ПРОГРАММА
Дисциплины для студентов
(СИЛЛАБУС)
Дисциплина: История древнего мира ________
Специальность: 5В011400 «История» ___________
Кокшетау
Программа дисциплины для студентов (силлабус) составлена преподавателем Жумангалиевым М.К. на основе ГОСО 2006 г. и типовой программы 2006 г.
Рассмотрено на заседании кафедры Всеобщей истории, теории государства и права
«____» _____ 2012 г. / Протокол № ________________/
Заведующий кафедрой _______________________Кушпаева А.Б.
(ФИО, подпись)
Одобрено учебно-методической комиссией факультета истории и юриспруденции
«____» _______ 2012 г. / Протокол № ________________/
Председатель УМК _________________________Шапкенов А.А.
(ФИО, подпись)
2. Данные о преподавателе:
Жумангалиев Мейрам Курмангалиевич
Должность: ст. преподаватель
Кафедра Всеобщей истории, теории государства и права.
Корпус № 2, Темирбекова 28, каб. 204.
3. Данные о дисциплине:
Название: История древнего мира.
Место проведения: Корпус № 2, ауд. 305.
Выписка из учебного плана:
| курс | семестр | Кол-во кредитов | Лекции в часах | Практ., семинар. занятия, в часах | Лаборат. занятия, часы | СРСП в часах | СРС в часах | Всего в часах | Форма контроля |
| 1 | 2 | 3 | 30 | 15 | - | 15 | 75 | 135 | экзамен |
4.1 Пререквизиты: Для изучения данного курса Вам необходимы знания по курсу «История первобытного общества», базовые знания из школьного курса «История древнего мира» по древней истории Востока и античной истории Греции и Рима.
4.2 Постреквизиты: цикл базовых и профилирующих дисциплин.
5 Краткое описание: История древнего мира является составной частью всемирной истории. В курсе дается основные даты, события истории древнего мира, показаны уникальные и специфические черты развития государств, отмечены политические портреты ярких исторический деятелей, и, главное, показан вклад древних цивилизаций в мировую историю.
Цель курса: Сформировать понятия по истории древнего мира, определить его место во всемирной истории, хронологические рамки, рассмотреть специфические особенности древних восточных и античных цивилизаций. Дать понятие «цивилизация».
Задачи дисциплины: Научить анализировать исторические процессы Древнего Востока, античной Греции и Рима, показать их место и значение во всемирной истории.
Компетенции студента, формируемые в результате освоения предмета «История Древнего мира». В результате изучения данной дисциплины студенты должны:
Знать:
· специфику истории древнего мира;
· терминологию истории древнего мира;
· основные понятия в области истории древнего мира;
Уметь:
· работать с историческими источниками и картами;
· применять знания истории древнего мира в учебном и воспитательном процессе;
· использовать знания истории древнего мира в научно-исследовательской деятельности.
План занятий
Учебно-тематический план аудиторных занятий
| № | Содержание (тема и вопросы) | Лекции в часах | Практ., семин., занятия в часах | Учебная и методическая литература |
| 1. | Введение. | 2 | 1 | 1, 2, 4, 10, 11 |
| 2. | Города-государства Шумера. | 2 | 1 | 3, 4, 10. |
| 3. | Ранние деспотии в Месопотамии. | 2 | 1 | 3, 4, 10. |
| 4. | Месопотамия в XVI-XI вв. до н.э. | 2 | 1 | 1, 2, 4, 10, 11 |
| 5. | Египет в период Древнего царства. | 2 | 1 | 3, 4, 10, 13, 14, 16 |
| 6. | Египет в период Нового и Позднего царств. | 2 | 1 | 3, 4, 10, 13, 14, 16 |
| 7. | Ранняя Малая Азия и Хеттское царство. | 2 | 1 | 3, 4, 10. |
| 8. | Восточное Средиземноморье в III тыс. до н.э. | 2 | 1 | 3, 4, 10. |
| 9. | Древний Китай. | 2 | 1 | 3, 4, 10, 17. |
| 10. | Образование китайского государства. | 2 | 1 | 1, 2, 4, 10, 11, 17. |
| 11. | Древняя Индия. | 2 | 1 | 3, 4, 10, 18. |
| 12. | Корея в древности. | 2 | 1 | 1, 2, 4, 10, 11 |
| 13. | Древняя Греция. | 2 | 1 | 5-7, 9 |
| 14. | Греция в классический период. | 2 | 1 | 5-7, 9 |
| 15. | Древний период истории Рима. | 2 | 1 | 5-7, 9 |
| ВСЕГО | 30 | 15 |
Учебно-тематический план СРСП
| № | Темы СРСП | СРСП в часах | Ссылка на литературу (осн.и доп.) | Другие источники (сайты, электр.учебники) |
| 1 | Месопотамия в древности. | 1 | 3, 4, 10. | - |
| 2 | Старововилонский период в истории Месопотамии. | 1 | 3, 4, 10. | - |
| 3 | Древний Египет. | 1 | 3, 4, 10, 13, 14, 16. | - |
| 4 | Египет в период Среднего царства. | 1 | 3, 4, 10. | - |
| 5 | Культура древнего Египта. | 1 | 1, 2, 4, 10, 11, 13. | - |
| 6 | Хеттское общество и культура. | 1 | 3, 4, 10. | - |
| 7 | Древние государства Закавказья: Урарту. | 1 | 3, 4, 10, 15. | - |
| 8 | Ассирийская держава в I тыс. до н.э. | 1 | 1, 2, 4, 10, 11. | - |
| 9 | Иран в древности. | 1 | 3, 4, 10. | - |
| 10 | Средняя Азия в древности. | 1 | 3, 4, 10. | - |
| 11 | Культура древнего Китая. | 1 | 3, 4, 10, 17. | - |
| 12 | Становление ранних государств в Индии. | 1 | 3, 4, 10, 18. | - |
| 13 | Государства Мэроэ и Аксум. | 1 | 1, 2, 4, 10, 11. | - |
| 14 | Греция в древности. | 1 | 5-7, 9. | - |
| 15 | Рим в период республики и империи. | 1 | 5-7, 9. | - |
| ВСЕГО | 15 |
Задания по темам СРСП
Тема 1. Месопотамия в древности.
1. Источники по истории древней Месопотамии.
2. Историография истории древней Месопотамии.
3. Периодизация истории древней Месопотамии.
- Географическое положение и природные условия Двуречья.
- Население Древней Месопотамии.
Форма проведения СРСП: Дискурсивный практикум, консультация, реферативный обзор.
Литература: 3, 4, 10.
Тема 2. Старововилонский период в истории Месопотамии.
- Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонского царства.
- Социально-экономический строй Вавилона.
- Политический строй Вавилона.
- Законы Хамураппи.
- Письменность и словесность.
- Библиотеки и архивы.
- Школы и научные знания.
- Религия и искусство.
Форма проведения СРСП: Дискурсивный практикум, консультация, реферативный обзор.
Литература: 1, 2, 4, 10, 11.
Тема 3. Древний Египет.
- Основные источники по истории Древнего Египта.
- Архивы. Деловые и юридические документы.
- «Поучения» и «Пророчества» как источник.
- Обзор развития египтологии.
- Формирование раннеклассового общества и государства.
- Периодизация истории Древнего Египта.
Форма проведения СРСП: Дискурсивный практикум, консультация, реферативный обзор.
Литература: 3, 4, 10, 13, 14, 16.
Тема 4. Египет в период Среднего царства.
- Распад Египта на номы. Переходный период.
- Состояние экономики.
- Общественные отношения.
Форма проведения СРСП: Дискурсивный практикум, консультация, реферативный обзор.
Литература: 3, 4, 10.
Тема 5. Культура древнего Египта.
1. Религия и социальное устройство.
2. Ремесла и торговые связи.
3. Архитектура и скульптура.
4. Письменность, литература, наука.
5. Армия и военное дело.
Форма проведения СРСП: Дискурсивный практикум, консультация, реферативный обзор.
Литература: 1, 2, 4, 10, 11, 13.
Тема 6. Хеттское общество и культура.
- Социально-экономический строй хеттского общества.
- Государственное устройство.
- Хеттская культура.
Форма проведения СРСП: Дискурсивный практикум, консультация, реферативный обзор.
Литература: 3, 4, 10.
Тема 7. Древние государства Закавказья: Урарту.
- Природные условия и географическое положение.
- Источники и историография.
- Возникновения государства Урарту - Ванского царства.
- Борьба с Ассирией и гибель Урарту.
- Постурартский период в Закавказье.
- Урартское общество.
- Урартская культура.
Форма проведения СРСП: Дискурсивный практикум, консультация, реферативный обзор.
Литература: 3, 4, 10, 15.






