ВНП и ВВП. Способы их подсчёта

Способы измерения ВВП. Для расчета ВВП может быть использовано три метода:

1) по расходам (метод конечного использования);

2) по доходам (распределительный метод);

3) по добавленной стоимости (производственный метод).

ВВП, подсчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов, поскольку в данном случае мы учитываем, кто выступил конечным потребителем произведенных в экономике товаров и услуг, кто израсходовал средства на их покупку. При подсчете ВВП по расходам суммируются: 1) расходы домохозяйств (потребительские расходы), которые обозначаются буквой С (consumption spending); 2) расходы фирм (инвестиционные расходы), обозначаемые буквой I (investment spending); 3) расходы государства (государственные закупки товаров и услуг), которые обозначаются буквой G (government spending); 4) расходы иностранного сектора (расходы на чистый экспорт), обозначаемые Xn (net export)

ВВП по расходам = потребительские расходы (С) + валовые инвестиционные   

                        расходы (I gross) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn)

Вторым способом расчета ВВП является распределительный метод или метод расчета по доходам. В этом случае ВВП рассматривается как сумма доходов собственников экономических ресурсов, т.е. домохозяйств, (сумма доходов национальных факторов и доходов иностранных факторов).

ВВП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + амортизация + чистый доход иностранных факторов

Третьим методом расчета ВВП является суммирование добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике (метод по добавленной стоимости).

ВНП=ВВП+ЧФД

ВНП=ВВП-ЧДИФ


Измерение уровня цен. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен.

Номинальный ВВП – это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. На величину номинального ВВП оказывают влияние два фактора:

1) изменение реального объема производства;

2) изменение уровня цен.

Реальный ВВП – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года. При этом, базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего. Последнее используется для исторических сравнений

Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Общий уровень цен

Общий уровень цен – это агрегированный показатель. Он рассчитывается как индекс цен.

· Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается на основе стоимости рыночной

потребительской корзины, которая включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. (В развитых странах потребительская корзина включает 300-400 видов потребительских товаров и услуг).

· Индекс цен производителей (ИЦП) рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции) и включает, например, в США 3200 наименований.

· Дефлятор ВВП, рассчитываемый на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года, статистически выступает как индекс Пааше, т.е. индекс с весами (объемами) текущего года, поскольку ВВП рассчитывается каждый год

Совокупный спрос, его структура и неценовые детерминанты. Теоретические концепции совокупного спроса.

Совокупный спрос. Совокупный спрос (aggregate demand – AD) представляетсобой сумму спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают:

· спрос домохозяйств, т.е. потребительский спрос – С (consumption demand);

· спрос фирм, т.е. инвестиционный спрос – I (investment demand);

· спрос со стороны государства, т.е. государственные закупки товаров и услуг – G (government spending);

· спрос иностранного сектора, т.е. чистый экспорт – Xn (demand for net export).

Поэтому формула совокупного спроса:   

  AD = C + I + G + Xn.

Величина совокупного спроса представляетсобойто количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен.

Неценовые факторы оказывают влияние на сам совокупный спрос, что означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен. Это обусловливает сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается, то она сдвигается влево. К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся все факторы, влияющие на величину совокупных расходов, а именно:

- Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:

§ уровень благосостояния (W- wealth).

§ уровень текущего дохода (Yd – disposal income).

§ ожидания (expectations). При анализе их воздействия на совокупный спрос учитывают

два вида ожиданий:

- ожидания изменения дохода в будущем (Yde- expected disposal income).

-   ожидания изменения уровня цен (e - expected inflation).

§ налоги (Tx – taxes).

§ трансферты (Tr - transfers).

§ уровень задолженности домохозяйств (D – debt).

§ ставка процента по потребительскому кредиту (R – interest rate).

§ количество потребителей (N – number of consumers).

Ценовые факторы – уровень цен, эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок.

Неценовые факторы – изменение потребительских доходов, ожидание потребителей, задолженность потребителей, налоги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow