Планируется:
- проведение текущего контроля в ходе аудиторных занятий (устный и письменный контроль);
- контроль качества выполнения СРСП и СРС;
- два промежуточных контроля в форме коллоквиума по пройденным темам;
- итоговый контроль в форме экзамена, который охватывает весь пройденный материал. Обязательным условием допуска к экзамену является выполнение всех заданий, предусмотренных программой.
При выставлении итоговой оценки учитываются баллы, набранные по результатам 2-х рубежных контролей.
Критерии оценки
Итоговая оценка включает:
Рейтинговый контроль – 60%,
Экзамен – 40%.
Итоговая оценка подсчитывается по формуле:
где
Р1 – цифровой эквивалент оценки первого рейтинга;
Р1 - цифровой эквивалент оценки второго рейтинга;
Э – цифровой эквивалент оценки на экзамене.
Учебные достижения студентов по всем видам контроля оцениваются согласно нижеприведенной таблице:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | % -ное содержание | Оценка по традиционной системе | ||
А | 4,0 | 95-100 | отлично
| ||
А- | 3,67 | 90-94 | |||
B+ | 3,33 | 85-89 | хорошо | ||
В | 3,0 | 80-84 | |||
В- | 2,67 | 75-79 | |||
C+ | 2,33 | 70-74 | удовлетворительно | ||
С | 2,0 | 65-69 | |||
С- | 1,67 | 60-64 | |||
D+ | 1,33 | 55-59 | |||
D | 1,0 | 50-54 | |||
F | 0 | 0-49 | неудовлетворительно |
Политика и процедуры
- на занятия не опаздывать;
- в ходе занятий соблюдать дисциплину, помня о правиле: «в аудитории говорит один!»;
- отключать мобильные телефоны или ставить на беззвучный режим;
- обязательно посещать все аудиторные занятия;
- пропуски отрабатывать в определенное преподавателем время, выполняя задания, соответствующие теме пропущенного занятия;
- работы следует сдавать в указанные сроки. Крайний срок сдачи всех заданий второй рейтинг контроль. Студенты, не сдавшие все задания, не допускаются к экзамену;
- обязательно активное участие в обсуждении вопросов на занятиях, предварительная подготовка к лекциям и семинарским занятиям, выполнение заданий для самостоятельной работы студентов;
- оценивается количество и качество выполненных заданий;
- степень освоения учебного материала проверяется в ходе опроса, при написании контрольных работ, на коллоквиумах;
- домашние задания и задания СРС выполнять в установленный срок, в случае невыполнения итоговая оценка снижается.
План изучения дисциплины
Наименование темы и ее содержание | Форма организации обучения, количество часов | ||
лекция | практич. | СРСП | |
Тема 1. Методологические основы этнопедагогики. 1. Становление этнопедагогики и ее роль в современном обществе. 2. Этнопедагогика и народная педагогика. Предмет, задачи этнопедагогики. 3. Этнопедагогика в системе наук о человеке. | 2 | 2 | 3 (1) |
Тема 2. Национальная, этнокультурная политика Республики Казахстан. 1.Стратегия этнокультурного образования и цели, на реализацию которой она направлена. 2.Сущность и содержание понятий «поликультурная личность» и «этнокультурное образовательное пространство». 3.Этнопедагогическое образование – основа гуманизации подготовки будущих учителей. | 2 | 2 | 3 (1) |
Тема 3. Традиции народного обучения и воспитания в трудах классиков педагогики. 1. Я.А.Коменский о народности педагогической деятельности. 2. Принцип народности в творчестве и педагогической деятельности К.Д.Ушинского. 3. Народная педагогика в наследии А.С.Макаренко. 4. В.А.Сухомлинский о возрождении прогрессивных педагогических традиций народов. | 2 | 2 | 4 (2) |
Тема 4. Идеи народной педагогики в наследии выдающихся просветителей Казахстана. 1. Исследования народных традиций воспитания и обучения в педагогическом наследии Ыбырая Алтынсарина. 2. Абай Кунанбаев о роли традиционной казахской культуры воспитания в духовном становлении и развитии человека. 3. Освещение казахских обычаев и традиций в произведениях Шокана Уалиханова. 4. Отражение ведущих идей народной педагогики Казахстана в педагогических произведениях А.Байтурсынова, М.Дулатова, М.Жумабаева. | 3 | 3 | 4 (2) |
Тема 5. Идеал совершенного человека в народной педагогике. 1.Совершенный человек как цель народного воспитания. 2. Этнический характер совершенного человека. 3.Пути воспитания совершенного человека. | 1 | 1 | 3 (2) |
Тема 6. Этнокультурная основа этнопедагогики. 1. Этнос и его сущность. 2. Этническая картина мира. 3. Этнос и культура. 4. Язык как этнокультурное явление и его место в этнопедагогике. | 2 | 2 | 4 (2) |
Тема 7. Основные факторы воспитания в народной педагогике. 1. Природа как фактор воспитания. 2. Игра и слово в народном воспитании. 3. Труд и общение, их значение в народном воспитании. | 1 | 1 | 3 (1) |
Тема 8. Средства народного воспитания в этнопедагогике. 1. Воспитательное значение народных пословиц и поговорок. 2. Загадки и их роль в народной педагогике. 3. Народные песни (колыбельные, песни отрочества, юности) и сказки как средства воспитания. | 1 | 1 | 3 (2) |
Тема 9. Методы и приемы воспитания в этнопедагогике. 1. Понятие о методах и приемах воспитания. 2. Метод положительного примера. 3. Убеждение как важнейший метод воспитания. 4. Метод одобрения и осуждения. 5. Метод назидания. 6. Метод требования и контроля за поведением. | 1 | 1 | 3 (2) |
Итого: | 15 (15) | 15 (-) | 30 (15) |
ТЕМА 1. Методологические основы этнопедагогики |
Вопросы контроля 1.1 Этнопедагогика как область научного знания. 1.2 Исследовательские методы в этнопедагогике. 1.3 Взаимосвязь этнопедагогики с другими науками. |
Вопросы и задания для СРС 1.1 Выпишите из различных источников и проанализируйте определения понятий «этнопедагогика», «народная педагогика». 1.2 Составьте схему: Связь этнопедагогики с другими науками. 1.3 Внимательно изучите и проанализируйте Закон РК «Об образовании» и другие нормативно-правовые акты. Как в них освещены вопросы этнопедагогического, этнокультурного образования и народного воспитания? 1.4 Запишите в глоссарий термины по данной теме. |
ТЕМА 2. Национальная, этнокультурная политика Республики Казахстан |
Вопросы контроля 2.1 Основные положения «Концепции этнокультурного образования Республики Казахстан». 2.2 Роль «Концепции этнопедагогического образования студентов высшей школы» в повышении уровня подготовки будущих учителей. 2.3 Сущность понятий «этнокультурное образование», «поликультурная личность». |
Вопросы и задания для СРС 2.1 Современное состояние этнокультурных традиций в условиях суверенного многонационального государства. 2.2 Каковы пути реализации «Концепции этнокультурного образования Республики Казахстан». 2.3 Запишите термины по данной теме в глоссарий. 2.3 Подготовьтесь к письменной контрольной работе по пройденному материалу. |
ТЕМА 3. Традиции народного обучения и воспитания в трудах классиков педагогики |
Вопросы контроля 3.1 Вклад Я.А. Коменского в развитие национальной системы обучения и воспитания. 3.2 Принцип народности К.Д. Ушинского. 3.3 Использование элементов народного воспитания в педагогической деятельности А.С. Макаренко. 3.4 Народная педагогика В.А. Сухомлинского. |
Вопросы и задания для СРС 3.1 Выявите общее и особенное во взглядах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского на народное воспитание. 3.2 Какое влияние оказали социально-исторические условия на взгляды классиков педагогики. 3.3 Подготовите доклад (и презентацию) по одному из вопросов данной темы, осветив этнопедагогические взгляды одного из рассматриваемых классиков педагогики. |
ТЕМА 4. Идеи народной педагогики в наследии выдающихся просветителей Казахстана |
Вопросы контроля 4.1 Вопросы национального воспитания и этнопедагогики в трудах Шокана Уалиханова. 4.2 Трактовка наследия Ы. Алтынсарина с позиций народной педагогики. 4.3 Вклад Абая Кунанбаева в развитие казахской народной педагогики. 4.4 Развитие этнопедагогических идей в 20-30-е гг. ХХ века (М. Дулатов, А. Байтурсынов, М. Жумабаев и др.). |
Вопросы и задания для СРС 4.1 Изучите и проанализируйте педагогическое наследие выдающихся казахских просветителей. 4.2 Проанализируйте этнопедагогические идеи педагогов-просветителей Европы, России и Казахстана. Что в них общего? В чем их своеобразие? На основе сопоставительного анализа подготовьте эссе. 4.3 Подготовитесь к коллоквиуму по темам 3 и 4. |
ТЕМА 5. Идеал совершенного человека в народной педагогике |
Вопросы контроля 5.1 Общность целей воспитания у различных народов. 5.2 Воспитание национального достоинства – фундамент нравственного совершенства личности. 5.3 Педагогическая культура народа, ее сущность и содержание. |
Вопросы и задания для СРС 5.1 На основе изучения и анализа опыта воспитания у различных народов определите в чем сходства и различия идеала совершенного человека. 5.2 Назовите имена выдающихся исторических личностей, в своих личностных характеристиках соответствующих народному идеалу. 5.3 Подготовьте эссе на тему «Идеал совершенного человека». |
ТЕМА 6. Этнокультурная основа этнопедагогики |
Вопросы контроля 6.1 Понятие этноса как основополагающего для этнопедагогики. 6.2 Влияние этнической картины мира на формирование и развитие личности. 6.3 Методологические значимые характеристики языка как этнокультурного явления. |
Вопросы и задания для СРС 6.1 Запиши в глоссарий понятия по теме. 6.2 Составьте кластер: Структура этнического поля индивида. 6.3 Составите схему: Роль языка в формировании этнической картины мира. |
ТЕМА 7. Основные факторы воспитания в народной педагогике. |
Вопросы контроля 7.1 Рассмотрите различные подходы к определению понятия «фактор воспитания». 7.2 Охарактеризуйте основные факторы народного воспитания: природу, игру, общение, труд и др. |
Вопросы и задания для СРС 7.1. Составьте таблицу «Факторы народного воспитания». Представьте в этой таблице следующую информацию: краткую характеристику каждого из факторов народного воспитания, его преимущества и недостатки. 7.2 Какое влияние на воспитание личности в современном обществе оказывают факторы народного воспитании? Приведите примеры. |
ТЕМА 8. Средства народного воспитания в этнопедагогике. |
Вопросы контроля 8.1 Назовите известные Вам средства народного воспитания. 8.2 Каково воспитательное значение народных пословиц и поговорок, загадок и сказок, народных песен? |
Вопросы и задания для СРС 8.1 Проведите сопоставительный анализ пословиц и поговорок различных народностей: чем они отличаются и в чем схожи, на формирование каких личностных качеств направлено их использование. 8.2 Каковы виды и тематика сказок. 8.3 Назовите виды народных песен. Как они применялись и применяются ли сейчас в практике воспитания. |
Тема 9. Методы и приемы воспитания в этнопедагогике. |
Вопросы контроля 9.1 Раскройте сущность понятий «методы воспитания» и «приемы воспитания». 9.2 Назовите методы народного воспитания и охарактеризуйте их. 9.3 Применяются ли методы народного воспитания в современных условиях и как. |
Вопросы и задания для СРС 9.1 Составите таблицу «Методы народного воспитания». Указав в ней название и краткую характеристику методов народного воспитания, их преимущества и недостатки. 9.2 Подготовьте разработку воспитательного мероприятия. Какие методы и средства народного воспитания Вы применяли на этом мероприятии? Насколько целесообразно и эффективно было их применение? 9.3 Приведите примеры из практики, указывающие на актуальность методов народного воспитания и целесообразность их применения в условиях современного учебно-воспитательного процесса. |
Вопросы к экзамену
|
|
|
|
|
|
1. Сущность и содержание понятия «этнопедагогика» и ее характеристика.
2. Характеристика основных трактовок понятия «народная педагогика».
3. Объект, предмет и задачи этнопедагогики.
4. Роль и место этнопедагогики в системе наук о человеке и ее связь с другими науками (философией, культурологией и др.).
5. Концептуальные основы этнокультурного образования в Республике Казахстана.
6. Сущность и содержание понятия «поликультурная личность».
7. Сущность понятия «этнокультурное образование пространство».
8. Этнопедагогическое образование студентов высшей школы: цели, реалии и перспективы.
9. Этнопедагогическое образование – основа гуманизации подготовки будущих учителей.
10. Содержание этнопедагогического образования.
11. Идея всеобщего обучения на родном языке Я.А.Коменского.
12. Принцип народности в творчестве и педагогической деятельности К.Д.Ушинского.
13. Народная педагогика в наследии А.С.Макаренко.
14. А.В.Сухомлинский о возрождении прогрессивных педагогических традиций народов.
15. Ы.Алтынсарин – исследователь казахских народных традиций воспитания.
16. Абай о роли традиционной казахской культуры воспитания в духовном становлении и развитии человека.
17. Освещение казахских обычаев и традиций в произведениях Ш. Уалиханова.
18. Отражение ведущих идей народной педагогики Казахстана в педагогических произведениях А.Байтурсынова, М.Дулатова, М.Жумабаева.
19. Вопросы семейного воспитания в поэтическом наследии Абая.
20. М.Жумабаев – автор первого учебного пособия «Педагогика».
21. Совершенный человек как цель народного воспитания.
22. Понятие «этнос» и его сущность.
23. Взаимосвязь этноса и культуры.
24. Этническая картина мира.
25. Язык как этнокультурное явление и его место в этнопедагогике.
26. Природа как фактор воспитания.
27. Игра и слово в народном воспитании.
28. Труд и общение, их значение в народном воспитании.
29. Воспитательное значение народных пословиц и поговорок.
30. Загадки и их роль в народной педагогике. Тематика казахских загадок.
31. Народные песни (колыбельные, песни отрочества, юности) как средства воспитания.
32. Сказки, их познавательная роль и педагогические идеи.
33. Методы и приемы воспитания в этнопедагогике.
34. Метод положительного примера в народной педагогике.
35. Убеждение как важнейший метод воспитания в этнопедагогике.
36. Метод одобрения и осуждения в этнопедагогике.
37. Метод назидания в народной педагогике.
38. Метод требования и контроля за поведением в этнопедагогике.
39. Классификация национальных игр народов Казахстана.
40. «Наурыз» - праздник милосердия и взаимопомощи народов Казахстана.
Литература
1. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. - Махачкала, 1968.
2. Пирлиев К. Народная педагогика и современность. – Ашхабат, 1983.
3. Афанасьева В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. – Якутск, 1988.
4. Толеубаев М. Реликвии доисламских верований в народной обрядности казахов. – А., 1990.
5. Васильцова З. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1991.
6. Измайлов А.З. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М., 1991.
7. Панферов В., Туманова Л. О традициях казахского народа 1824-1917 гг. – А., 1992.
8. Каракозова Ж., Хасанов М. Космос казахской культуры. – А., 1993.
9. Нурланова К. Эстетика художественной культуры казахского народа. – А., 1993.
10. Антология педагогической мысли Казахстана. / Сост. Жарикбаев К., Калиев С. - Алматы, 1995.
11. Наурызбай Ж.Ж. Этнокультурное образование школьников: Курс лекций для студентов пед. институтов. – Жезказган, 1995.
12. Фонгерн В. Характер и нравы казахов. – Караганда, 1995.
13. Пятин В.А., Трещев А.М., Алексеева Г.В. и др. Этническая педагогика: Книга для чтения. – Астрахань, 1995.
14. Узакбаевав С., Айтбаева А. Воспитательные возможности казахских национальных игр: Методические рекомендации. – А., 1996.
15. Жумаканова Р.А. Руководство по курсу этнопедагогика. – А., 1997.
16. Наурызбай Ж.Ж. Этнокультурное образование. – А., 1997.
17. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан. – А., 1997.
18. Стачинский Г.А. Этническая педагогика. – СПб, 1997.
19. Божбанова Р.Ж. Этнопедагогическая культура личности. – Караганда, 1998.
20. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. - А., 1998.
21. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы. – А., 1998.
22. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – А., 1998.
23. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современноая школа. – Уфа, 2000.
24. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2000.
25. Пугачев В.Л., Соловьев А.И. Введение в этнопедагогику. – М., 2000.
26. Кукушин В.С. Этнопедагогика. – М., 2002.
27. Галяпина В.Н., Поштарева Т.В. Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности. – Ставрополь, 2004.
28. Педагогика межнационального общения / Под ред. Д.И.Латышиной. – М., 2004.
29. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). Учеб. пособие. – М., 2006.
30. Бережнова Л.Н., Набок И.П., Щипов В.И. Этнопедагогика. Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2007.
31. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика.– М., 2007.
32. Қалиев С., Молдабекова Ж., Иманбекова Б. Этнопедагогика: Оқулық. – Астана, 2007.
33. Концепция программы «Культурное наследие» (2009-2013 годы). – Астана, 2008.