Научный руководитель: к. с. н., Адамская Л.В

Открытость деятельности органов власти как метод противодействия коррупции

Герасимова Е.А.

Федеральное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Научный руководитель: к. с. н., Адамская Л.В.

Согласно Федеральному закону от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О противодействии коррупции" (далее - N 273-ФЗ) к организационным основам противодействия коррупции относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах своих полномочий. [1]

Также могут формироваться органы по координации деятельности в области противодействия коррупции. В нашей стране существуют специализированные органы за контролем деятельности органов власти, для которых борьба с коррупцией является одним из основных видов деятельности. Это в первую очередь прокуратура, МВД, ФСБ и другие перечисленные в статье 5 п. 6 N 273-ФЗ. В то время как некоторым субъектам противодействия коррупции сложнее осуществлять свои полномочия в этой сфере из-за трудностей в получении информации о действительном положении дел в том или ином органе власти.

В Федеральном законе от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - N 8-ФЗ) в статьях 6 и 7 перечислены способы и формы обеспечения информацией граждан. И на сегодняшний день лучший вариант для распространения информации является сеть «Интернет», которая охватывает наибольшее количество граждан.

Открытость деятельности органов власти может быть обеспечена с помощью «Цифрового правительства». Эта идея в первую очередь включает в себя предоставление в свободное пользование информации о деятельности органов власти. На данный момент в России существует «Портал открытых данных Российской Федерации»[3], который только наполняется необходимой информацией, поэтому сейчас о деятельности органов власти население в основном узнает из предоставленной информации на собственных сайтах этих органов власти.

Согласно N 8-ФЗ сайт органа власти в сети «Интернет» содержит данные о структуре органа, полномочиях, вопросах ведения, информацию о нормотворческой деятельности, результатах различных проверок и другом, перечисленном в статье 13. [2]

Основным пунктом, на который стоит обратить внимание, является п. 7 ст. 13, так как именно он обязует властный орган предоставлять статистическую информацию о своей деятельности, а именно:

а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. [2]

Эти данные помогают институтам гражданского общества осуществлять контроль за деятельностью органов власти, а, соответственно, и противодействовать коррупции. Кроме того, в N 8-ФЗ статья 4 устанавливает принципы обеспечения доступа к информации, которая должна быть достоверна, свободна для поиска.

Однако на данный момент отсутствуют единые стандарты об организации пространства сайта, визуализации, то есть стандарты предоставления информации в сети «Интернет». Например, на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФесть отдельная страница «Статистика и отчеты»[4], где представлена информация уже за II квартал 2017 года, в то время как на сайте Министерства труда и социальной защиты [5]есть результаты работы только за 2015 год, представленные в общем, в форме доклада, а на сайте Министерства экономического развития [6] итоги деятельности показаны по отдельным направлениям, то есть сложно осознать результат работы министерства в целом. Также у Минкомсвязи России, в отличие от тех же Минтруда и Минэкономразвития, существует регламент размещения информации, что упрощает поиск необходимых данных.

Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой – согласно N 273-ФЗ (ст. 3 п. 3), соблюдается принцип открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, однако информация предоставляется недостаточно наглядно, что затрудняет анализ деятельности органов власти простыми гражданами. Однако стоит отметить, что в N 8-ФЗстатье 8 устанавливается право на запрос необходимой информации без обоснования причины, при условии, что доступ к ней не ограничен, как в случае с государственной тайной, и что данная информация не размещена в сети «Интернет» или не опубликована в средствах массовой информации ранее.

Не смотря на технические недоработки в нашей стране, публичность деятельности властных органов является одним из главных принципов в демократическом государстве, каким и является Российская Федерация, и благодаря ему соблюдается не менее важный принцип – сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. [1]

Существует несколько способов данного сотрудничества, что в то же время является одной из мер по профилактики коррупции, указанных в статье 6 N 273-ФЗ, а это уже реализация конституционного права граждан на участие в делах государства.

В результате анализа нормативно-правовых актов (тем более законотворческих проектов), предоставленных в открытом доступе, граждане могут участвовать в антикоррупционной экспертизе в пределах своих полномочий, предоставлять бесплатную юридическую помощь в этой сфере.

При ознакомлении с конкретной деятельностью, которая функционально находится в ведении данного органа, институты гражданского общества, организации, физические лица могут видеть результаты, оценивать эффективность работы и выявлять причины низких показателей, одной из которых является коррупция.

Одной из самых популярных областей деятельности, связанных с высоким уровнем коррупции в государственных органах, можно назвать государственный заказ (госзакупки). Именно в этой сфере легче всего совершать махинации с разыгрыванием тендеров, лоббированием различных интересов, и сокрытия следов получения взятки. В данном случае как раз может быть достаточно, одного наблюдательного гражданина, который в сведениях об использовании бюджетных средств, может заметить подозрительные статьи расхода, монополию на осуществление заказов отдельной отрасли и другое.

Кроме того, каждый орган власти обязан самостоятельно проводить мероприятия по предупреждению, борьбе и минимизации последствий коррупционных правонарушений в пределах своих полномочий и публиковать данные о результатах в этой сфере.

Делая вывод, мы видим, что открытость деятельности органов власти – один из основных методов противодействия коррупции, ведь от него зависит и другие методы, такие как общественный контроль, воспитание нетерпимости к коррупции, информационное обеспечение граждан об их правах и другие.

И в настоящий момент главная проблема состоит в недостаточном использовании информационных технологий для предоставления информации, однако эта задача активно решается органами власти, которые видят необходимость дальнейшего развития в этом направлении.

В тенденциях современного мира все быстрее распространяются идеалы открытого государства, основанного на профессионализме в управлении и полному контролю со стороны граждан. Международная организация «Открытое правительство» активно продвигает эти идеи, и Россия по итогам 2016 года отвечала минимальным критериям приемлемости и имеет право присоединиться к «Открытому правительству».

 

 

Список использованных источников:

1. Федеральный закон Российской Федерации "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. № 273 // Российская газета. с изм. и допол. в ред. от 03.04.2017 г.

2. Федеральный закон Российской Федерации "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09 февраля 2009 г. № 8 // Российская газета. с изм. и допол. в ред. от 09.03.2016

3. Портал открытых данных Российской Федерации // URL: data.gov.ru (дата обращения: 28.10.2017).

4. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации // URL: http://minsvyaz.ru (дата обращения: 28.10.2017).

5. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации // URL: http://economy.gov.ru/ (дата обращения: 28.10.2017).

6. Министерство экономического развития Российской Федерации // URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 28.10.2017).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: