Крепостное право и его оформление в России

Крепостное право – это совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших зависимость крестьян от феодала. Оно запрещало крестьянам уходить со своих земельных наделов (принудительный возврат беглых крестьян).

До 1592 года все крестьяне были людьми вольными и по праву, в определенный годичный срок переходили с земли одного господина на землю другого.

В 1597 г. Был издан указ, предоставляющий право владельцам отыскивать своих крестьян тогда только, когда они убежали от них не ранее пяти лет.

По указам 1601 и 1602 годов прикрепление крестьян к землям удерживалось только в имениях патриарших, митрополичьих, владычних, монастырских бояр, дьяков и больших дворян, и приказных людей.

Сначала срок для нахождения беглых холопов и крестьян и возвращения их на прежнее место был положен пятилетний, но в 1637 году он предположен на девять лет, а в 1641 году на десять лет.

В 1647 году постановлено не возвращать беглый только в таком случае, если они проживали вне мест, где записаны, более пятнадцати лет.

В 1649 году уничтожен срок для поимки беглых.

 

17.Развитие просвещения и литературы в Московском государстве в XIV–

XVII вв).

В период Московского царства набирает силу процесс обмирщения, освобождения искусства от подчинения его церковным канонам. Со второй половины XIV века ослабляется влияние местных особенностей русской культуры. Раньше эта тенденция проявилась в московской исторической литературе, которая обретала общерусский характер и становилась носителем идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом побоище»). Победа на Куликовом поле подняла дух и самосознание русского народа. Возник ряд произведений, которые призывали к единению русских земель для освобождения от врага. Значительным памятником этого периода стала «Задонщина», написанная СафониемРязанцем, воспевающая великую победу русского народа над татарами. В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в которых действовали конкретные исторические люди в конкретной обстановке («Песня о взятии Казани»). С начала XV века на первый план выдвигается летописание Москвы. Каждая летопись — это своеобразная историческая энциклопедия, цельное произведение.

С XIV века в связи с хозяйственным подъемом росла потребность в записях. Началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью, приходит полуустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI века — скоропись, близкая к современному письму.
В1563 – 1564 гг. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец создали на Печатном дворе на Никольской улице вМоскве первую печатную книгу с выходными данными. Качество печати было исключительно высоким, Иван Федоров был не только мастером – типографом, но и редактором: исправлял переводы книг «Священного писания», приближал их язык к языку своего времени. Во Львове Иван Федоров выпустил первый русский букварь с грамматикой. Уже в XVI веке работали типографии в Москве и вАлександровской слободе. Однако печатная книга даже в XVII веке не вытеснила рукописную, ибо печатали в основном богослужебные книги, летописи же, повести, сказания и даже жития святых по-прежнему переписывали от руки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: