Жилищно-коммунальные проблемы

КФ ТСА

Проблемы финансовые и акционерные

«АЛРОСА» на пороге важных решений, главное - не ошибиться

 

В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ АК «АЛ­РОСА» СТОЛКНУЛАСЬ С ЦЕЛЫМ РЯДОМ ПРОБЛЕМ, ВЫЗВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИМ КРИЗИСОМ И УХУДШЕНИЕМ КОНЪЮНКТУРЫ АЛМАЗНОГО РЫНКА. ХОТЯ САМ ПО СЕБЕ КРИЗИС ОКАЗАЛСЯ СРАВ­НИТЕЛЬНО КРАТКОВРЕМЕННЫМ, И ПОСЛЕ НЕБОЛЬШОЙ ПАУЗЫ ЦЕНЫ НА АЛМАЗНОМ РЫНКЕ СНО­ВА ПОШЛИ ВВЕРХ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, КРИЗИСНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОКА­ЗАЛИСЬ ДОСТАТОЧНО СЕРЬЕЗНЫ­МИ И РАСТЯНУЛИСЬ НА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ

 

МЕТОДЫ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ КРИЗИСА НА АК «АЛРОСА», в конечном итоге ведут к ухудшению положения компании

 

Экономический кризис в 2008 году очень сильно ударил по АК «АЛРОСА», в результате чего у компании выросли краткосрочные и долгосрочные задолженности. Если в 2007 году долгосрочная кредиторская задолженность составляла 41 млрд рублей, а краткосрочная - 49,4 млрд, то в 2010 году долгосроч­ная задолженность выросла до 98,9 млрд, а краткосрочная - до 12,9 млрд. рублей.

Итого задолженность вырос­ла с 90,4 млрддо 111,8 млрдруб­лей. При этом, если в 2007 году АК «АЛРОСА~ имела нераспре­деленной прибыли 98,5 млрд, то в 2010 году -70млрдрублеЙ. Та­ким образом, за последние два с половиной года финансовое по­ложение компании ухудшилось, и она потеряла свою финансовую устойчивость.

Для разрешения финансово­го кризиса руководство АК «АЛ­POCA» планирует увеличить сбыт алмазов и привлечь около 3 млрд. долларов по IPO в 2012 году. По словам президента АК «АЛРОСА» Федора Андреева, алмазы могут стать инвестици­онным инструментом. «Госу­дарство, выкупив у «АЛРОСы» алмазы в Госфонд, заработало около 40% годовых за два года», - заявил Андреев. Однако экс­перты сомневаются в том, что алмазы могут стать инвестици­онным инструментом, посколь­ку их стоимость трудно оценить. «Алмаз - штучный товар, поэто­му трудно создать емкий и лик­видный рынок этого инструмен­та», - считает эксперт Rough & Polished Сергей Горяинов.

Мировой опыт, в частности опыт компании De Beers, также показывает, что идея создания алмазных инвестиционных фон­дов практически нереализуема.

Другим способом решения финансового кризиса компании является размещение 20-25% акций АК «АЛРОСА» по IPO в 2012 году, в ходе которого пла­нируется привлечь около 3 млрд. долларов. По данным компании, часть вырученных средств пой­дет в инвестиционную програм­му - до 2018 года планируется инвестировать 7,5 млрд долла­ров, то есть по 1,07 млрд. долла­ров в год, а часть средств будет направлена на рефинансирова­ние задолженности в размере 3,2 млрд. долларов.

И это решение сомнительно.

Во-первых, объем нераспреде­ленной прибыли на 31 декабря 2010 года составляет 70 млрд 026 млн. рублей, что по курсу рубля на эту же дату составляет 2 млрд. 303 млн. долларов. Чистая прибыль по РСБУ составила 8 млрд. 777 млн. рублей, что состав­ляет 288,7 млн. долларов. Итого - 2 млрд. 591,7 млн долларов. До­полнительно чистая прибыль за первое полугодие 2011 года со­ставила 26 млрд. 267 млн рублей, что составляет по курсу доллара на 17 октября 2011 года 855,6 млн. долларов.

Всего по итогам 201 О и первое полугодие 2011 года компания располагает 3 млрд. 447,3 млн. долларов. При таких финансо­вых ресурсах для АК «АЛРОСА» нет никакой необходимости прибегать к размещению акций, поскольку имеющиеся финансовые ресурсы вполне достаточны как для погашения задолжен­ности, так и для выполнения ин­вестиционной программы. Если за второе полугодие 2011 года АК «АЛРОСА» получит около 850 млн. долларов чистой ­

прибыли, то после погашения за­долженности и выполнения го­довой части инвестиционной программы получится остаток в размере примерно 27 млн. долла­ров. В условиях динамичного роста цен на алмазы, которые уже на 8% превысили докризис­ный уровень и растут далее, АК «АЛРОСА» вполне может пога­сить свою задолженность, не прибегая к IPO и к рефинансированию.

Во-вторых, решение о разме­щении на рынке 20- 25% акций компании объективно приведет к размыванию доли основных акционеров (50,92% акций «АЛ­РОСы» принадлежит Росимущес­тву, 32% - Якутии и 8% - улусы Якутии) и приведет либо к со­кращению государственного па­кета акций, либо к отказу прави­тельства Республики Саха (Яку­тия) от блокирующего пакета акций. Впрочем, эксперты счи­тают, что соотношение долей может быть сохранено. «Если будет принято решение о до­полнительной эмиссии, то, вероятнее всего, она будет проведена так, чтобы акционеры сохранили действу­ющие между ними соотношения по пакетам акций», - говорит ве­дущий эксперт УК «Финам Ме­неджменть» Дмитрий Баранов. Но в этом случае, скорее всего, федеральному центру придется выкупать часть выпущенных ак­ций. Поэтому сама по себе идея допэмиссии акций компании вызывает сильные сомнения в своей целесообразности.

Жилищно-коммунальные проблемы

В ходе подготовки к IPO АК «AЛPOCA» и правительство Рес­публики Саха (Якутия) заключи­ли «Договор о социально-эконо­мическом развитии Республики Саха (Якутия)» в рамках согласи­тельных процедур по снятию за­конодательных ограничений для перерегистрации компании из ЗАО в ОАО. По оценке президен­та республики Егора Борисова, выгода республики от этого дого­вора составляет 53 млрд. рублей. Вместе с тем Борисов заявил: «На имя председателя правительства Якутии Галины Данчиковой при­шло письмо за подписью прези­дента «АЛРОСы» Федора Андре­ева, в котором сообщалось, что договор отнесен компанией к коммерческой тайне, и Федор Андреев обращался к правительству республики с просьбой не допустить разглашения содержания договора»

Если компания готовилась к открытому размещению акций, а сам договор выгоден Якутии - од­ному из основных акционеров, то в чем состоял смысл отнесения его к коммерческой тайне? Пуб­ликация договора и комментарии его пунктов показали, что АК «АЛРОСА» фактически отказы­вается от содержания жилищно-­коммунального комплекса и це­лого ряда социальных функций, передавая их муниципалитетам и республике (пункты 2,8, 2.10, 2.17,2.18,2.19,2.21 договора).

Между тем, Мирнинский район Республики Саха (Якутия) не готов принять на себя расходы по содержанию жилищно-ком­мунального хозяйства и жилищ­ного фонда. АК «АЛРОСА» в2010 году выделяла для содержания местной инфраструктуры 4 млрд. рублей. Согласно отчету об ис­полнении консолидированного бюджета, представленного на 18-й сессии Мирнинского район­ного совета 28 апреля 2011 года, доходная часть консолидирован­ного бюджета составляет 3 млрд. рублей, расходная - 2,88 млрд. рублей. Профицит местного бюд­жета в 2010 году составил всего 120 млн. рублей. И при передаче на баланс Мирнинского района большого жилищно-коммуналь­ного хозяйства бюджет района станет дефицитным и будет нуж­даться в дотировании со стороны республиканского бюджета, а в конечном итоге - со стороны фе­дерального бюджета, поскольку в 2010 году бюджет Республики Саха (Якутия) был сведен с дефицитом в 4 млрд. 562 млн. рублей.

Кроме того, в Мирнинском районе довольно высокая степень износа жилого фонда. По данным на 2004 год, износ свыше 65% составляет 11,4% от жилого фонда района, от 31 до 65% - 15,4%, кроме того нет данных по 18,8% жилого фонда. По данным Город­ского совета г. Мирного, в 2007 году в городе имелось 129,2тыся­чи кв. метров ветхого жилья (18,8%), а также 277 тысяч кв. метров жилья, требующего капи­тального ремонта. Итого, в заме­не и ремонте нуждалось 59,1 % всего жилого фонда города. По оценке 2007 года, на эти нужды требовалось примерно 9,88 млрд. рублей.

Подобные расходы совершен­но неподъемны ни для муници­пального, ни для республиканс­кого бюджетов. В случае передачи всего жилищно-коммунального комплекса и жилого фонда муни­ципалитетам расходы на его со­держание и ремонт, скорее всего, будут дотироваться из федераль­ного

Бюджета. Если же не будет выделяться достаточно средств, то износ основных фондов постепенно приведет к резкому ухудшению условий жизни местного населения. Ведь финансирование ЖКХ местными бюджетами за счет других направлений приведет к резкому и быстрому ухудшению социально-культурной сферы, благоустройства, образования.

 

Парадокс ситуации заключа­ется в том, что в конечном итоге в Мирнинском районе проживает большое количество работников  АК «АЛРОСА», и ухудшение ус­ловий их жизни, несомненно, ска­жется на производственной де­ятельности самой компании.

 

Конечно, экономический кри­зиc серьезно повлиял на состоя­ние компании и заставил искать выходы из сложившегося поло­жения. Однако предложенные методы ликвидации последствий влияния кризиса на АК «АЛРО­ СА» вряд ли можно назвать целесообразными и продуманными. Предложенные руководством «АЛРОСы». меры, давая кратков­ременное улучшение ситуации, в конечном итоге ведут к ухудше­нию положения компании и Яку­тии.

 

Во-первых, через допэмис­сию акций и IPO в компанию мо­гут войти акционеры, не заинте­ресованные в развитии Якутии, а заинтересованные в получении быстрой прибыли на растущем алмазном рынке. И они будут влиять на политику компании.

 

Во-вторых. меры, предусмотрен­ные подписанным между «АЛРО­Сой» и правительством Респуб­лики Саха (Якутия) договором, ведут к ухудшению условий жизни, по крайней мере, в Мирнинс­ком районе, что скажется на про­изводстве и добыче алмазов, пос­кольку работа рудников, произ­водительность труда и объем до­бычи алмазов зависят в конечном счете от работников.

 

Это, по сути дела, «подрубание корней», и при такой политике компания рискует столкнуться с последствиями своих же решений уже через 5-6 лет.

 

Вариантов ликвидации пос­ледствий кризиса больше одного, и проблему нужно рассмотреть комплексно, с учетом перспектив развития компании и районов Якутии, избегая рискованных решений

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: