Понятие «мультипликатор» (multiplication – умножение) введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р. Каном. Рассматривая влияние общественных работ, которые организовывались для борьбы с кризисом и безработицей администрацией Ф. Рузвельта, Р. Кан отмечал, что государственные затраты на общественные работы приводят к мультипликационному эффекту занятости – возникала не только первичная занятость, но и производные от нее: вторичная, третичная и т. д. В результате первоначальные затраты приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения.
Мультипликатор – это коэффициент, показывающий зависимость изменения величины общественного производства от изменения инвестиций
или 
При росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо большем размере. И наоборот: незначительное сокращение инвестиций приводит к значительному уменьшению ВНП.
Действие мультипликатора основывается на двух фактах:
1. Для экономики характерны повторяющиеся непрерывные потоки доходов и расходов, где потраченные деньги одним человеком другой получает в виде дохода.
2. Любое изменение дохода повлечет за собой изменения в потреблении и сбережениях. Так, рост инвестиций вызывает рост покупок инвестиционных товаров. Их собственники получают дополнительный доход, часть которого расходуют на увеличение сбережений, часть – на увеличение потребления. Собственники потребительских товаров в таком случае также получат дополнительный доход, который в свою очередь, расходуют на увеличение сбережений и потребления и т. д. Отсюда исходное изменение расходов порождает цепную реакцию, которая хотя и затухает с каждым циклом, но приводит к многократному увеличению ВНП.
При этом величины MPS и Km обратно пропорциональны: чем меньше доля любого дохода, идущего на сбережения, тем больше расходование в каждом цикле и соответственно выше Km.
С теорией мультипликатора связан эффект акселерации (accelerator – ускоритель). Его сущность состоит в следующем. Возросший доход, полученный в результате мультиплицирующего воздействия первоначальных инвестиций, приводит к росту спроса на потребительские товары. Отрасли, производящие такие товары, вызывают гораздо более резкие изменения в спросе на средства производства. Это связано с тем, что воспроизводство основного капитала требует единовременных крупных затрат, которые возмещаются постепенно в течение длительного времени. Поэтому происходит ускорение экономического роста, что и получило название «эффект акселератора».
Коэффициент акселерации (Кa) – это мера акселеративного воздействия изменения потребительского спроса на инвестиционный спрос:
или 
Мультипликатор и акселератор обусловливают друг друга. Сочетание их действия объясняет процесс расширения и сокращения деловой активности. П. Самуэльсон считает, что это сочетание порождает кумулятивную (суммируемую) инфляционную или дефляционную спираль, усиливая экономические колебания:

А поскольку рост инвестиций, как и рост спроса на потребительские товары, зависит в том числе и от государственных ассигнований, то, следовательно, в руках государства находится в значительной степени решение проблемы бескризисного развития экономики.
1. С теорией мультипликатора связан эффект акселерации (accelerator – ускоритель). Его сущность состоит в следующем. Возросший доход, полученный в результате мультиплицирующего воздействия первоначальных инвестиций, приводит к росту спроса на потребительские товары. Отрасли, производящие такие товары, вызывают гораздо более резкие изменения в спросе на средства производства. Поэтому происходит ускорение экономического роста, что и получило название «эффект акселератора».
2. Мультипликатор и акселератор обусловливают друг друга. Сочетание их действия объясняет процесс расширения и сокращения деловой активности. А поскольку рост инвестиций, как и рост спроса на потребительские товары, зависит в том числе и от государственных ассигнований, то, следовательно, в руках государства находится в значительной степени решение проблемы бескризисного развития экономики.






