Тема 2. Макроэкономическое равновесие в классической модели (2 часа)
Формы проведения: доклады по вопросам темы(по 10 минут, с собой можно иметь текст доклада, но не читать; доклад начинается с названия темы и источников материала, который был использован – автор, название, год издания), вопросы и обсуждения докладов, работа с Рабочей тетрадью, тестовая самостоятельная работа
Тема доклада | ФИО студента-докладчика |
1. Методологические основы классической теории. | |
2. Товарный рынок в классической модели. Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция. | |
3. Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег и общий уровень цен. | |
4. Классическая модель в целом. Эластичность соотношения цен и заработной платы. Макроэкономическая роль государства. | |
5. Кейнсианская критика классической модели. |
Тема 3. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в кейнсианской модели (4 часа)
Занятие первое Формы проведения занятия: устные выступления по вопросам (по 6-7 минут), доклады
1. Методологические основы кейнсианского подхода. Несоответствие инвестиционных планов и планов сбережений. Мотивы сбережений домашних хозяйств. Мотивы инвестиций фирм. Краткосрочная негибкость цен и заработной платы.
2. Кейнсианская функция потребления. График функции потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению и сбережению. Функция сбережений.
3. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений.
Тема доклада | ФИО студента-докладчика |
1.Альтернативные модели потребления: функция межвременного выбора И.Фишера | |
2. Теория перманентного дохода М. Фридмена | |
3. Гипотеза жизненного цикла Ф.Модильяни |
Занятие второе Форма проведения занятия: устные выступления по вопросам (по 6-7 минут), тесты и задачи
1. Инвестиции. Функция спроса на инвестиции. Структура инвестиционного спроса. Автономные инвестиции. Планируемые и фактические инвестиции. Факторы, определяющие объем инвестиций. Нестабильность инвестиций.
2. Понятие мультипликатора инвестиций. Инвестиции и доход.
3. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели (модель «доходы-расходы»).
4. Определение равновесного объема производства методом сопоставления инвестиций и сбережений модель «утечки-инъекции»). Мультипликатор автономных расходов. Парадокс бережливости.
5. Равновесие и ВВП в условиях полной занятости (потенциальный уровень совокупного выпуска). Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы. Государство в кейнсианской модели.
Тема 4. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках: модель IS-LM (2 часа)
Форма проведения занятия: устные выступления по вопросам, тестовые работы, доклады
1. Равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая «инвестиции-сбережения» (кривая IS). Интерпретация наклона IS. Сдвиги кривой IS.
2. Равновесие денежного рынка. Кривая «предпочтение ликвидности–денежная масcа» (кривая LM). Интерпретация наклона LM. Сдвиги кривой LM.
3. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель IS-LM.
Тема доклада | ФИО докладчика |
1.Модель IS-LM как теория совокупного спроса: построение кривой совокупного спроса. | |
2.Неоклассический синтез: вклад Д.Хикса, Э.Хансена, П. Самуэльсона |
Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика (4 часа)
Занятие 1 Форма проведения занятия 1: разминка, устные выступления по вопросам, работа с Рабочей тетрадью
1. Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Госзакупки. Социальные трансферты. Налоги. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
2. Дискреционная фискальная политика. Мультипликаторы фискальной политики.
3. Сбалансированный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
4. Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы».
Занятие 2. Форма проведения занятия 2: разминка, устные выступления по вопросам, задачи и упражнения.
5. Формы дефицита госбюджета и способы финансирование бюджетного дефицита.
6. Проблемы эффективности фискальной политики.
Тема 6. Денежно-кредитная политика (4 часа)
Занятие 1 Форма проведения занятия 1: разминка, устные выступления по вопросам, работа с Рабочей тетрадью
1. Характеристика финансово-кредитного сектора. Центральный банк страны и его основные функции, операции ЦБ. Система коммерческих банков: операции, функции. Обязательные и избыточные резервы. Норма обязательных резервов Денежная база.
2. Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке и его изменения.
3. Создание банковской системой «новых денег». Денежный мультипликатор.
Занятие 2. Форма проведения занятия 2: устные выступления по вопросам, задачи и упражнения.
4. Понятие и цели денежно-кредитной политики. Прямые и косвенные инструменты денежной политики.
5. Передаточный механизм кредитно-денежной политики. Политика «дешевых денег». Политика «дорогих денег».
6. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика.
7. Проблемы эффективности денежно-кредитной политики.
Тема 7. Совокупное предложение и кривая Филипса (2 часа)
Форма проведения занятия: устные выступления по вопросам, работа с Рабочей тетрадью, доклады
1. Взаимосвязь инфляции и безработицы в теории Д.М.Кейнса и А.В Филлипса.
2. Шоки совокупного предложения: причины, формы, последствия. Стагфляция.
3. Проблема ускорения инфляции. Инфляционные ожидания. Инфляционная спираль.
4. Кривые Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде: современные интерпретации. Современная функция кривой Филлипса
Тема доклада | ФИО докладчика |
1. Монетаризм: основные представители и их идеи. (Денежное правило. Теория адаптивных ожиданий. Гипотеза естественного уровня безработицы) | |
2. Теория рациональных ожиданий: основные представители и их идеи. | |
3. Экономика предложения: основные представители и их идеи. |
Тема 8. Стабилизационная государственная политика(2 часа) Форма проведения занятия: устные выступления по вопросам, работа с Рабочей тетрадью, доклады
1. Понятие, цели и инструменты стабилизационной политики.
2. Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики
3. Проблемы реализации стабилизационной политики. Эффект вытеснения. Стимулирующий эффект. Ловушка ликвидности. Использование IS-LM модели для анализа последствий стабилизационной политики. Относительная эффективность фискальной и кредитно-денежной политики.
Тема доклада | ФИО докладчика |
1. Политика занятости в современной рыночной экономике. | |
2. Политика противодействия инфляции в современной рыночной экономике. |
Тема 9. Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике(2 часа) Форма проведения занятия: устные выступления по вопросам, работа с Рабочей тетрадью
1. Открытая экономика. Внутреннее и внешнее равновесие. Проблема равновесия внешнеэкономических платежей.
2. Модель «доходы-расходы» в условиях открытой экономики. Мультипликатор внешней торговли.
3. Модель Манделла-Флеминга.
Тема 10. Экономический рост (4 часа) Форма проведения занятия: доклады, работа с Рабочей тетрадью
Занятие первое
Тема доклада | ФИО докладчика |
1. Экономические циклы: понятие, модели. | |
2. Современные теории деловых циклов | |
3. Экономический рост: понятие, факторы, виды | |
4. Модель экономического роста Е.Домара. | |
5. Модель экономического роста Р. Харрода | |
6. Особенности неокейнсианского подхода к экономическому росту и методам его регулирования |
Занятие второе Форма проведения занятия: доклады, работа с Рабочей тетрадью
Тема доклада | ФИО докладчика |
7. Институциональные теории экономического роста. | |
8. Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа и расчет факторов экономического роста | |
9. Модель Р.Солоу. Устойчивый уровень капиталовооруженности. | |
10. «Золотое правило» Э.Фелпса. |
Тема 11. Социальная политика государства (2 часа)) Форма проведения занятия: «разминка-собеседование», устные выступления по вопросам, работа с Рабочей тетрадью, задачи и упражнения
1. Понятие и принципы социальной политики.Уровень и качество жизни. Доходы населения. Факторы, определяющие доходы. Номинальные и реальные доходы.
2. Проблема бедности. Децильный и квинтильный коэффициенты. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.
3. Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца.
4. Обеспечение социальной справедливости. Государственная политика перераспределения доходов. Прогрессивное налогообложение. Социальная защита.
Тема 12. Трансформационная экономика(2 часа) Форма проведения занятия: «разминка-собеседование», работа с Рабочей тетрадью, доклады
Тема доклада | ФИО докладчика |
1. Трансформационная экономика: понятие, причины и модели перехода к рыночной экономике | |
2. Основные задачи переходной экономики: приватизация, либерализация, стабилизация. Роль государства в трансформационный период. | |
3. Белорусская модель перехода к рынку. | |
4. Особенности перехода к рынку в странах ЦВЕ и Прибалтики |