А. Получить в пробирке голубой осадок гидроксида меди(П) Си(ОН)2 взаимодействием нескольких капель раствора CuSО4 с раствором щелочи. Осторожно нагреть полученный осадок. Как изменяется цвет осадка? Составить уравнения реакций.
Б. Взять небольшой кусочек мела, растолочь в ступке и поместить в пробирку. Затем добавить в пробирку соляной кислоты. Записать наблюдения и составить уравнения реакций.
ОПЫТ 2. Свойства оксидов
А. Белый порошок оксида магния MgO поместить в чашку с водой, размешать и испытать раствором фенолфталеина. Отметить малую растворимость в холодной воде оксида магния и изменение окраски индикатора. Составить уравнение реакции.
Вместо оксида магния можно взять порошок оксида кальция или оксида бария.
Б. Поместить в пробирку немного порошка оксида меди(П) СиО. Добавить 10—12 капель разбавленной соляной или серной кислоты. Осторожно нагреть пробирку. Отметить цвет полученного раствора. Написать уравнение реакции.
В. В две пробирки поместить по 1 микрошпателю оксида
цинка(П) ZnO. В первую пробирку добавить 10—15 капель кислоты, в другую — столько же концентрированного раствора щелочи. Встряхивать содержимое пробирок до растворения осадков в обеих пробирках. Написать уравнения реакций и сделать вывод о характере взятого оксида.
ОПЫТ 3. Получение оснований
Б. В фарфоровую чашку поместить 1 микрошпатель оксида кальция СаО или оксида бария ВаО и прилить 15—20 капель воды. Размешать содержимое стеклянной палочкой и добавить 2—3 капли фенолфталеина. Отметить цвет индикатора и написать уравнение реакции.
В. В пробирку с несколькими каплями раствора Nа2СО3 добавлять по каплям раствор гидроксида кальция Са(ОН)2 до образования осадка. Отметить его цвет. Что представляет собой раствор над осадком? Составить уравнение реакции.
Г. В пробирку с раствором сульфата меди (П) CuSO4 добавить избыток раствора гидроксида натрия. Проделать аналогичные опыты с растворами солей железа(III)и марганца(П). Составить уравнения реакций. Отметить цвет осадков.
ОПЫТ 4. Свойства оснований
А. В трех пробирках испытать действие индикаторов —фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого — на раствор щелочи. Записать наблюдения.
Б. Налить в стакан немного раствора щелочи, прибавив к раствору 2—3 капли фенолфталеина. Добавлять по каплям раствор кислоты (помешивая стеклянной палочкой) до исчезновения окраски индикатора. Составить уравнение реакции нейтрализации.
В. Поместить в пробирку 6—8 капель раствора соли свинца(II) РЬ(NО3)2 или РЬ(СН3СОО)2. Прибавлять по каплям раствор щелочи до образования осадка. (После прибавления каждой капли щелочи пробирку встряхивать.) Отметить цвет осадка и написать уравнение реакции.
Г. Поместить в пробирку 1 микрошпатель оксида кремния(IV) SiO2 и прилить 3—4 мл концентрированного раствора NaOH. Нагреть пробирку до полного растворения SiO2. Составить уравнение реакции.
Д. Получить осадок гидроксида никеля(П) Ni(ОН)2, прибавляя к 2—3 каплям раствора соли никеля(П) избыток раствора щелочи. Испытать действие кислоты на полученный осадок. Что наблюдается? Составить уравнение реакции.
ОПЫТ 5. Получение и свойства кислот
A. Положить в пробирку немного кристаллов ацетата натрия NаСНзСОО и прибавить несколько капель H2SO4. Определить по запаху, какое вещество образовалось. Написать уравнение реакции.
Б. В трех пробирках испытать действие индикаторов — лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина — на разбавленный раствор любой кислоты. Записать наблюдения.
В. Испытать действие соляной или разбавленной серной кислоты на осадки гидроксидов меди(П) Cu(ОН)2 и марганца(П) Мn(ОН)2, предварительно получив их в двух пробирках по реакции обмена между растворами солей меди(П), марганца(П) и NaOH. Записать наблюдения и составить уравнения реакций.
Получение и свойства амфотерных гидроксидов
А. В две пробирки внести по 1 пипетке раствора любой соли цинка. Добавлять по каплям раствор NaOH до образования осадка Zn(OH)2 (пробирку встряхивать для перемешивания). К полученному осадку в первую пробирку прибавить раствор кислоты, в другую — избыток раствора щелочи. Происходит ли растворение осадка в обеих пробирках? Записать наблюдения и составить уравнения реакций.
ОПЫТ 7. Получение и свойства солей
А. В двух пробирках испытать действие растворов: сульфата натрия NaSО4 на хлорид бария BaCl2, хлорида кальция CaCl2 на карбонат натрия Na2СО3. Записать наблюдения и составить уравнения реакций.
Б. Внести в пробирку несколько капель насыщенного раствора гидроксида кальция. Прибавлять по каплям разбавленный раствор фосфорной кислоты Н3РO4. Отметить цвет образовавшегося осадка средней соли. Прилить к осадку избыток фосфорной кислоты, перемешивая стеклянной палочкой содержимое пробирки. Почему осадок растворяется при прибавлении избытка кислоты? Составить уравнения реакций образования средней соли и превращения ее в кислую соль (дигидрофосфат кальция) — Са(Н2РO4)2.
В. К раствору сульфата кобальта(П) CoSО4 приливать по каплям раствор гидроксида натрия до образования синего осадка. Составить уравнение реакции образования основной соли (СоОН)2O4. Осадок сохранить.
Г. Осадок, полученный в on. 1.13.A, разделить на две порции и поместить в пробирки. К одной порции добавить раствор щелочи до изменения цвета осадка, к другой — раствор серной кислоты до его растворения. Отметить цвет полученного осадка и образовавшегося раствора. Составить уравнения реакций превращения основной соли в основание Со(ОН)2 и основной соли в среднюю CoSО4.
Контрольные вопросы и упражнения
1. Какие из перечисленных веществ реагируют с гидроксидом калия:
Mg(OH)2, А1(ОН)3, ZnO, Ba(OH)2, Fе(ОН)3? Написать уравнения соответствующих реакций.
2. Какие из указанных соединений будут попарно взаимодействовать:
Р2О5, NaOH, ZnO, AgNO3, Nа2СО3, КС1, Сг(ОН)3, Н2SO4? Составить уравнения реакций.
3. Назвать и написать графические формулы следующих веществ:
СгС13, Ва(НСО3)2, MgSO4, AlOHCl2, Fe(NO3)2, CrOHSO4, Са3(РO4)2, Fe(HS)2, (ZnОН)2SO3, Al(H2PO4)3, [Fе(OН2)]2СО3, Сr2(НР04)3, СаSiO3, FeOHNO3.
4. Составить уравнения реакций получения всеми возможными способами следующих солей: сульфат меди (II), нитрат натрия, карбонат кальция.
5. Изменяя соотношения реагирующих веществ по реакции
Са(ОН)2 + Н3РO4 →
получить кислые, основную и среднюю соли.
6. Составить уравнения реакций получения указанных ниже солей:
дигидрофосфат натрия, гидросульфит бария, хлорид дигидроксо-алюминия, нитрат гидроксохрома(III). Как превратить эти соли в средние? Написать уравнения соответствующих реакций.
7. Составить уравнения, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
а) Fe (ОН)3 → Fе2О3 → Fe → FеС13 → Fe (NO3)3
б) Р → P2O5 → Н3Р04 → Са3(РO4)2 → Са(Н2РO4)2 → Са3(РO4)2
в) Cu(OH)2 → CuO → Cu → CuSO4 → Cu(NO3)2