Общая характеристика Основного Закона Германии

ТЕМА: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГЕРМАНИИ

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Ö 1. Общая характеристика Основного Закона Германии 

Ö 2. Правовой статус личности

Ö 3. Государственное устройство

Ö 4. Политическая система

Ö 5. Система органов государственной власти 

Ö 6. МСУ и МУ

7. Силовые структуры

Общая характеристика Основного Закона Германии

Германия – одно из крупнейших и развитых государств мира, отличающихся значительным естественно-географическим, экономическим и политическим потенциалом.

Конституция ФРГ, выработанная в 1948-1949 гг. только для Западной Германии, т.е. для государства на территории трех западных оккупационных зон, в 1990 г. стала Основным Законом для всей Германии.

Правовой фун­дамент современного немецкого общества и государства состав­ляет Основной Закон ФРГ 1949 г., действие которого с 3 октяб­ря 1990 г. распространяется на территорию бывшей ГДР (согласно Договору о восстановлении единства Германии 1990 г. и введенному на его основе абз. 2 ст. 143 Основного Закона ФРГ при регулировании некоторых сфер жизни восточно-германских граждан до 31 декабря 1995 г. продолжали действовать нормы права бывшей ГДР).

В содержании Основного Закона нашли отражение некото­рые черты классического немецкого государственного права, общие и особен­ные интересы основных социально-политических сил Западной Германии в первые послевоенные годы, сочетавшиеся со стрем­лением преодолеть негативные последствия нацистского тотали­таризма и не допустить его возрождения. И по форме, и по содержанию он отражает германскую правовую доктрину и практику, особенно внимательно учтен опыт Веймара. Задуманный как вре­менная конституция Основной Закон все же должен был отве­чать на запросы динамичной социально-экономической, внутриполитической и международной жизни. Это обусловило изме­нения его первоначального текста.

Основной закон – это новый юридический документ, сохраняющий, однако, определенную преемственность с предшествую­щим конституционным развитием.

До восстановления единства Германии в Основной Закон на основании 35 Федеральных законов было внесено 115 изме­нений и дополнений, в результате которых из 146 статей перво­начального текста конституции полностью или частично отме­нены, дополнены и изменены 70 статей, введены три новых раз­дела и более 30 новых статей. Большая часть изменений и до­полнений вызваны проведением реформ в области военного де­ла, финансов и регулирования чрезвычайного положения.

Восстановление единства Германии в 1990 г. и усиление по­литико-экономической интеграции европейских государств в рамках Европейского союза, где Германия играет активную роль, активизировало деятельность по изменению Основного Закона. С сентября 1990 до начала 1995 г. в текст конституции внесено около 50 изменений и дополнений, в том числе одна статья (ст. 23) отменена, введено 12 новых и существенно дополнены многие действовавшие статьи.

Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов, причем три раздела (IVa, VIIIa, Xa) были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному Закону.

Преамбула Основного закона содержит положение о том, что учредителем его является немецкий народ, указывается, что, принимая Основной закон, он руководствовался стремлением слу­жить всеобщему миру. Далее в Преамбуле констатируется, что немцы в землях (дается полный список немецких земель) на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии.

Раздел первый Основного закона носит наименование «Ос­новные права». Это подчеркивает основополагающий характер данного института. Обеспечению и охране основных прав служит вся организация государственной власти. Основные права составляют стержень конституционного порядка ФРГ. Второй раздел «Федерация и земли» содержит закрепление основ конституционного строя ФРГ, в нем дается конституционная характеристика Германского государства, определяются принципы взаимоотношений федерации и земель, закрепляется право на местное самоуправление, а также конституционные основы германской вне политики и участие ФРГ в развитии Европейского Союза. Разделы III-VI посвящены организации и деятельности федеральных органов (Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству). Введенная позднее глава IVa регламентирует статус Совместного комитета. В отдельных разделах регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и земель (разделы VII, VIII, VIIIa). Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь определяется организация судебной власти и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ. Важное значение имеет раздел X, именуемый как «финансовая конституция». Здесь содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и землями, а также доходов и расходов Федерации. Раздел Ха содержит регламентацию мер на случай состояния обороны. Наконец, последний, XI раздел «Переходные и заключительные положения» устанавливает положения, касающиеся возможности обладания гражданством ФРГ, некоторые вопросы изменения территориального деления страны, действия правовых норм, принятых до вступления в силу Основного закона, и некоторые другие.

Основной закон закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет прав и свобод человека и гражданина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, политический плюрализм и др.

По форме правления ФРГ является парламентарной республикой. Республиканский принцип закрепляется в ст. 28, где указано, что «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства».

В Основном законе содержится характеристика ФРГ как демократического и социального правового федеративного государства.

Основной закон регулирует очень важные аспекты во внешнеполитической сфере. Он устанавливает запрет на действия, способные нарушить мирное сосуществование народов и предпринимаемые с этой целью, в частности для подготовки к ведению агрессивной войны. Они должны быть уголовно наказуемы (ч. 1 ст.26). Часть 2 этой же статьи содержит важное дополнение: «Оружие, предназначенное для ведения войны, может изготовляться, ввозиться и поступать в оборот только с разрешения Федерального правительства».

Новая редакция ст. 23 касается участия ФРГ в объединенной Европе. Подчеркивается, что участие ФРГ в объединенной Европе базируется на общности принципов демократии, правовой социальной государственности. Германское государство может путем издания федерального закона, требующего одобрения Бундесрата, передавать Европейскому Союзу свои суверенные права. По всем вопросам деятельности Европейского Союза Федеральное правительство должно незамедлительно информировать Бундестаг и Бундесрат. Федеральное правительство до начала своего участия в принятии правовых актов Европейского Союза обязано предоставить Бундестагу возможность дать по ним заключение. На ведущихся переговорах Федеральное правительство должно учитывать заключение Бундестага. Если затрагиваются интересы земель или вопрос входит в сферу исключительной компетенции земель, учитывается заключение Бундесрата. Последний может назначить своего представителя.  

По способу изменения конституция Германии относится к числу жестких. Согласно ее ст. 79 изменения должны быть одоб­рены большинством в две трети обеими палатами парламента. За время своего существования конституция подверглась многочис­ленным изменениям. Одна из причин такого частого внесения поправок – относительная простота их внесения, которая не может сравниться с соответствующими процедурами в других странах Европейского союза (Франция, Испания, Дания, Греция и др.), обычно предусматривающими процедуру предложения и ратификации поправок.

Изменение Основного Закона, которое касается деления страны на земли, принципов сотрудничества земель в законода­тельстве государства или основных принципов, установленных ст. 1 и 20, является недопустимым.

К основополагающим элементам демократического и госу­дарственно-правового строя Основного Закона принадлежит, прежде всего, большинство основных прав, определяющих в зна­чительной мере материальное содержание конституционного строя, и основной принцип разделения властей как действую­щий организационный принцип конституции.                      

Материальную основу конституции образуют все те предпо­сылки (содержательного и процессуального характера) демокра­тического строя Основного Закона, которые наряду с основными правами гарантируют признание власти большинством народа, равные шансы и защиту меньшинства, свободное и открытое политическое развитие демократии. К ним относятся: периоди­ческое узаконение органов политического руководства и форми­рования воли, принципы избирательного права, сотрудничество партий при формировании политической воли, принцип много­партийности, свобода создания и равенство возможностей поли­тических партий, парламентский контроль и право на парла­ментскую оппозицию, а также бюджетные прерогативы парла­мента. Равным образом не подлежат конституционному измене­нию основы государственно-правового строя Основного Закона, в особенности верность всех государственных властей конститу­ционному строю, верность исполнительной и судебной власти закону и праву (ст. 20), принципы права, которые гарантируют государственно-правовой строй, и принцип социального госу­дарства.

Основной Закон провозглашает открытую многопартийную систему (абз. 1 ст. 21) и тем самым создает пространство для различных модификаций много-партийной системы. Партийная система Германии характеризуется следующим:

ü конституционно-правовой статус политических партий явля­ется условием, а не следствием их деятельности в процессе по­литического волеобразования;

ü свобода политических партий охватывает вопросы внешней независимости и свободы внутри партии;

ü если функция политических партий в системе свободного политического процесса демократии обусловливает конституци­онно-правовое положение свободы, то принцип равенства шан­сов – статус равенства политических партий;

ü если статус партий не может быть идентичен статусу государст­венного органа, то это не означает того, что правовое положение партий не отличается от правового положения частных союзов;

ü во избежание подчинения партий анонимным финансовым си­лам положения абз, 1 ст. 21 предписывают необходимость публич­ной отчетности партии по вопросам источников их доходов;

ü трудности, постоянно возрастающие в процессе получения средств для деятельности партий, поставили вопрос об опосредованном или непосредственном финансировании партии из го­сударственного бюджета.

Для того чтобы функционировать в соответствии с нормами и принципами конституции, парламентарная демократия нужда­ется в деятельности политических партий. Основной Закон ФРГ настоятельно подчеркивает роль политических партий в качестве интегрирующего элемента демократического строя. Он наделяет их определенными функциями и закрепляет правовые основы партийной системы; детализацию этих положений он перепору­чает (абз. 3 ст. 21) законодателю, во исполнение воли которого 24 июля 1967 г. был принят Закон о партиях.

Охрану конституции осуществляет Федеральный конституционный суд (ФКС). ФКС проверяет законы на предмет их фор­мального и материального соответствия конституции. Предварительная проверка конституционности законопроектов недопусти­ма. Правовой основой организации и деятельности ФКС являются нормы Основного закона (ст. 92, 93, 94) и Федерального закона о Конституционном суде 1951 г. (с последующими поправками и дополнениями).

Согласно конституции ФКС является одной из составных частей судебной власти (ст. 92). Как судебный орган ФКС принимает имеющие обязательную силу решения по делам, связанным с оценкой действительности правовых норм. Конституционное судопроизводство обеспечивает каждому возможность отстаивать и защи­щать свои права в устном состязательном процессе.

ФКС состоит из двух сенатов по восемь судей в каждом. Трое из восьми судей в каждом сенате должны быть избраны из числа судей пяти высших Федеральных судов. Пять других членов в каждом из сенатов избираются из числа лиц не моложе 40 лет, обладающих пассивным избирательным правом для выборов в Бундестаг и имеющих профессиональное образование, дающее возможность осуществлять функции судьи. Должность судьи ФКС несовместима с депутатским мандатом в Бундестаге или членством Бундесрате, с занятием должности в Правительстве, равно как в соответствующих органах земель.

Судьи избираются в равной пропорции Бундестагом и Бундесратом, однако если выборы в Бундесрате являются прямыми, то в Бундестаге – косвенными: судьи избираются специальной коллегией выборщиков, избранной Бундестагом на основе пропорционального представительства (сообразно численности партийных фракций) и состоящей из 12 членов. В обоих органах для избрания судьи необходимо большинство в две трети голосов. Президент ФКС и его заместитель избираются поочередно то Бундестагом, то Бундесратом.

Избранные на должность судьи назначаются Федеральным президентом.

Срок полномочий судей ФКС – 12 лет, предельный срок пребывания в должности – 68 лет.

Полномочия Федерального конституционного суда весьма обширны:

1. ФКС рассматривает конституционно-правовые конфликты между Федерацией и землями или между различными землям; в случаях расхождения мнений о правах и обязанностях Федерации и земель. При этом в ФКС можно обращаться только после решения Бундесрата о нарушении землей права и только оспаривая это решение.

2. ФКС рассматривает споры по вопросам толкования положений Основного закона об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа (Бундестага, Бундесрата, Правительства, Федерального президента) или другого участника конфликта, наделенного Основным законом или регламентом верховного федерального органа собственными правами.

3. ФКС осуществляет «абстрактный» и «конкретный» контроль правовых норм. При «абстрактном» контроле ФКС должен по предложению Федерального правительства, земельного правительства или одной трети членов Бундестага принять решение по вопросу о согласованности федерального или земельного права с Основным законом по форме и содержанию (если на этот счет существует расхождение мнений или сомнение) либо о совместимости земельного права с федеральным правом.

«Конкретный» контроль норм ФКС осуществляет по запросам судов. Если суд считает антиконституционным закон, от действия которого зависит принимаемое им решение, то он должен приостановить процесс и направить запрос в Конституционный суд.

Если ФКС в процессе «абстрактного» или «конкретного» контроля правовых норм приходит к убеждению, что контролируемая норма несовместима с конституцией, то он объявляет эту норму недействующей. Это решение имеет силу закона.

4. ФКС рассматривает конституционные жалобы граждан на нарушение их основных прав.

5. ФКС выносит решения о лишении основных прав тех граж­дан, которые используют их против свободного демократического порядка; об антиконституционности, т. е. о запрете политических партий и других объединений; об освобождении от должности Президента в связи с обвинением, представленным Бундестагом и Бундесратом, о перемещении или увольнении судей, нарушив­ших свои служебные обязанности.

6. ФКС рассматривает жалобы на решения Бундестага о про­верке правильности выборов, порядка проведения референдума или народного опроса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: