Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя СРСП (очная форма обучения)

СИЛЛАБУС

 

 

по дисциплине______ Философия ____________________

 

специальностей группы «Образование»

     

форма обучения__ очная _________

 

всего кредитов _______ 3 _____________________________

 

 

 

Форма обучения

очная Очная сокращенная заочная Заочная сокращенная ускоренная
Всего часов по РУП В том числе 135        
лекций 30        
практических (семинар.) 15        
лабораторных          
СРСП 45        
СРС 45        
Экзамен (семестр) 3        

 

 

Программа дисциплины разработана

__________                         Альшанова Б.Х, к.ф.н., ст. преподаватель __________________

(Ф.И.О., должность, ученая степень)

 

на основании

_____________ Типовой программы по дисциплине «Основы права» от 11 мая 2005 года; №289 ________________________________________________________________________

 

Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры

 

Протокол №__ 11 __от «7» июня 2012 г.

 

Зав.кафедрой___________                Шаукенов Ж.А.

                            (Роспись)                                 (Ф.И.О.)            

                             

 

Одобрена методическим бюро факультета

                     

Протокол №_ 5 _от «11» июня 2012 г.

 

Председатель ___________              Вихтинская Е.К.

                            (Роспись)                                 (Ф.И.О.)            

 

                             

                      

 

Сведения о переутверждении

 

Учебный год Сведения о рабочей программе Дата переутверждения № протокола кафедры   Роспись зав.кафедрой
         
         
         
         
         
         

 

Учебная программа для студентов (SILLABUS)

По дисциплине «Философия»

 

¨ Название курса: «Философия»

¨ Код курса: FIL 2101

¨ Количество кредитов: 3

Лектор Альшанова Багытжан Хамитовна – кандидат философских наук, доцент

¨ Контактная информация: Кафедра общественных наук, ауд. 202

 Телефон: 54-58-74, добавочный -145;

 E-mail:2012 kon@bk.ru

   

¨ Пререквизиты:

Учебная дисциплина «Философия» предполагает:

-наличие определенного минимума знаний и навыков у учащихся;

-наличие среднего образования, дающего сведения из области естественных и гуманитарных наук;

-умение искать и находить нужную литературу и способность аналитически и критически ее осваивать;

-определенный уровень дисциплины и культуры мышления.

Для успешного усвоения курса «Философия» необходимо знакомство с дисциплинами, предшествующими изучению данного курса, такими как «История Казахстана», «Культурология», «Этнопсихология», «Экология», «Основы экономической теории», «Логика».

 

¨ Постреквизиты:

Наиболее тесно философия связана с культурологией, социологией, политологией, психологией, педагогикой, некоторыми историческими и правовыми дисциплинами, с концепциями современного естествознания и многими другими.

 

¨ Краткое описание:          Курс философии состоит из введения, 3 разделов и 24 тем    

     Историко-философское введение. Философия: предмет, функции, историческое измерение.

     История философии в лицах и проблемах. Философия Древней Индии. Философия Древнего Китая.Античная философия. Средневековая западноевропейская философия.Средневековая арабоязычная философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Философия марксизма. Неклассическая философия, Иррационализм. Русская философия. Отечественная философия. Западная философия в контексте культуры XX века канун XXI века.

  Теоретическая философия.  Категория бытия в философии. Материя и ее атрибуты. Бытие сознания. Познание как предмет философского анализа. Диалектика, ее законы, категории и принципы. Проблема человека в философии. Общество как объект философского анализа. Ценности и их роль в жизни человека и общества. Цивилизация и культура. Глобальные проблемы современности и предпосылки их решения. Философия любви. Философия образования.

  Цели и задачи дисциплины

  Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, формирование научного мировоззрения, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

  Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача - способствовать формированию у студентов целостного представления о мире и месте человека в нём, вооружить их системой взглядов на мир, способствующими пониманию происходящих в нём явлений.

Освоение курса должно содействовать:

- развитию у студентов познавательных способностей, умению правильно мыслить, вести дискуссии, полемику, диалог;

- овладению научными методами познания, умению применять их в будущей практической деятельности;

- умению выработать у себя твердые убеждения гражданина, патриота своей страны;

- выработке навыков непредвзятой оценки философских и научных течений, направлений и школ.

 

Политика курса:

1. Изучение курса должно быть активным, а не пассивным, поэтому студент должен регулярно, систематически готовиться к занятиям и выполнять все самостоятельные работы. Студент должен приходить подготовленным на лекции и семинар, СРСП. Подготовка к занятиям будет проверяться тестовым или устным опросом.

2. Все виды контролей могут пересдаваться только один раз при получении отрицательной оценки. При этом баллы уменьшаются с коэффициентом 0,8.

С положительной оценки пересдавать нельзя.

3. Студент не должен без уважительных причин пропускать занятия. При пропусках занятий по уважительной причине студент должен обязательно их отработать в установленные сроки.

4. В верхней одежде заходить на занятия запрещается!

5.На занятиях студенты должны соблюдать технику безопасности, не отвлекаться и не пользоваться сотовыми телефонами.

 

 

Календарно-тематический план дисциплины (очная форма обучения).

п/п Тематический план Лекции Семинар СРСП СРС
1 Ф    Философия: предмет, функции, историческое измеризмерение 1 1 2  
2 Философия Древнего Востока 1 1    
2.1 Философия Древней Индии     2  
2.2 Философия Древнего Китая     3  
3 Античная философия 2 2    
3.1 Возникновение античной философии. Семь мудрецов. Милетская школа.       2
3.2 Софисты и Сократ     2  
3.3 Философия Платона     2  
3.4 Философия Аристотеля     2  
3.5 Эллинистическая философия       2
4 Христианская философия средних веков 1 1    
5 Мусульманская философия средних веков 1 1 2  
6 Философия эпохи Возрождения 1 1    
7 Философия Нового времени 1 1    
7.1 Философия Ф. Бекона и Р. Декарта     2  
7.2 Философия Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Беркли и Д. Юма       2
7.3 Французский материализм XVIII века     4  
8 Немецкая классическая философия 4 1    
8.1 И. Кант - родоначальник немецкой философии     4  
8.2 Система и метод Г. Гегеля     2 2
8.3 Антропологизм О.Л. Фейербаха     2  
9 Марксистская философия 1     2
10 Неклассическая философия. Иррационализм 2      
10.1 Философия Шопенгауэра и Ф. Ницше       2
10.2 Философия С. Кьеркегора, А. Бергсона, З. Фрейда       4
11 Современная философия 2 2    
11.1 Неопозитивизм как философия науки     2  
11.2 Герменевтика, феноменология, структурализм       2
11.3 Экзистенциализм     2  
11.4 Современная религиозная философия     2  
12 Русская философия 1     2
13 Отечественная философия 1 1 2  
14 Онтология: основные понятия и принципы. Категория бытия в философии 4      

14.1

Материя как философская категория       2
Движение, пространство и время   1 2  
14.2 Проблема сознания в философии       2

14.3

Категориальные формы бытия: (единичное, особенное, общее; сущность и явление; содержание и форма)         2  
Детерминизм. Категории необходимости и случайности. Свобода и необходимость. Возможность и действительность         2
15 Гносеология: общие проблемы 2      
15.1 Познание как предмет философского анализа       2
15.2 Методы и формы научного познания       2
16 Общество: основы философского анализа 2      
16.1 Природа и общество       3
16.2 Понятие общества. Формационный и цивилизационный анализ общества.   1   2
16.3 Структура общества        
16.4 Духовная жизнь общества       2
16.5 Философия общества. Проблемы модернизации Казахстанского общества.     2  
17 Проблема человека в философии 3   2  
17.1 Понятие человека. Проблема антропосоциогенеза       2
17.2 Человек, личность, индивидуальность   1   2
17.3 Ценности человеческого существования       2
18 Глобальные проблемы человечества       2

                                                                          Всего:                                          

30 15 45 45

 

 Календарно-тематический план дисциплины

(заочное обучение, 5 лет, 3 года).

п/п Тематический план Лекции Семинар С Р С
1 Ф    Философия: предмет, функции, историческое измерение 1   2
2 Философия Древнего Востока 1   4
2.1 Философия Древней Индии      
2.2 Философия Древнего Китая      
3 Античная философия 1 1 10
3.1 Возникновение античной философии. Семь мудрецов. Милетская школа.      
3.2 Софисты и Сократ      
3.3 Философия Платона      
3.4 Философия Аристотеля      
3.5 Эллинистическая философия      
4 Христианская философия средних веков 1 1 2
5 Мусульманская философия средних веков 1 1 2
6 Философия эпохи Возрождения   1 4
7 Философия Нового времени 1   6
7.1 Философия Ф. Бекона и Р. Декарта      
7.2 Философия Б.Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Беркли и Д. Юма      
7.3 Французский материализм XVIII века      
8 Немецкая классическая философия 2 1 8
8.1 И. Кант - родоначальник немецкой философии      
8.2 Система и метод Г. Гегеля      
8.3 Антропологизм О.Л. Фейербаха      
9 Марксистская философия     4
10 Неклассическая философия. Иррационализм 2   6
10.1 Философия Шопенгауэра и Ф. Ницше      
10.2 Философия С. Кьеркегора, А. Бергсона, З. Фрейда      
11 Современная философия 2 1 10
11.1 Неопозитивизм как философия науки      
11.2 Герменевтика, феноменология, структурализм      
11.3 Экзистенциализм      
11.4 Современная религиозная философия      
12 Русская философия 1   4
13 Отечественная философия 1 1 4
14 Онтология: основные понятия и принципы. Категория бытия в философии 1   10

14.1

Материя как философская категория      
Движение, пространство и время      
14.2 Проблема сознания в философии      

14.3

Категориальные формы бытия. Единичное, особенное общее. Сущность и явление. Содержание и форма.      
Детерминизм. Категории необходимости и случайности. Свобода и необходимость. Возможность и действительность.        
15 Гносеология: общие проблемы 1   8
15.1 Познание как предмет философского анализа      
15.2 Методы и формы научного познания      
16 Общество: основы философского анализа 1   10
16.1 Природа и общество      
16.2 Понятие общества. Формационный и цивилизационный анализ общества.   1  
16.3 Структура общества      
16.4 Духовная жизнь общества      
16.5 Философия общества. Проблемы модернизации Казахстанского общества.      
17 Проблема человека в философии 1   8
17.1 Понятие человека. Проблема антропосоциогенеза      
17.2 Человек, личность, индивидуальность   1  
18 Глобальные проблемы человечества     6

                                                                                     Всего:

18 9 108

Календарно - тематический план лекций (очная форма обучения).

№ п/п Название темы Литература Неделя
1. Философия: предмет, функции, историческое измерение Л-1-15 1 нед.
2. Философия Древнего Востока Л 1-4; Л 6-8; Л-11; Л 16-30; 1 нед.
3. Античная философия Л1-4; Л 6-8; Л 31-42 2 нед.
4. Христианская философия средних веков Л1-4; Л 6-8; Л 11; Л 38; Л 40; Л 42-47 3 нед.
5. Мусульманская философия средних веков Л1-4; Л 6-8; Л 11; Л 48-50 3 нед.
6. Философия эпохи Возрождения Л1-4; Л 6; Л 6; Л 38; Л 42; Л 40; Л 49; Л 51-58; 4 нед.
7. Философия Нового времени Л1-4; Л 6; Л 8; Л 38; Л 40; Л 42; Л 59-63; 4 нед.
8. Немецкая классическая философия Л1-4; Л 6; Л 8; Л 38; Л 40; Л 42; Л 59-60; Л 63; Л 68; 5-6 нед.
9. Марксистская философия Л1-4; Л 6; Л 38; Л 40; Л 42; Л 69-70; 7 нед.
10. Неклассическая философия. Иррационализм Л1-4; Л 6; Л 38; Л 40; Л 42; Л 82-90; 7-8 нед.
11. Современная философия Л1-4; Л 6; Л 38; Л 40; Л 42; Л 82-90; 8-9 нед.
12. Русская философия Л1-6; Л 11; Л 78-81; 9 нед.
13. Отечественная философия Л1-2; Л 71; Л 77; 10 нед.

14.

Онтология: основные понятия и проблемы Л1-4; Л 94-99; Л 69; 10 нед.
Материя. Движение, пространство, время Л1-4; Л 94-99; Л 69; 11 нед.
Проблема сознания в философии Л1-4; Л 100-101; Л 103-104; 11 нед.
Категориальные формы бытия Л1-2; Л 112-116; 12 нед.

15.

Гносеология: общие проблемы. Познание как предмет философского анализа

Л1-2; Л 112-116;

Л 159-165;

12 нед.
Методы и формы научного познания 13 нед.
16. Общество: основы философского анализа. Понятие общества. Формационный и цивилизационный анализ. Л1-2; Л 6; Л 83; Л 121; Л 137-157; 13-14 нед.
17.   Проблема человека в философии Л1-2; Л 6; Л 89; Л 93; Л 100-101; Л103-104; Л 120; Л 125-136,141 14-15 нед.

Примечание: литература к лекционным занятиям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу «философия».

 

Календарно-тематический план лекций

(заочное отделение, 5 лет, 3 года).

№ п/п Название темы Литература Неделя
1 Философия: предмет, функции, историческое измерение Л-1-15 1 нед.
2 Философия Древнего Востока   Л 1-4; Л 6-8; Л-11; Л 16-30;   1 нед.
3 Античная философия Л1-4; Л 6-8; Л 31-42  1нед.
4 Христианская философия средних веков Л1-4; Л 6-8; Л 11; Л 38; Л 40; Л 42-47  1 нед.
5 Мусульманская философия средних веков Л1-4; Л 6-8; Л 11; Л 48-50  1 нед.
6 Философия Нового времени Л1-4; Л 6; Л 8; Л 38; Л 40; Л 42; Л 59-63; 2 нед.
7 Немецкая классическая философия Л1-4; Л 6; Л 8; Л 38; Л 40; Л 42; Л 59-60; Л 63; Л 68;  2 нед.
8 Современная философия Л1-4; Л 6; Л 38; Л 40; Л 42; Л 82-90; 2  нед.
9 Русская философия Л1-6; Л 11; Л 78-81; 2 нед.
10 Отечественная философия Л1-2; Л 71; Л 77; 2 нед.
11 Онтология: основные понятия и принципы. Материя как философская категория Л1-4; Л 94-99; Л 69; 3 нед.
12 Гносеология: общие проблемы. Познание как предмет философского анализа   Л1-2; Л 112-116;   3 нед.
13 Общество: основы философского анализа. Понятие общества. Формационный и цивилизационный анализ. Л1-2; Л 6; Л 83; Л 121; Л 137-157; 3 нед.
14   Проблема человека в философии Л1-2; Л 6; Л 89; Л 93; Л 100-101; Л103-104; Л 120; Л 125-136,141   3 нед.

Примечание: литература к лекционным занятиям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу «философия».

 

Календарно-тематический план семинарских занятий (очная форма изучения).

№ п/п Название темы Вопросы семинарских занятий Основная лит-ра Дополн лит-ра Неделя
1 Философия: предмет, функции, историческое измерение -Предмет философии -Место и место философии в духовной жизни общества -Историческое становление и проблемность «основного вопроса философии» -функции философии   Л-1-8   Л-1-7   1 нед.
2 Философия Древнего Востока -об особенностях Восточной цивилизации и культуры. Специфика восточной ментальности. -философия Древней Индии -философия Древнего Китая   Л-1-9   Л-1-3   2 нед.
3-4 Античная философия -об особенностях античной философии и культуры -поиск первоначала. Милетская школа. Диалектика Гераклита и Сократа. -проблема бытия в Элейской школе. -Древнегреческий атомизм: Демокрит, Эпикур. Классический период: Платон. Обоснование метафизики -идеальное государство, его структура и законы -онтология Аристотеля -социально-политические взгляды Аристотеля.     Л-1-10     Л-1-5     3-4 нед.
5 Христианская философия средних веков -Об особенностях эпохи средневековья и их отражение в философии -Патристика как течение религиозной философии. Аврелий Августин. Этап схоластики. Творчество Ф.Аквинского -Номинализм и реализм: спор о природе универсалий -Мистический пантеизм М.Экхарта   Л-16   Л-1-3   5 нед.
6 Мусульманская философия средних веков -Возникновение ислама и его влияние на развитие философской мысли -Философия Аль-Фараби -Философия Ибн-Сины. -Проблема веры и разума, души и тела в творчестве Ибн-Рушда     Л-1-5     Л-1-5     6 нед.
7 Философия эпохи Возрождения -Специфика эпохи Возрождения и их отражение в философии. - Н.Кузанский и его философские идеи. -Проблема политики и морали в философии Н.Макиавелли -Религиозная реформация -Становление науки   Л-1-4   Л-1-4   7 нед.
8 Философия Нового времени -Критика религиозного сознания и схоластики. Научная революция XVII в., создание механистически-материалистической картины мира (И.Ньютон). -Проблема метода научного познания (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Эмпиризм и рационализм. -Натуралистическая философия человека. М.Монтень. -Мистический пантеизм Я. Беме. -Б. Спиноза. Свобода как осознанная необходимость.   Л-1-2   Л-1-5   8 нед.
9 Немецкая классическая философия -И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. «Коперниканский переворот» в теории познания. -Этика Канта. -Система и метод Г.Гегеля. -Материализм Л.Фейербаха.     Л-1-4   Л-1-5   9 нед.
10-11 Современная философия -Кризис классической философии. Борьба сциентизма и антисциентизма в современной философии. Позитивизм и его исторические формы. -Герменевтика и его основные представители. -Феноменология и структурализм. -Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. -Экзистенциализм как философия человеческого существования. -Современная религиозная философия.     Л-1-8     Л-1-3     10-11 нед.
12 Отечественная философия -Особенности ментальности кочевников и их отражение в философии. -Отечественная философия (Аль-Фараби, Ж.Баласугуни, А.Иугнеки, К.А. Яссауи). -Философия поэтов-жырау в XV-XVIII веках     Л-1-4     Л-1-4     12 нед.
13     Онтология: основные понятия и принципы. Материя как философская категория -Материя как философская категория. -Движение как способ существования материи. -Пространство и время как формы существования движущейся материи. -Биологическое, психологическое и социальное пространство-время.   Л-1-6   Л-1-4   13 нед.
14 Общество: основы философского анализа. Формационный и цивилизационный анализ -Понятие общества. Сущность материалистического и идеалистического подходов к пониманию общества. -Формационный подход к анализу общества. Критика коммунистической ОЭФ. Цивилизационный подход к анализу общества. Критика постиндустриального общества.     Л-1-10     Л-1-3     14 нед.
15 Проблема человека в философии. Человек. Личность. Индивидуальность -Понятие человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Личность как мера социальности человека. Свобода и ответственность. -Понятия индивидуальности и индивидуализма. Раскрытие индивидуальности как способ самореализации личности.     Л-1-5     Л-1-4     15 нед.

Примечание: Список основной и дополнительной литературы следует смотреть в планах семинарских занятий.

 

 

Семинарские занятия:

 

Семинар 1. «Философия: предмет, функции, историческое измерение».

1. Предмет философии. Философия: наука или искусство? Многообразие определений предмета философии и главных тем философских размышлений: краткий исторический обзор.

2. Место и роль философии в духовной жизни общества. Соотношение
мифологии, религии и философии как исторических форм мировоззрения.

3. Историческое становление и проблемность «основного вопроса философии».

4. Функции философии.

Основные понятия и термины:

мировоззрение, мифология, религия, философия, синкретизм, «основной вопрос философии», агностицизм; философское направление: материализм, идеализм, монизм, дуализм.

                                                Основная литература:

1. Платон. Федон. Соч., т. 2, с. 48-51. (в хрестоматии: Мир философии,
М., 1991, с. 10-12, в дальнейшем цит. как Мир филос.)

2. Аристотель. Метафизика. Соч. в 4-х т.т., т.1, с.67-69. (Мир филос., с. 12-13)

3. Августин. О граде божьем. (Мир филос., с 14.)

4. Фома Аквинский Сумма теологии., (Мир филос., с 15.)

5. М. Монтснь. Опыты. (Мир филос., с 15-17.)

6. Г. Гегель. Энциклопедия философских наук. (Мир филос., с53.)

7. Л.Фейербах. О начале философии. (Мир филос., с.54-55.)

8. Э. Гуссерль. Кризис европейского человечества и философия. (Мир филос,
с.77-82)

                                                      Дополнительная литература:

1. Г. Башляр. Новый рационализм (Мир филос., с. 116-117)

2. Абишев К. Философия, Алматы, 2002.

3. Кессиди К.Х. От мифа к логосу. Москва, 1972

4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура, М., 1991

5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990

6. Мифы народов мира. М., 1991

7. Ортега- и- Гассет X. Что такое философия? М., 1991

                                           Темы докладов и рефератов:

1. Роль донаучного знания в формировании философии.

2. Признаки философского и научного знания.

3. Значение философии в сегодняшней жизни.

 

Семинар 2. «Философия Древнего Востока»

1. Об особенностях Восточной цивилизации и культуры. Специфика восточной

ментальности.

2. Философия древней Индии:

А) Джайнизм и его основные постулаты;

В) Принципы «ахинса» и «апариграхи». Проблема человеческого страдания и выхода из него;

С) Буддизм как этическое учение Индии.

3.Философия Древнего Китая:

А) конфуцианство - моральная философия древнекитайского общества;

В) даосизм;

С) школа «Фа - цзя» - политико-правовая философия Китая.

                                           Основные понятия и термины:

джайнизм, ахинса, тиртханкары, аскетизм, нирвана карма, сансара, буддизм, 4 благородные истины, даосизм, конфуцианство

                                           Основная литература:

1.Самхиты. Антология мировой философии. М., Мысль, 1969.,т. 1., ч.1, в дальнейшем: Антология), с. 69-74.

2. Упанишады. Антология..., с. 75 - 93.

3. Бхагавад- гита. Антология..., с.94 - 116.

4. Четыре благородные истины. Антология..., с. 117- 136

5. Степанянц М.Т. Восточная философия: вводный курс. М., 1997

6. Радхакришнан С. Индийская философия., М.. 1956

7. Древнекитайская философия: собрание текстов в 2-х томах, М..1972

8. Лао-Цзы. О природе ДАО. Антология..., с. 182-190.

9. Конфуцзы. О небе и судьбе. Антология...., с. 191-206.
                                           Дополнительная литература:

1. Сюнь-Цзы. Натурфилософия. Антология..., с.223-234.

2. Хань-Фей-Цзы. Об управлении государством. Антология.., с. 235-239.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М, 1981

                                         Темы докладов и рефератов:

1. Роль древней индийской мифологии в формировании философии.

2. Философия буддизма.

3. Роль древнекитайской мифологии в формировании философии.

4. Конфуцианство и даосизм – основные направления древнекитайской философии.

 

Семинар 3. «Античная философия» 1-занятие.

1. Об особенностях античной философии и культуры. Основные понятия
античной мысли: Природа, Космос, Логос, Эйдос, Душа.

2. Поиск первоначала: Милетская школа. Диалектика Гераклита и
Сократа.

3. Проблема бытия в элейской школе: Парменид, Зенон. «Путь истины» и «путь мнения» в учении Парменида. Апории Зенона.

4. Древнегреческий атомизм: Демокрит, Эпикур.

 

Семинар 4. «Античная философия.Классический период. 2-занятие.

1. Платон. Обоснование метафизики. Проблема «Эйдосов - идей» в философии Платона.

2. Идеальное государство, его структура и законы.

3. Онтология Аристотеля. Учение Аристотеля о материи и форме.

4. Социально-политические взгляды Аристотеля.

                                           Основные понятия и термины:

 натурфилософия, космоцентризм, диалектика, акциденция, апейран, апория, атараксия, бытие, интеллигибельный, категории, майевтика, метафизика, софистика, скептицизм, стоицизм, эклектизм, неотомизм.

                                           Основная литература:

1. Гомер и Гесиод. Антология..., т. 1, ч. 1, с. 263-267.

2. Милетская школа. Антология..., с. 268-280.

3. Пифагорейская школа. Антология. с. 280-291.

4. Элейская школа. Антология...., с. 291-315.

5. Софисты. Антология..., с. 315-321

6. Левкипп -Демокрит. Антология...., с. 322-345.

7. Эпикур. Антология..., с.346-358.

8. Лукреций Кар. О природе вещей. Антология..., с.361-369.

9. Платон. Диалоги. Антология..., с.370-406.

10. Аристотель. Метафизика. Антология...., с. 408-472.

                                          Дополнительная литература:

1. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985, с. 23-53.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1975

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

М.,1998

4. Асмус В.Ф. Платон. М., 1975

5. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981

                                       Темы докладов и рефератов:

1. Этика Сократа.

2. Калокагатия.

3. Социальные проблемы в «идеальном государстве» Платона.

4. Социально-политические взгляды Аристотеля.

 

Семинар 5. «Христианская философия средних веков»

1. Об особенностях эпохи средневековья и их отражение в философии. Основные этапы развития средневековой христианской философии: ранняя патристика, классическая патристика, схоластика.

2. Патристика как течение религиозной философии средневековья. Творчество
А. Августина.

3. Этап схоластики в средневековой философии. Творчество Ф.Аквинского.

4. Номинализма и реализм: спор о природе универсалий.

5. Мистический пантеизм Мейстера Экхарта.

                                        Основные понятия и термины:

теоцентризм, Бог, вера, откровение, воля, номинализм, реализм, патристика, схоластика, провиденциализм, мистика.

                                   Основная литература:

1.  А. Августин. Бог. Природа. Человек. Вечность и время. Антология мировой
философии в 4-х томах, т.1.,часть 2, с. 582-595.

2.  И.С. Эриугена. Отношение между разумом и верой. Антология..., с.788-793.

3.  П. Абеляр. Диалог между философом, иудеем и христианином. Антология,
С.803-807.

4.  Фома Аквинский. Теология и наука. Антология..., с.824-855.

5.  Аврелий Августин. Исповедь. М.,1991.

6. Библия. М., 1991.

                                         Дополнительная литература:

1. Дж. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков и до наших дней, т.2, Средневековье, Спб., 1995.

2. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

3. Долгов К.М. Диалектика и схоластика. М.1983.

                                            Темы докладов и рефератов:

1. Особенности становления и развития теологической картины мира.

2. Патристика, схоластика и алхимия – главные направления философско-научной мысли Средневековья.

3. Средневековые философы «новой волны»: Р. Бэкон, Р. Гроссетест, У. Оккам, Ж. Буридан и др.

Семинар 6. «Мусульманская философия средних веков»

1.  Возникновение ислама и его влияние на развитие философской мысли.

2.  Философия Аль-Фараби. Космология. Классификация наук. Этико-социальная доктрина.

3.Философия Ибн-Сины. Проблема Бога и Мира. Теория познания.

4.Проблема веры и разума, души и тела в творчестве Ибн-Рушда.

Основные понятия и термины:

ислам, суннизм, шиизм, суфизм, эманация, теория «двойственной истины».

                                       Основная литература:

1. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, Наука, 1970, с.17-38, 118-126, 203-231,339-347.

2. Возвращение учителя. Алма-Ата., 1975, с. 16-38.

3. Ибн - Сина. О вечности мира. Антология...., с.730-749.

4. Ибн - Рошд. О связи между религией и философией. Антология, с 751-754.

5.  Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.

                                               Дополнительная литература:

1. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.

2. Степанянц М.Т. Восточная философия, М.,1997.

3. Игнатенко А.А. Ибн-Халдун., М., 1982.

4. Дж. Реале и Д.Антисери. Западная философия от истоков и до наших дней.
Т.2., Средневековье, Спб.,1995., с.120-126.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии, М., 1991.

                                               Темы докладов и рефератов:

1. Средневековая философия мусульманского Востока и её социально-культурные предпосылки.

2. Проблема разума и познания в учении Аль-Фараби.

3. Учение о потенциальном и актуальном интеллекте Ибн-Рушда.

 

Семинар 7. «Философия эпохи Возрождения»

1. Специфика эпохи Возрождения и их отражение в философии. Антропоцентризм и гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

2. Н. Кузанский и его философские идеи.

3. Проблема политики и морали в философии Н.Макиавелли.

4. Религиозная реформация и ее значение для формирования «человеческого
лица» Европейского капитализма.

5. Становление науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей.

                                               Основные понятия и термины:

антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм, ренессанс, наука, пантеизм, деизм.

                                                Основная литература:

1.  Кузанский Н. Об ученом незнании. Антология мировой философии в 4-х
томах, т. 2., М., Мысль, 1970, с. 54-76 (в дальн. цит. Антология...)

2.Балла Л. О наслаждении. Антология..., с. 79-85.

3.Макиавелли Н. Государь. М.,1990, с. 3-36.

4.Данте А. Божественная комедия. М.,1967, с.53- 87.

                                                 Дополнительная литература:

1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.,1980, с. 6-36.

2. Петрарка Ф. Автобиография. М.,1975

3. Леонардо да Винчи. Об истинной и ложной науке. Антология.., с.85-88.

4. Дж. Реале и Д.Антисери. Западная философия от истоков и до наших дней. Спб.,1995.,с.249-316.

                                              Темы докладов и рефератов:

1. Сущность и предпосылки становления ренессансной картины мира.

2. Учение о свободе человека. Пико дела Мирандола.

3. Натуралистическая философия человека. Мишель Монтень.

4. Мистический пантеизм Якоба Бёме.

 

Семинар 8. «Философия Нового времени»

1.  Критика религиозного сознания и схоластики. Научная революция XVII в., создание механически-материалистической картины мира (И.Ньютон).

2.  Проблема метода научного познания. (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Эмпиризм и рационализм.

3.  Бенедикт Спиноза. Атрибуты и модусы субстанции. Свобода как осознанная необходимость.

Основные понятия и термины:

эмпиризм, рационализм, дуализм.

                                               Основная литература:

1. Бэкон Ф. Новый органон. Антология..., т.2., с. 193-210

2. Декарт Р. Об основах человеческого познания. Антология..., т.2., с.237-294.

                                              Дополнительная литература:

1. Дж. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков и до наших
дней. т. 3 Спб.1996, с.12-46.

2. Рассел Б. Мудрость Запада, М., 1998.

3. Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУ111 в.в., М.,1996, с. 201-274.

4. Асмус В.Ф. Декарт., М.,1956., с. 12-55.

5. Философия. Учебное пособие.. Ростов на Дону, 1998., с. 63-73.

                                            Темы докладов и рефератов:

1. Роль философии в формировании классической картины мира.

2. Поиски научного метода в философии XVII века.

Семинар 9. «Немецкая классическая философия»

1. И. Кант - родоначальник немецкой классической философии.
«Коперниканский переворот» в теории познания.

2. Этика Канта.

3. Система и метод Г.Гегеля: (Философская объективно-идеалистическая система и диалектический метод).

4. Материализм Фейербаха. Философия любви.

Основные понятия и термины:

априоризм, категорический императив, агностицизм, триада, антропологический материализм.

                                                Основная литература:

1. Кант И. Критика практического разума. М., 1996

2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.,1986, с.21-66.

3. Абдильдин.Ж. И.Кант. Алма-Ата, 1978., с.34-58.

4. Гегель. Наука логики в 4-хт.т., т. 1.,М., 1970., с. 169-191.

                                               Дополнительная литература:

1. Гулыга А. Немецкая классическая философия, М.,1986, с. 28-86.

2. Быховский Э. Людвиг Фейербах, М., 1972, с.32-45.

3. Философия Канта и современность, М., 1974, с.103-152.

4. Нарский И.С. Западно-Европейская философия 19 века, М., 1976, с. 116-149, 247-284,465-486.

5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 - начала 19 веков, М.,1989, с.201-219.

                                            Темы докладов и рефератов:

1. Немецкая классическая философия: особенности, сущность.

2. Онтология, гносеология, этика И.Канта.

3. Абсолютная идея Гегеля.

 

Семинар 10. «Современная философия» - 1 занятие.

1. Кризис классической философии. Борьба сциентизма и антисциентизма в
современной философии. Позитивизм и его исторические формы.

2. Герменевтика и его основные представители.

3. Феноменология и структурализм.

 

Семинар 11. «Современная философия» - 2 занятие.

1. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм

2. Экзистенциализм как философия человеческого существования.

3. Современная религиозная философия.

Основные понятия и термины:

 сциентизм, антисциентизм, позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм,герменевтика. Феноменология, структурализм, принцип фаллибилизма, парадигма, экзистенциализм, неотомизм, персонализм.

                                               Основная литература:

1. Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. М., 1991,с.7-16.

2. Х. Ортега и Гассет. Восстание масс. М.,1998, с. 34-67.

3. К.Поппер. Открытое общество и его враги. М., Алматы, 1996, с. 7-45.

4. Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998, с. 57-113.

5. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996, с. 3-48.

6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994., с. 32-54.

7. Камю А. Бунтующий человек. М., 1996, с. 12-24.

7. Э. Фромм. Душа человека. М.,1995., 112-133.

                                                       Дополнительная литература:

1. Сумерки богов. М..1992., с. 5-36.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990, с.93-130.

3. Современная западная философия. М.,1991, с. 219-222, 225-226, 236-249.

                                            Темы докладов и рефератов:

1. Позитивизм Канта и Спенсера. Философия дискурсивных практик М.Фуко.

2. Деконструктивизм Ж.Деррида. Постмодернизм Ж.Лиотара.

 

Семинар 12. «Отечественная философия»

1. Особенности ментальности кочевников и их отражение в философии.

2. Отечественная философия в Средних веках (Аль-Фараби, Ж.Баласугуни,
А.Иугнеки, К-А-Яссауи)

3. Философия поэтов-жырау в ХV-ХVIII веках.

Основные понятия и термины:

Номадная цивилизация, Тенгри, «Жер-уйык», жырау, эпоха «Зар-Заман», аптропологизм, «три истины».

                                                Основная литература:

1. Абай. Слова назидания. Алматы, 1995, с. 5-36.

2. Философия (под редак. проф. Габитова Т.Х.) Алматы, 2000.

3. Ч.Валиханов. Соч., Алма-Ата 1967, т.2, с. 116-145.

4. Сегизбаев О. Казахская.философия ХV начала XX веков. Алматы, 1996.

                                               Дополнительная литература:

1. Малов С. Памятники древнетюркскойписьменности. М-Л.,1956.

2. НурлановаК. Человек и мир: казахская национальная идея. Алматы., 1996.

3. Аюпов Н.Г. Религиозная система древних тюрков. Алматы, 1998, с.3-12.

4. Орынбеков М. Философия протоказахов. Алматы, 1996, с. 45-112.

                                             Темы докладов и рефератов:

1. Экзистенциальные мотивы в творчестве Асан Кайш. Проблема счастья и поиск «Жер-уйык». Бухар-жырау. Шалкииз. Ш. Кудайбердиев: проблема веры и разума.

 

Семинар 13. «Материя и основные формы её существования»

1. Материя как философская категория.

2. Движение как способ существования материи.

3. Пространство и время как формы существования движущейся материи.

4. Биологическое, психологическое и социальное пространство-время.

Основные понятия и термины:

бытие, материя, движение, пространство, время, единство мира, субстанциональная и реляционная концепции, категория, сознание, идеология.

                                                Основная литература:

1. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т.18,
с. 292-330.

2. Вольтер Ф.М.А. Метафизический трактат., Соч., М., 1988.,с. 247-250, 677-
683.

3. М. Хайдеггер. Тезис Канта обытии. Мир философии. М.,1991, с. 240-244.

4. Б. Рассел. Человеческое познание. Мир философии. с. 245-248.

5. Ф.Бэкон. О достоинстве и приумножении наук. Соч., М. 1971, т.1, с, 191-
197.

6. П. Гольбах. Система природы. Избранное. т.1, с. 59-67.

                                                Дополнительная литература:

1. Ленин и современное естествознание. М.,1969, с. 202-225.

2. Материалистическая диалектика в 5 томах., т.1, М.,1981, с, 82-100.

3. Минасян A.M. Диалектический материализм. Ростов на Дону. 1972, с. 57-102

4. Концепция современного естествознания. М., ЮНИТИ, 1997, с. 73-106.

                                             Темы докладов и рефератов:

1. Проблема «бытия» в философии и способы ее решения.

2. Становление и развитие понятия «материя». Структурность, отражение, способность к саморазвитию – атрибуты материи.

 

Семинар 14. «Общество: формационный и цивилизационный анализ»

1. Понятие общества. Сущность материалистического и идеалистического

подходов к пониманию общества.

2. Формационный подход к анализу общества. Критика коммунистической

общественно-экономической формации.

3. Цивилизационный подход к анализу общества. Критика постиндустриального общества.

Основные понятия и термины:

общество, философия истории, глобальные проблемы современности, экологический кризис, материальная жизнь общества, духовная жизнь общества, культура, цивилизация, идеология, общественный прогресс, регресс.

                                               Основная литература:

1. Маркс К. К Критике политэкономии. Предисловие. Соч., т. 13, с. 5-9.

2. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн. собр. соч., т. 26, с. 55-58.

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1992, с. 22-36.

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избр. Произв., М., 1990

5. Вебер М. Наука как призвание и профессия. В кн.: Самосознание Европейской культуры XX века, М., 1991, с. 130-149.

6. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.,1992., с. 126-148.

7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992., с. 25-46

8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 2002, с. 152-174.

9. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991, с. 296-314.

10. Шпенглер О. Закат Европы. В кн.: Самосознание Европейской культуры XX века. М.,1991, с. 23-54.

                                                 Дополнительная литература:

1. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства. В кн.: Самосознание Европейской культуры..., с.230-250.

2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 290-316.

3. Современная западная социология. М., 1990, с. 30-31, 233-245.

                                              Темы докладов и рефератов:

1. Существуют ли Законы истории. Объективные и субъективные факторы, факторы исторического развития. Гражданское общество. Многообразие цивилизаций. Запад-Казахстан-Восток.

 

Семинар 15. «Человек. Личность. Индивидуальность»

1. Понятие человека. Соотношение биологического и социального в человеке,

2. Личность как мера социальности человека. Свобода и ответственность личности.

3. Понятия индивидуальности и индивидуализма. Раскрытие индивидуальности как способ самореализации личности.

Основные понятия и термины:

человек, личность, природная среда, социокультурная среда. Свобода, индивидуальность, конформизм, многомерность человека.

                                                Основная литература:

1. Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М.,1983, с. 190-211. Хейзинга И. Homo Ludens. В кн.: Самосознание Европейской культуры..., с. 69-92.

2. Дубинин Н.П. Генетика. Поведение. Ответственность. М.,1982, с. 11-28.

3. Скворцов Л.В. Культура самосознания. М.,1989, с.226-237.

4. Печчеи А. Человеческие качества. М.,1985, с. 63-87.

5. Камю А. Бунтующий человек. М.,1990., с.24-51.

                                          Дополнительная литература:

1. О человеческом в человеке. М.,1991, с. 24-52.

2. Проблема человека в западной философии. М.,1988., с. 34-65.

3. Фромм Э. Иметь или быть?. М., 1990, с. 112-143.

4. Маритен Ж. Субъект. Мир философии. ч.2, М.,1991, с.271-275.

                                            Темы докладов и рефератов:

1. Биологическая основа человека. Природа психических функций человека. Что такое личность? Варианты типологий людей.

 

 




















Календарно-тематический план семинарских занятий (заочное отделение, 5 лет, 3 года).

№ п/п Название темы Вопросы семинарских занятий Основн. лит-ра Дополн. литер. Неделя
  1       Античная философия -об особенностях античной философии и культуры -поиск первоначала. Милетская школа. Диалектика Гераклита и Сократа. -проблема бытия в Элейской школе. -Древнегреческий атомизм: Демокрит, Эпикур. -Платон. Обоснование метафизики -идеальное государство, его структура и законы -онтология Аристотеля -социально-политические взгляды Аристотеля.     Л-1-10     Л-1-5     1 нед.
  2     Христианская философия средних веков -Об особенностях эпохи средневековья и их отражение в философии -Патристика как течение религиозной философии. Аврелий Августин. Этап схоластики. Творчество Ф.Аквинского -Номинализм и реализм: спор о природе универсалий -Мистический пантеизм М.Экхарта   Л-16   Л-1-3   2 нед.
    3       Мусульманская философия средних веков -Возникновение ислама и его влияние на развитие философской мысли -Философия Аль-Фараби -Философия Ибн-Сины. -Проблема веры и разума, души и тела в творчестве Ибн-Рушда     Л-1-5     Л-1-5     3 нед.
      4       Философия эпохи Возрождения -Специфика эпохи Возрождения и их отражение в философии. - Н.Кузанский и его философские идеи. -Проблема политики и морали в философии Н.Макиавелли -Религиозная реформация -Становление науки   Л-1-4   Л-1-4   4 нед.
  5     Немецкая классическая философия -И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. «Коперниканский переворот» в теории познания. -Этика Канта. -Система и метод Г.Гегеля. -Материализм Л.Фейербаха.     Л-1-4   Л-1-5   5 нед.
    6   Современная философия -Кризис классической философии. Борьба сциентизма и антисциентизма в современной философии. Позитивизм и его исторические формы. -Герменевтика и его основные представители. -Феноменология и структурализм. -Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. -Экзистенциализм как философия человеческого существования. -Современная религиозная философия.     Л-1-8     Л-1-3     6 нед.
    7       Отечественная философия -Особенности ментальности кочевников и их отражение в философии. -Отечественная философия (Аль-Фараби, Ж.Баласугуни, А.Иугнеки, К.А. Яссауи). -Философия поэтов-жырау в XV-XVIII веках     Л-1-4

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow