Цилиндр Царя Кира – первая декларация прав человека?

Понятие юриспруденции.

Термин «юриспруденция» имеет древнеримское происхождение(в древнеримских правовых текстах данный термин писался как «iuris prudentia»,что в переводе на русский язык означает «знание права»: iuris-право, prudentia-).Однако явление, которое он обозначает, родилось задолго до возникновения Римского государства.

- Юриспруденция - это совокупность теоретических знаний о праве, совокупность приёмов и способов формулирования, толкования и применения правовых норм.

- Инет - Юриспруденция — это совокупность знаний о законах, различных правах и обязанностях, правовых отношениях между гражданами, гражданами и государством, между юридическими лицами (организациями); умение применять знания на практике, вести разбирательства, судебные прения, споры; изучение действующих законов.

- Ульпиан - “Право – постоянная и непрерывная воля воздавать каждому своё право”

- Ульпиан - Юриспруденция есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом.

- Цельс – Право - наука о добром и справедливом.

- Юстиция – жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит.

- Аристотель – Юриспруденция – наука о вещах божественных и вещах человеческих.

- Михайловский – Юриспруденция необходима для того, чтобы построить логически законную систему понятий лежащих в основе всех юридических наук, и обобщить результаты наук в одно целое проникнутое не только внешним но и внутренним единством.

- Википедия - Правовая наука, юриспруденция (лат. jūris prūdentia «правоведение», от лат. jūs, род. п. jūris «право» и лат. prūdentia «предвидение», «знание») — это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.

Такое разнообразие в сущности явления, называемого «юриспруденцией»,уже само по себе свидетельствует о его объёмности и сложности.

 

Основные черты правовой культуры Древнего Египта: источники, характерные признаки.

Источники египетской юриспруденции:

 - архив храма царя Неферикара (XXX – XXIV вв до н.э.)

 - архив жреца Халанахта (XXI до н.э.)

 - Архив города Ахетатона,

 - Международные договоры.

[Понтифики (в Риме), Брахманы (в Индии), жрецы (в Египте).]

Фемида, а в дальнейшем и богиня Юстиция – вытекли из египетской богини правосудия Маат. Она богиня справедливости, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму.

Миф об Осирисе.

«Книга мёртвых» в Древнем Египте — сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии.

Право имеет сакральный характер. Трактовать могут только жрецы.

Инструкция визирю, составленная в период Нового царства, рисует нам бюрократический ритуал: визирь сидит на седалище со спинкой, в своей особой зале, по бокам его сановники, направо начальник его приемной, слева стоит докладчик, рядом - секретарь и т. д. Степень централизации власти огромна.

Философия ПК Египта – истина, справедливость, правильность, порядок.

 

Основные черты правовой культуры Древней Месопотамии.

Идея единого царствования.

Управленческий характер права, основано на обычаях, традициях.

Источники: законы Шульги, Эшнуны и Закон Хаммурапи, Судебник Ашшура.

Жрецы – толкователи права. Правосудие вершили разные органы.

Впервые установлена система судебных приставов (исполнители решений суда)

 Принцип коллегиального рассмотрения дела.

 

Основные черты правовой культуры Древней Индии: связь религии и права.

Право базируется на религии: брахманизм, буддизм, индуизм.

Религия устанавливала все правила жизни.

Кастовая система. Она есть по сей день, хоть и запрещена конституцией. Современная проблема каст.

Право – идеи брахмана, он одновременно и учитель.

Признаки ПК: дхарма – закон, правило. Нирвана – высшее состояние.

Варновая система (брахманы — жрецы, учёные, подвижники. кшатрии — воины, правители. вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы, шудры — слуги, наёмные рабочие.)

Источники ПК: Законы (Ману) и веды (Ригведы, Самаведы, Яджурведы Артахрваведы). Дхармашастры – законы.

Буддизм. Буддизм возник в Индии в VI в. до н.э. У буддизма был основатель. Основателями называют первых крупных идеологов и организаторов той или иной религии. Основатель буддизма имел четыре имени. Основные положения буддизма: 1.жизнь есть страдание; 2.причина всех страданий-желания,особенно жажда бытия; 3.возможно освобождение от страдания; 4.существует восьмичленный путь,ведущий к особождению от страдания(взгляды,решимость,речь,поведение,образ жизни,усилие,направление мысли,созерцание)

 

Характерные черты древнекитайского права.

Уважение к старшим. Элементы-Инь,Ян

Конфуцианство – религия или философия?? Оно оказало серьезное влияние на право.

Конфуцианство не религия, так как сам Фудзы был нерелигиозным человеком, а агностиком.

Конфуцианство понимало человек в пяти отношениях: отец и сын, правитель и подданный, старший и младший (ученик и учитель), мужчина и женщина, человек с человеком (равные).

Модель юриста по конфуцию – быть гуманным и не думать о жизненных мелочах.

Даосизм – означает путь. Одновременно с конфуцианством. Основоположник – Лао Дзы.

Даосизм пропагандирует отшельничество. Фэн-шуй возник на основе даосизма.

 

Легизм — философская школа («Школа законников»).

Основной идеей школы было равенство всех перед Законом, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам. Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Цилиндр Царя Кира – первая декларация прав человека?

Цилиндр Кира — глиняный цилиндр, на котором Кир Великий повелел выбить клинописью список своих побед и милостивых поступков, а также перечисление предков. Артефакт был обнаружен при раскопках Вавилона в 1879 году и поступил в Британский музей.

Цилиндр получил широкую известность после того, как последний шах Ирана в 1960-е годы провозгласил нанесённый на него текст первой в истории декларацией прав человека: Кир высказывается за отмену рабства и за свободу вероисповедания. Шах пообещал строить свою политику в соответствии с заветами основателя персидской государственности.

ЮНЕСКО признало это первой декларацией прав человек.

Декларация (от лат. declaro — заявлять) — официальное заявление или нормативный документ, предназначенный для уведомления официальных лиц.

Цилиндр Кира

Текст на глиняном цилиндре, составленный вавилонскими жрецами после захвата Вавилонии персами в 539 г. до н. э. Язык аккадский.

Перевод сделан по изданию: Eilers W. Der Keilschrifttexte des Kyros-Zylinders. — В кн.: Festgabe deutscher Iranisten zur 2500 Jahrfeier Irans. Stuttgart, 1971, S. 156—164. Перевод и комментарии Дандамаева М. А.

Кураш * — царь четырех стран света, великий царь, могущественный царь, царь Шумера * и Аккада *...

Набонид удалил древние идолы богов... Он отменил враждебным образом ежедневные жертвы [богам]. Он совершенно предал забвению почитание Мардука, царя богов1. Он всегда творил зло своему городу2... Правил он жестоко (?). Боги покинули свои -жилища... Из-за жалоб людей владыка богов3 впал в гнев... Он стал, смотреть и оглядел все страны, ища справедливого правителя, чтобы вести его 4. Он назвал Кураша, царя Аншана *, чтобы тот стал владыкой всего мира. Он поверг к его5 ногам страну Гутиум * [и] всех умман-манда6. И он7 обращался справедливо с черноголовыми 8, которых тот побудил его покорить.

Мардук, великий владыка, защитник своего народа, будучи доволен добрыми делами Кураша, велел ему выступить против своего города Вавилона... Он шел рядом с ним как друг, позволил ему без боя вступить в свой город Вавилон, не причинив Вавилону никакого бедствия. Он передал в его руки Набонида, который не почитал его. Все жители Вавилона и всей страны Шумер и Аккад, князья и наместники склонились перед ним в поклоне и облобызали его ноги, радуясь и сияя, что царство у него. Они с радостью приветствовали его как владыку мира, с помощью которого они вернулись от смерти к жизни... и они благословляли его имя.

Я — Кураш, царь Вселенной, великий царь, могучий царь, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света, сын Камбиза9, великого царя, царя Аншана, внук Кира10, великого царя, царя Аншана, потомка Чишпиша *, великого царя, царя Аншана, из исконно царского рода, правление которого любят [боги] Бел и Набу, которого они желают иметь царем, чтобы сердца их были довольны.

Когда я вступил в Вавилон дружелюбно и установил место правления во дворце... Мардук, великий владыка, [побудил] прекраснодушных жителей Вавилона [любить меня], и я ежедневно старательно почитал его. Мои многочисленные войска вступили в Вавилон мирно, я не позволил [никому] пугать [жителей] [Шумера] и Аккада. Я установил мир в Вавилоне и во всех его священных городах... Я отменил иго, которое было наложено на них11. Я принес покой в их разрушенные дома и положил конец их жалобам. Мардук, великий владыка, доволен моими делами и послал благословение на меня, Кураша, царя, который почитает его, Камбиза, моего сына, и все мое войско...

Все цари Вселенной от Верхнего до Нижнего моря 12, те, кто живет в царских чертогах, и те, кто живет... все цари западных стран, живущие в шатрах 13, доставили ко мне в Вавилон свои тяжелые подати и облобызали мои ноги...

В Ашшур * и Сузы *, Агаде *, Эшнунну *, Замбан *, Ме-Турну *, Дер * вплоть до страны гутиев я вернул на свои места в [эти] священные города на той стороне Тигра, в святилища, которые в течение долгого времени были в руинах, богов, которые [прежде] жили там. Я собрал всех их [прежних] жителей и вернул в их жилища. По повелению Мардука, великого владыки, всех богов Шумера и Аккада, которых Набонид к гневу владыки богов привез в Вавилон, я вернул в целостности в их [прежние] святилища, в их жилища, которыми они довольны. Пусть все боги, которых я вернул в их священные города, молятся Белу и Набу о долгой жизни для меня... Пусть они скажут Мардуку, моему владыке: "Кураш — царь, который почитает тебя, и Камбиз, его сын".

1Набонид стремился возвысить роль бога Луны Сипа за счет умаления роли Мардука, который занимал верховное место в вавилонском пантеоне.
2 Вавилону.
3 То есть Мардук.
4 Во время новогоднего празничного шествия, по вавилонским обычаям, царя сопровождал идол бога Мардука. То есть Кира II.
6 Здесь имеются в виду мидийцы и подвластные им скифские племена.
7Кир II.
8 В клинописных текстах "черноголовые"— эпитет для обозначения вавилонян.
9 То есть Камбиза I *
10 Кира I *.
11 То есть на жителей Вавилонии.
12 То есть, от Средиземного моря до Персидского залива.
13 Имеются в виду шейхи арабских племен, живших к западу от Вавилонии.

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: