Макроэкон. модели – формализ (графич.е или алгебраич.) оэкономич. процессов или явлений для выявления основн. взаимосвязей между ними.Любая модель явлупрощ представ реальности, т.к. все детали не монут быть приняты во внимание, поэтому ни одна макроэк модель не исчерпывающа, не может дать ответы на все вопр, однако с их помощью опред комплекс альтернаисп управ внутр эк переменных.
Модели м.б. представлены в виде графиков, функций, таблиц.
Виды: поведенческие (характ-т поведение эконом. агентов, функция потребления C=C0+mpcYd), технологические (опис. технологию произв-ва, производственная функция Y=f(K,L)), институциональные (показывающие воздействие параметров гос. управления на макроэк. величины, функция налогов T= T +tY), дефиниционные (отражают определение той или иной макроэк.величины, функция совокупного спроса AD=C+I+G+Xn).
2 вида показателей: экзогенные (формирующиеся вне модели), эндогенные (внутри модели). Модель показывает, как изменение экзогенных влияет на изменение эндогенных.
Экзогенные(переменные): гос.закупки, учетные ставки, величина трансфертов. Параметры и константы: все поведенческие коэффициенты, показатели эластичности.
Макроэкономические переменные-показатели потоков и показатели запасов. Поток – кол-во за определённый период времени, зарас – на.
Показатели потоков: совокупный выпуск, совокупный доход, потребление, инвестиции, дефицит, количество безработных, экспорт, импорт
Показатели запасов: национальное богатство, личное богатство, запас капитала, производственный потенциал, государственный долг Макроэкономические переменные – абсолютные и относительные* Абсолютные – измеряющиеся в денежно-стоимостном выражении (за исключение кол-ва занятых и безработных)* Относительные – в %, относит.велич. к ним (уровень безработицы, дефлятор, темпы инфляции).
5. Адаптивные и рациональные ожидания
Адаптивные ожидания формируются экономическими агентами на основе информации о настоящих и предшествующих уровнях инфляции, при этом пристальное внимание уделяется не далекому прошлому, а недавнему опыту. Так, уровень инфляции за прошлый г. оказывает на ожидаемую инфляцию более существенное влияние, чем уровень двухгодичной давности, который, в свою очередь, более весом, чем трех годичный. Т.о. если инфляция в текущем периоде будет выше прогнозируемой, то ожидаемая в будущем инфляция будет скорректирована в строну повышения, в противном случае – наоборот. Медленный характер изменения адаптивных ожиданий приводит к постоянному отставанию роста номинальной заработной платы от динамики инфляции, стимулируемой политикой полной занятости. В такой ситуации активизируется деятельность частного предпринимательства (т.к. издержки производства растут медленнее цен), и рост инфляции сопровождается падением безработицы. Но когда экономика достигнет полной занятости (долгосрочный период) расхождение м/уреальным и ожидаемым уровнем инфляции исчезнет. Если правительство пытается «перейти» естественный уровень безработицы, то в экономике повышается уровень инфляции и свертывается производство.
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ [rationalexpectations] — ожидания, основанные на учете всей доступной информации о прошлом протекании процесса и предполагаемых мерах по его изменению. Напр., в отношении инфляционного процесса рациональными оказываются ожидания будущего роста цен, использующие как анализ их движения в прошлом, так и сведения о политических и экономических мерах, готовящихся правительством и способных влиять прямо или косвенно на уровень цен.
6. Основные цели национальной экономики
Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.Основные цели национальной экономики:
1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства или обеспечение нормального экономического роста; это предполагает устойчивый рост объема производства товаров и услуг данной страны без резких изменений, спада и кризисов.
2. Стабильный уровень цен. Предполагается, что цены устанавливаются на основе свободной рыночной конкуренции и не повышаются слишком быстрыми темпами. Стабилизация цен достигается посредством их регулирования.
3. Обеспечение уровня занятости, которое определяется через уровень безработицы. Регулирование занятости происходит на национальном и международном рынках труда.
4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Речь идет о благоприятном торговом балансе, об отражении в торговом балансе сальдо платежей и поступлений по экспортным, импортным операциям. Внешняя торговля тесно связана с объемом производства. Чем больше страна производит, тем больше она продает за границу, с другой стороны, импорт товаров из-за границы усиливает конкуренцию на внутреннем рынке, улучшая выбор населения. Серьезное воздействие на сальдо торгового баланса, а следовательно и на объем производства внутри страны, оказывает курс валюты, т.е. цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. Государство устанавливает фиксированный, твердый валютный курс или «плавающий» — в зависимости от спроса и предложения на валютном рынке.
5. Социальная поддержка уязвимых слоев населения. Основными формами социальной поддержки являются денежные доплаты, дотации на приобретение отдельных видов продуктов питания и непродовольственных товаров, льготы на оплату жилья и коммунальные услуги, натуральная выдача отдельных товаров, введение продовольственных талонов, льготы при покупке лекарств.






