Предложе.денег- кол-во денег,нах-ся в обращ. за пределами банк.системы.Предложение денег включает в себя наличность внебанковской системы и депозиты, которые экономические агенты при необходимости могут использовать для совершения сделок. MS=C+D; С – наличность; D – депозиты.
часть своих депозитов банки хранят в виде резервов. Остальные они могут использовать для осуществления финансовых операций.Коммерческие банки обладают способностью осуществлять кредитную эмиссию платежных средств до момента их обналичивания с учетом нормы резервирования. Этот эффект описывается банковским или депозитным мультипликатором. 1/rr – банковский или депозитный мультипликатор, rr – норма банковского резервирования;.
Общая модель предложения денег строится с учетом роли ЦБ, а также с учетом возможного оттока части денежных средств с депозитов банковской системы в наличность. Денежная база (резервные деньги, деньги повышенной мощности) – наличность все банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ. МS= (1/rr)D*MB=C+R; m – отношение величины предложения МS к величине денежной базы: m= МS/MB=(cr+1)/(cr+rr); cr – норма депонирования (коэффициент); rr – норма резервирования. Тогда МS=m*MB.
ЦБ может контролировать предложение денег, воздействуя на величину денежной базы. Т.о. он может контролировать предложение денег. Изменение денежной базы оказывает мультипликативный эффект на предложение денег.
Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых ЦБ может осуществлять косвенное регулирование денежной кредитной сферы:
– изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), т.е. ставки, по которой ЦБ кредитует коммерческие банки;
– операции на открытом рынке: купля или продажа ЦБ-ком государственных ценных бумаг.
Но ЦБ не всегда может полностью контролировать объем денег в экономике, т.к. коммерческие банки сами могут устанавливать величину избыточных резервов. Во-вторых ЦБ не может точно предусмотреть величину кредитов, которые будут выданы коммерческими банками.
Норма депонирования определяется поведением населения, которое не всегда может контролироваться государством и ЦБ, особенно в том случае, если доверие среди экономических субъектов к политике, проводимой ЦБ и государством невелико.






