимания культуры.

Э. Гуссерль в основу понимания помещает «нетематический горизонт», который дает некоторое представление о предмете. «Горизонты» отдельных предметов сливаются в единый «жизненный мир», делающий возможным понимание одного другим. Отдельные культурные и исторические памятники имеют смысл только через соотнесенность с «жизненным миром».
М. Хайдеггер в качестве «жизненного мира» рассматривает языковую реальность. «Язык — дом бытия». Поэтому герменевтика не только искусство толкования текстов, но и «свершение бытия», которое наиболее полно проявляется в многозначном творчестве поэтов. Истолкование поэтического слова — главная цель и функция герменевтической философии.
Одним из выдающихся представителей герменевтики XX века по праву считается Гадамер. В своих теоретических концепциях он опирался на «понимающую психологию» В.Дильтея, теорию «жизненного мира» Э. Гуссерля, учение о языке М. Хайдеггера. Последнего признавал своим непосредственным учителем. Гадамер рассматривает герменевтику не только как метод понимания текстов, но как особую философию понимания. Ее предметом, наряду с историко-гумманитарными науками, является и вся совокупность знаний о мире и человеческом бытии. Поэтому понимание выступает как универсальный способ существования действующего человека, как его непосредственный, так и опосредствованный опыт. Таким образом, пониманию придается онтологическое значение.
Герменевтика как философское знание — это анализ самого процесса понимания движения к истине. Герменевтика — это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины.
Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры

 


 

15. Онтология – наука о бытии как таковом, о всеобщих определениях и значениях бытия. Онтология – это метафизика бытия.

Метафизика – научное знание о сверхчувственных началах и принципах бытия.

Бытие – предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.

Термин «онтология» появился в XVII в. Онтологией стали называть учение о бытии, сознательно отделенное от теологии. Это произошло в конце Нового времени, когда в философии противопоставлялись сущность и существование. Онтология этого времени признает примат возможного, которое мыслится как первичное по отношению к существованию, тогда как существование является лишь дополнением к сущности как возможности. Основные видыбытия: – бытие как субстанция (истинное бытие – исходное начало, фундаментальная первооснова вещей, которая не возникает, не исчезает, но, видоизменяясь, дает начало всему многообразию предметного мира; все возникает из этой первоосновы, а после разрушения вновь возвращается в нее. Сама эта первооснова существует вечно, изменяясь как всеобщий субстрат, т. е. носитель свойств, или материя, из которой построен весь слышимый, видимый, осязаемый мир переходящих вещей);

– бытие как логос (истинное бытие имеет своими признаками вечность и неизменность, оно должно существовать всегда или никогда; в этом случае бытие не субстрат, а полностью очищенный от случайностей и непостоянства универсально разумный порядок, логос);

– бытие как эйдос (истинное бытие делится на две части – универсально-всеобщие идеи – эйдосы и материальные копии, соответствующие идеям). Основные формы бытия:

– бытие вещей «первой природы» и «второй природы» – отдельные предметы материальной действительности, имеющие устойчивость существования; под природой подразумевается совокупность вещей, всего мира в разнообразии его форм, природа в таком смысле выступает как условие существования человека и общества. Следует выделять естественную природу и созданную человеком,т. е. «вторую природу» – сложную систему, которая состоит из множества механизмов, машин, заводов, фабрик, городов и т. п.;

– духовный мир человека – единство в человеке социального и биологического, духовного (идеального) и материального. Чувственно-духовный мир человека связан непосредственно с его материальным бытием. Духовное принято подразделять на индивидуализированное (сознание индивида) и внеинди-видуализированное (общественное сознание). Онтология дает представление о богатстве мира, но рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как сосуществующие. При этом признается единство мира, но не выявляется сущность, основа этого единства. Такой порядок вещей привел философию к выработке таких категорий, как материя и субстанция.

Бытие и небытие. Интересными моментами являются некоторые точки зрения на соотношение бытия и небытия. Здесь небытие не отрицается как в учении элеатов. Наоборот, этой сфере придается основополагающая онтологическая роль и значение.

Небытие рассматривается: как отрицательное бытие: бытие как полное отсутствие чего-либо вообще, бытие как равное ничто;как позитивное превосходство небытия над бытием;небытие – как лишь другая форма бытия: что-то было, но потеряло свою определенность, перестало быть тем, чем было, но совсем не исчезло, а превратилось во что-то другое ("стали мы и землей, и травой" – поется, например, в одной песне о войне). Вместе бытие и небытие и составляют вечность.

В данном понимании диалектика бытия и небытия может быть представлена в следующей интерпретации: небытие первично и абсолютно; небытие беспредельно во всех отношениях; небытие небытия есть бытие;бытие вторично и относительно, абсолютного бытия нет;выражением неустойчивости бытия является время, т.к. все существующее существует во времени, все возникает и погибает, переходит в небытие; возникновение и гибель не равномощны: все возникает на время, а погибает навечно; главной характеристикой бытия, его свидетельством (атрибутом) является его абсолютная гибельность.;бытие первично, а осознание бытия – вторично. Основа осознания – память. Благодаря памяти сознание получает статус субстанции (видимость некоей постоянной).;осознаная гибельность бытия является страданием.

16. Диалектика — это понимание мира и способ мышления, при котором объекты, явления и процессы реальности рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций, в изменении и развитии, а конкретный предмет мысли представлен в виде органической системы, воспроизводящей условия своего существования. Одним из первых философов древности, кто гениально предугадал многие стороны диалектического миропонимания и мышления, был Гераклит. Первоначально диалектика формировалась и развивалась в форме диалога, причем в основном стихийно.Преодолел стихийность этого важного процесса Сократ, который начал целенаправленно осмысливать диалектику как искусство диалога. Согласно ему, диалектика — это искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных (в том числе и противоположных) точек зрения.

Традицию Сократа продолжил его ученик Платон, который обобщил опыт своего учителя и представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий как движение мысли к общим понятиям.

Было выработано наиболее общее представление о структуре диалектики, включающей объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика — это совокупность диалектических объективных закономерностей, действующих в мире независимо от человека. Субъективная диалектика — это философская система, совокупность принципов, законов, категорий, отражающих объективную диалектику.

В зависимости от меры вклада в разработку диалектики как миропонимания и способа мышления различных философских школ и течений выделяют несколько исторических форм диалектики. Наиболее ранняя из них — стихийная диалектика древнегреческих философов, развивающаяся как на материалистической (Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор), так и на идеалистической (Сократ, Платон) основе. Вторая наиболее влиятельная форма диалектики — идеалистическая диалектика классической немецкой философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Ге- тель). Третья — материалистическая диалектика основы которой заложили К. Маркс, Ф. Энгельс, В,И. Ленин.

К альтернативам диалектики относятся:• метафизика;• "негативная" диалектика;• софистика;• эклектика;• догматизм;• релятивизм.

В контексте современного развития философского и научного знания нельзя не затронуть вопрос о соотношении диалектики и синергетики. В настоящее время существует несколько направлений, в рамках которых исследуются сложные системы и процессы самоорганизации, а именно: теория детерминированного хаоса, исследование фракталов, теория автопоэзиса, теория диссипативных структур, современная теория сложности, или так называемая теория самоорганизованной критичности.Может сложиться мнение, что все эти исследования осуществляются в рамках различных научных направлений. На самом деле все они находятся в общем русле синергетики. Когда первоначально родоначальник этого научного направления Г. Хакен применил термин «синергетика», то он добавил следующее пояснение - «синергетика - учение о взаимодействии», обозначив этим понятием все вышеперечисленные направления. Основные положения, раскрывающие сущность синергетики, по Г. Хакену. 1. «Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом. 2. Эти системы называют нелинейными. 3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия. 4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям. 5. Системы могут быть нестабильными. 6. Происходят качественные изменения. 7. В этих системах наблюдаются эмерджентные новые качества. 8. Возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры. 9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими. 10. Во многих случаях возможна математизация». 29Если сравнить содержательные элементы диалектики и синергетики, то следует заметить, что это не противоположные научные теории, объясняющие сущность взаимодействия и развития. Их можно считать дополняющими друг друга, но «весовые категории» при этом взаимодополнении существенно разнятся. Диалектика как по времени своего существования и охвату проблем развития, так и по степени проникновения в сущность движения и развития мира превышает мировоззренческие и методологические возможности синергетики.


 

17. Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей. Означает, что всем вещам, системам и процессам в мире свойственно раздвоение единого на противоположные взаимодействующие части, их столкновение и борьба обуславливает всякое изменение и развитие вещей, процессов и систем. Закон именуется как основной закон диалектики. Данный закон выражает источник самодвижения и развития явлений природы и общества. Закон перехода количественных изменений в качественные. Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к

более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового. Закон отрицания отрицания. Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового.

Категории (наиболее общее понятие, выражающее существенные связи и отношения в мире). Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики. Сущность и явление. Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное выражение предмета, внешние формы его существования. Сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Содержание и форма. Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Случайность и необходимость. Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей. Причина и следствие. Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Ничто в мире не существует само по себе, а появляется в силу ряда причин. Возможность и действительность. Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – объективно существующая тенденция развития предмета. Действительность - объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

Диалектика открыла ряд неосновных законов, в которых раскрываются важные стороны процессов развития: 1. закон соотношения единичного и общего: всякое общее существует в форме единичного, а во всяком единичном присутствует момент общего; 2. закон соотношения необходимости и случайности: случайное есть форма проявления и дополнения необходимости, а необходимое является пересечением массы случайностей;3.закон соотношения содержания и формы: всякое содержание оформлено, а всякая форма содержательна;4.закон соотношения причины и следствия: всякое явление причинно обусловлено, а всякая причина имеет свое основание;5.закон соотношения возможности и действительности: всякая действительность есть реализованная возможность, а всякая возможность - потенциальная действительность;6.закон соотношения сущности и явления: всякая сущность является, а всякое явление существенно и др.


18. Выработка этого понятия обусловлена тем, что философы в классический период развития философии всегда стремились решить основной вопрос философии: что первично, материя или сознание в этом мире. Это то, что зависит от человеческого сознания или то, что находится вне его сознания. Пользуясь понятием материи, философы, в принципе, вели речь о той основе, которая лежит вне человеческого сознания. Однако в представления о сути материи в ходе развития философской мысли изменялись.

Начиная с античной философии, М атерия долгое время мыслилась «как Материал для всего сущего». Данное представление было мировоззренчески реализовано в нескольких вариантах:

· Вариант уподобление Материи с некими, возведенными в статус «всеобщего», конкретными материальными «веществами».

· Вариант отождествления «Материи» с совокупностью «первостихий» и «первокачеств». Возможны четыре комбинации, посредством которых образуются «четыре первостихии бытия»: сочетание сухости и тепла порождает «материю огня»; тепло и влажность создают «материю воздуха»; влажность и холод – образуют «материю воды», а холод и сухость дают начало «материи земли». Из соединения «первостихий» порождаются все "тела" природы и различные бытийные состояния:

· Атомистическая гипотеза. Согласно представлениям Левкиппа, Демокрита и Эпикура «Всё состоит из атомов и пустоты».Атомы характеризуют собой неделимые и непроницаемые «первокирпичики мироздания» и выражают идею прерывности материи. Пустота же характеризует непрерывность пространства и возможность изменения, движения и развития. Благодаря сочетанию атомов образуются тела и телесно-вещественные состояния, в том числе галактические скопления и разнообразные «Миры». Следует различать атомы и тела. Первые бескачественны, вторые – качественны. Атом - абсолютно неделим и беспустотен. Тела же, состоящие из атомов, лишь «уплотняют пустоту», но все-таки дробимы и разлагаемы.

Средние века: Аристотельская Дуалистическая концепция (материя, как пассивное, страдательное начало, дух как активное начало, заняла господствующее положение. В механистическом материализме нового времени в основе определения материи лежит уже не понятие «материал», а основных первичных неизменных свойств, общих для всех материальных предметов: протяженность, перемещение, фигура, тяжесть. (комбинация их дает тело).

Для Дидро материя - это абстрактная категория, отвлекающая ото всех материальных предметов их всеобщее свойства и качества.

В. И Ленин дал новое определение материи, что позволило разграничить собственно философские и естественнонаучные концепции Материи. «Материя, – полагает Ленин, - это философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Единственное «свойство», с которым Ленин связывает свое определение материи, есть характеристика её как «объективной реальности». Являясь обьективной реальностью, Материя существует «До», «Вне»и «Независимо» от сознания, в любых его разновидностях (будь-то «индивидуальное», «общественное» или «божественное» сознание). Ленинское определение ориентирует на осмысление


 

19. Представления о пространстве и времени возникли у человека на самых ранних стадиях развития социальной практики и человеческого сознания. Выделившись из природы, и вступив с ней в определенные отношения, человек осознал как отдельность, относительную самостоятельность, обособленность вещей, так и их внеположенность и местоположение.

ПРОСТРАНСТВО может быть определено как отношение между сосуществующими во времени объектами, порядок их рядоположенности и протяженности.

С позиций астро-физико-механического взгляда на пространство оно: трехмерно (т.е. характеризу­ется тремя измерениями: высотой, длиной и шириной); однородно (все «места» в пространстве бытийно равноценны и тождественны между собой, в пространстве нет привилегированных «систем отсчета»); изотропно (в пространстве отсутствуют приоритетные направления, в силу чего понятия «верх», «низ», «правое», «левое», «вперед», «назад» условны и антропологичны); бесконечно и безгранично

«Пространство Живого и Жизни»: 1) неоднородно  (ибо в нем существуют «дискомфортные» для биологического самочувствия и выживания «геопатогенные зоны», разнообразные климатические пояса, «места» водопоев, ночевок, охот, брачных игр и т.п.) и 2) неизотропно (по причине того, что сама возможность появления жизни связана с биологической ассиметрией «правого» и «левого», мутационными сдвигами наследственных цепочек).

 В свою очередь, «социальное пространство» культурно-исторически и символически многомерно и неоднородно. Оно формируется в результате пересечения различных контекстов человеческого существования.

Философские концепции пространства: Субстанциональная. Пространство мыслится в качестве «первичной Сущности »; выступает безграничным «вместилищем» всего существующего; порождает объекты и тела как свои «протяженные состояния», является «Местом» безотносительно к тому, задано ли оно чьим-нибудь присутствием в нем или, напротив, лишено его.Реляционная: Как и материя, формой существования которой оно является, Пространство вечно, несотворимо и неуничтожимо. Пространственные характеристики мира есть одновременно условие и следствие взаимодействий объектов и процессов. Пространство дано только в этих взаимодействиях.

ВРЕМЯ может быть определено как бытийное отношение между сменяющими друг друга событиями, характеристика их последовательности и длительности.

В связи с анализом времени Платон различает три момента: 1) то, что существует «вечно», не рождено и не создано; 2) то, что существует «всегда» (сотворено, но не подвержено гибели); 3) то, что существует «временно» (возникает и погибает). «Время есть подвижный образ вечности», подобие вечности в эмпирическом мире становления. С физико-механических позиций время: одномерно (описывается единственной координатой); анизотропно (однонаправленно «течет» из прошлого через настоящее в будущее); необратимо (прошлое неподвластно физическому «пересмотру» из настоящего и будущего); однородно (все «мгновения-кванты» времени абсолютно физически тождественны); бесконечно и безгранично.

В органическом мире существенными признаками временных отношений оказывается «ритмичность» и «циклическая повторяемость» обменных процессов в биологических «субъектах» и экосистемах. Для биологического времени характерна также известная обратимость и неоднородность биологических состояний, вытекающие из различной психофизиологической, эмоциональной и адаптационной значимости отдельных временных периодов в борьбе всего живого за выживание. Социальное время включает в себя: время индивидуального развития человека (аспекты биографии и Судьбы); время поколенческих эстафет, исторических эпох, цивилизационных разломов, смен общественно-экономических формаций, религиозных реформаций и революционных катаклизмов (аспекты метаистории и «философии истории»). Мерилом социального времени, выступает «событийная наполненность и смысловая насыщенность» человеческой жизни. Философские концепции времени: 1 Субстанциональная концепция времени, рассматривающая Время как особого рода «безобъектную сущность», существующую независимо от материи, движения и пространства.Время непрерывно (безразрывно), а временность – бытийно прерывна.2 Реляционная концепция времени трактует время как последовательность бытия самих вещей и событий, порядок их развития, внутренней связи и взаимного чередования.

20. Человек – это фундаментальная философская категория, фиксирующая представления о существе, целостность и уникальный характер природы которого определяются единством его био-психо-социальных характеристик.

Выделяют следующие основные стратегии интерпретации человеческого бытия: рационалистическую, натурализаторскую, экзистенциально-персоналистическую, социологизаторскую и синтетическую.

В натуралистической концепции человек рассматривается как часть природы, подчиненная ее законам. В основе данной модели лежат две базовые идеи, задающие вариативность ее прочтения: 1. Человек – «венец природы», ее наиболее совершенное творение. 2. Человек – это «несостоявшееся» животное, биологически ущербное существо, выросшее в животном мире и покинувшее его

Рационалистическая стратегия в качестве специфической особенности человека, отличающей его от других живых существ, рассматривает способность мышления, наличие сознания, позволяющего не только постигать глубинные связи и законы внешней действительности, но и подчинять свое поведение принципам должного. Социологизаторскаястратегия рассматривает человека как результат социогенеза, т. е. не столько природной, сколько общественной эволюции. Согласно такой трактовке, именно жизнь в обществе является источником «человеческого» в человеке: чем больше социальных связей и характеристик аккумулирует в своем опыте личность, тем больше у нее возможностей для самореализации.Основы данной стратегии были заложены Аристотелем, впервые определившим сущность человека через его социальные свойства в качестве «общественного/политического животного».

Представители философской антропологииГ. Плеснер, М. Шелер, А. Гелен (20-е гг. XX в.) ставят перед собой задачу синтеза философского и естественно-научного подходов к анализу человека. Идейными источниками синтетической концепции являются «философия жизни», психоанализ, культурно-мифологические концепции философии истории, зоопсихология, физическая антропология и др.

В XX в. возникла ситуация «антропологического кризиса», связанная с необходимостью осмысления опыта мировых войн, решения ряда социальных проблем, а во второй половине XX в. и проблем социоприродного взаимодействия. Благодаря этому сформировалось ясное осознание того, что человек не является больше господином во Вселенной, что он уже не «венец эволюции». Антропологический кризис обусловливает так называемый антропологический поворот в философии первой половины XX в., связанный с попыткой переосмысления сущности человека и его бытия, ценности человеческой жизни. Результатами антропологического поворота явились редукция ряда онтологических проблем к проблеме индивидуального человеческого существования и отказ от «диктата» философских абстракций. Предметом философского анализа стало выступать не бытие само по себе, а раскрытие смысла человеческого бытия.

Уникальность индивидуального бытия акцентируети экзистенциально-персоналистическая модель (Н. Бердяев,М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр и др.). Экзистенциалисты отрицают возможность определения природы и сущности человека. Принципиальная невозможность такого определения обусловлена тем, что изначально он ничего собой не представляет. Сущность человека ему не предзадана, но является результатом его свободного выбора в конкретных обстоятельствах места и времени


 

21. Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимаает философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более конкретные вопросы: способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать определенного результата, а также связанные с этим вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения, вознаграждения или наказания. Ответственность рассматривается в связи с философской проблемой свободы. Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен. Люди обладают знач свободой в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Таким образом. каждое действие чел есть сплав своб и необход. Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной сторсвоб присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись, привела к данному общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход не только сознается, но и создается. С др стороны необходсодержиться в своб в виде объективно данных истор обстоятельств, объек условий деят людей. В общем свобода есть осознанная необходимость.

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:«В чём состоят жизненные ценности?»,«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),«Зачем (Для чего) мне жить?». Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации.Философское видение проблемы:Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность. Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.


 

22. Деятельность– это специфически человеческая форма актив­ного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Всем формам деятельности присуща некоторая общая структура. В ней различаются, прежде всего, субъект и объект деятельности. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, объект - это то, на что она направлена. Объектом деятельности могут быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные группы. Например, для политика объектом может быть все общество определенной страны.Во всякой деятельности ставится цель достичь определенного результата с помощью выбранных субъектом средств. Цель - это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность. Потребности и мотивы деятельности - это то, что побуждает человека к деятельности. Человеку для нормальной жизни требуется удовлетворение многочисленных потребностей. Потребность - это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития его личности. Мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с этими потребностями.Существуют разные классификации потребностей. Обычно их разделяют на материальные, социальные и духовные, соответственно трем основным сторонам человека как биосоциального и духовного существа.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс (влияние среды обитания), условие(само наличие социума), проявление и результат социального формирования личности(поведение чел в отношениях с учётом возраста и развития).

Образование -часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.

Коммуникация - сообщение, процесс передачи информации. Коммуникативный опыт имеет непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности. Значения слов хранятся как память о прошлых контекстах и результатах их употреблений – так и коммуникативный опыт понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.


 

23. Человеческий мозг – поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание – функция человеческого мозга?Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Сознание - ϶ᴛᴏ высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Данное определœение учитывает тот факт, что сознание - ϶ᴛᴏ продукт не только природного, но и социального развития.

Специфика сознания заключается в том, что оно идеально по своей природе. Идеальное – образ действительности в сознании (отражение действительности в формах деятельности человека, его сознания и воли). Идеальное характеризует сущностное содержание сознания как субъективной реальности. Это содержание представляет собой мир чувств, идей, мыслей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего индивида, ни других людей.

Сознание – состояние, при котором человек отдает себе полный отчет в собственных мыслях и намерениях.Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности – в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире, материальном и духовном.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.п.

Все то, что в данный момент не находится в фокусе сознания, но может быть включено в сознание посредством памя


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: