Содержание
Введение…………………………………………………………… | 4 |
Тема 1. Введение в макроэкономику. Предмет макроэкономики и макроэкономический анализ. Общественное воспроизводство………………………………………………………… | 9 |
Тема 2. Макроэкономические показатели. Номинальный и реальный ВВП. Структура национальной экономики……………. | 12 |
Тема 3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесие совокупного спроса и предложения. Модель AD-AS…… | 23 |
Тема 4. Кейнсианская модель доходов и расходов. Потребление, сбережения и инвестиции…………………………………… | 29 |
Тема 5. Теория денег. Денежный рынок и его равновесие. Модель IS-LM………………………………………………………… | 37 |
Тема 6. Банковская система. Кредитно-денежная……………… | 43 |
Тема 7. Макроэкономическая нестабильность. Теория экономических циклов………………………………………………….. | 47 |
Тема 8. Инфляция…………………………………………………. | 50 |
Тема 9. Безработица. Взаимосвязь инфляции и безработицы…. | 56 |
Тема 10. Экономический рост и социальная политика………… | 61 |
Тема 11. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Стабилизационная политика в закрытой экономике………………….. | 64 |
Тема 12. Государственный бюджет и государственный долг. Дефицит и профицит бюджета…………………………………... | 67 |
Тема 13. Теория международной торговли. Торговая политика….. | 70 |
Тема 14. Валютный курс и платежный баланс. Стабилизационная политика в открытой экономике………………………….. | 73 |
Вопросы к экзамену по дисциплине «Макроэкономика»……… | 78 |
Основная и дополнительная литература………………………… | 80 |
Ответы на тестовые задания……………………………………... | 81 |
Термины и категории…………………………………………….. | 82 |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Цели освоения дисциплины «Макроэкономика»:
· овладение теоретическими основами и принципами развития макроэкономических процессов, основными методами экономического анализа и прогнозирования последствий экономической политики государства в закрытой, открытой и трансформационной экономике;
· овладение навыками самостоятельного изучения теоретического материала, концептуального анализа и их использования в процессе познания экономической реальности;
· выработка умения и навыков экономического мышления, логичного, аргументированного изложения мыслей, ясного и четкого построения устной и письменной речи.
Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Макроэкономика» входит в базовую часть (Б.1), опирается на знания, полученные в результате освоения дисциплин: «История рыночной экономики», «Микроэкономика», «История экономических учений», «История аграрных отношений» и является основой для изучения последующих дисциплин: «Системный анализ», «Анализ экономических систем», «Институциональная экономика», «Экономика труда».
|
|
Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
1. Общекультурных:
- владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК 1);
- способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК 4);
- способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК 9);
- осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК 11);
- владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК 13);
2. Профессиональных:
- способности собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально – экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК 1);
-способности на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК 2);
- способности осуществлять сбор, анализ и обработку данных необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК 4);
-способности выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК 5);
-способности на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и экономические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК 6);
-способности анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально – экономических процессахи явлений, выявлять тенденции изменения социально – экономических показателей (ПК 8);
- способности, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК 9).
Предлагаемые учебно-методические материалы, представленные в практикуме, ориентируют студентов на углубленное изучение концептуальных основ и практических аспектов макроэкономики, закономерностей функционирования и развития национальной экономики, принципов формирования и реализации экономической политики государства.
Специфика практических занятий в отличие от лекционных заключается в том, что на них предусмотрено проводить расширенный анализ теоретических макроэкономических моделей и конкретной экономической ситуации.Учебно-методические материалы содержат планы семинарских занятий, открытые и альтернативные вопросы в форме тестовых заданий, задачи, основные термины, список основной и дополнительной литературы, вопросы к экзамену.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
|
|
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне.
Уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально- экономических последствий;
- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально- экономические показатели;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономических показателей;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных
экономических задач;
- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
- прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на макроуровне;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
Владеть:
- методологией экономического исследования;
- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
- современными методиками расчета и анализа социально-эко-номических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макроуровне;
|
|
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
Формы контроля -текущий – опрос, решение задач и тестов, ситуационных проблем;промежуточный– аудиторная модульная контрольная работа;итоговый – экзамен – тестирование.
Дисциплина: Макроэкономика (Б. 1)