В этом разделе необходимо указать:
- особенности группы детей (возраст, уровень развития и образования, круг интересов и т. д.);
- общее количество часов;
- периодичность и продолжительность занятий;
- нормы наполняемости группы;
- организационные формы (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), необходимо аргументировать выбранную организационную форму;
- санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности;
- ресурсное обеспечение (материально-техническое).
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов курса, в той последовательности, в которой они будут изучаться. В таблице также указывается количество часов на каждый раздел (общих, теоретических, практических).
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Для того чтобы распределить количество часов на каждый раздел, необходимо знать количество часов всего курса в год.
|
|
Количество часов курса в год рассчитывается по формуле:
Количество часов в неделю с одной группой | * | Количество учебных недель в году | = | Количество часов курса в год |
Всего в учебном году 36 учебных недель, значит, если количество часов с одной группой в неделю составляет 6 ч., то в год количество часов будет равняться 216 ч. (36*6=216).
!!! Если программа рассчитана на несколько лет обучения, учебно-тематический план составляется на каждый год. Если тематика курса для каждой группы разная, учебно-тематический план составляется отдельно для каждой группы. |
Содержание программы
Содержание программы – основная часть документа, в которой раскрывается содержание курса, приводится краткое изложение разделов программы согласно учебно-тематическому плану с указанием видов практической работы.
Основное содержание программы излагается в лаконичной форме и логической последовательности по направлениям: содержание учебного материала (разделов), виды образовательной деятельности, ожидаемые результаты, механизм их достижения, система оценки.
Здесь же после перечисления видов практических упражнений, работ в каждом разделе можно указать, какие умения и навыки необходимо сформировать у воспитанников при изучении этого раздела.
!!! Как и учебно-тематический план, содержание программы расписывается на столько лет обучения, насколько рассчитан курс обучения. |
Прогноз результативности
Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения.
Три уровня усвоения материала: знания; умения; навыки. В этом разделе указываются все знания, умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе обучения, причем не просто перечисляются, а даётся конкретная характеристика, указывается уровень владения. Знания, умения, навыки тесно взаимосвязаны.
|
|
Знания – определенный объем сведений о чем-либо, без умения использовать эти сведения на практике.
Умения – такой уровень усвоения учебного материала, когда воспитанники при определенном напряжении памяти, воли, внимания могут правильно выполнить какое-либо задание, тот или иной вид практической работы.
Навыки – автоматизированные умения. Уровень навыка наблюдается тогда, когда учащиеся быстро и без ошибок выполняют определенное задание, определенный вид работ.
!!! Если образовательная программа рассчитана на несколько лет обучения, то прогноз результативности расписывается на каждый год обучения! |
Методические условия реализации программы
Методические условия реализации программы – раздел образовательной программы, который включает строго последовательное и системное описание обстановки, условий, точное создание которых позволяет осуществлять эффективный учебно-воспитательный процесс.
Типы занятий:
- комбинированный;
- первичного ознакомления с материалом;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний и умений на практике;
- закрепления, повторения;
- итоговое.
Форма организации учебного занятия – внешний вид организации учебно-воспитательной работы.
Формы организации учебного занятия:
* кружковое занятие; * круглый стол;
* соревнование; * урок-лекция;
* концерт; * урок-репортаж;
* выставка; * урок-путешествие;
* экскурсия; * заочная экскурсия;
* диспут; * творческая мастерская;
* творческий отчет; * урок-игра и др.
Метод – способ взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанника, направленный на решение образовательно-воспитательных задач.
При выборе методов обучения и воспитания следует руководствоваться следующими критериями: соответствие типу занятия, соответствие целям и задачам занятия, соответствие этапам занятия, соответствие реальным возможностям воспитанников, соответствие имеющимся условиям и отведенному времени, соответствие возможностям педагога.
Прием – составная часть метода, конкретный способ, направленный на решение образовательно-воспитательных задач.
Педагогическая технология – последовательность действий воспитанника по достижению поставленной цели при условии полной управляемости учебно-воспитательного процесса педагогом.
!!! В этом разделе необходимо не просто перечислить все используемые в учебно-воспитательном процессе технологии, формы и методы, а подробно их описать, указать, когда, в каких случаях, при каких обстоятельствах и на каких этапах обучения их целесообразно использовать. |
Литература
При оформлении списка используемой литературы не стоит ограничиваться 3-4 источниками. Цель этого раздела – показать уровень теоретической подготовки педагога, его владение всеми необходимыми знаниями: педагогическими, методическими, психологическими.
Правильно оформленный список литературы – показатель грамотности педагога!