Основные функции монтажа в сценарии культурно-досуговой программы

Монтаж (от франц. montage – сборка, соединение) – это один из наиболее действенных методов, основа композицион-ного построения сценария культурно-досуговых программ, который пришел в клубную практику из кинематографа.

Для монтажа в сценарии культурно-досуговой программы, как и в кинематографе, характерны три основные творческие функции.

1. Придание целостности программе. Не умаляя значимос-ти отдельных номеров и эпизодов сценария как единиц сценической информации, следует отметить, что их целост-ность обусловлена тем, что, только сложившись как сложная система взаимодействий и соотношений, она создает почву для зрительского восприятия и рождает конечный смысл всей программы. Более того, монтажным можно считать лишь та-кое соединение, которое дает новый скачок информации. Ис-кусствоведВ.А.Латышев писал: «Монтажный план, фраза и даже эпизод – это часть целого, которое достраивается в соз-нании зрителя. Но для этого часть должна нести достаточно информации, необходимой для достройки целого».

2. Организация зрительского восприятия. Как отмечалось выше, в промежутках смысловых монтажных узлов должно рождаться субъективное зрительское суждение, однако оно «программируется» автором сценария, поскольку черезмон-тажные сцепки раскрывается его авторский идейно-тематичес-кий замысел. Здесь необходимо отметить, что любойприем монтажа (об этом ниже) основан на ассоциативноммышлении. С.М.Эйзенштейн отмечал, что каждый зритель в соответствии со своей индивидуальностью из недр фантазии, из ткани своих ассоциаций, из предпосылок своего характера творит образ по точно направляющим изображениям, подсказанным ему автором, непреклонно ведущим его к познанию и переживанию темы.

3. Создание темпоритма культурно-досуговой программы. Темп (итал. tempo, от лат. tempus – время) – это степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-либо. Темп характеризует течение культурно-досуговой программы во времени, а именно внешнее проявление хода сквозного действия.

Ритм – понятие более сложное. Ритм (греч. rhythmos, от rheo – теку) – это чередование каких-либо элементов (звуко-вых, речевых и т.п.), происходящее с определенной последова-тельностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо. Как видим, оно, прежде всего, исходит из толкований, связанных с музыкой и поэзией, хотя ритм присутствует даже во внешне статичных искусствах, таких как изобразительное искусство и скульптура. В музыкальном творчестве ритм очень часто определяют как соразмерность, согласованность во времени и пространстве, мерное движение, чередование звуков. Такой подход к определению ритма в сценическом действии предложил К.С.Станиславский в книге «Работа актера над собой», истолковав его как согласованное во време-ни и пространстве движение, чередование и соразмерность всех элементов и выразительных средств сценического действия. Другими словами – это внутренняя динамика, напряженность, пульс драматургического действия.

С помощью монтажа организуется единственно возможное для раскрытия замысла программы соотношение ритмов эпизодов с ритмом культурно-досуговой программы в целом. Однако действие на сцене, как указывал К.С.Станиславский, не может проходить только в темпе или только в ритме. В сце-ническом искусстве эти понятия взаимосвязаны. Темпоритм соединяет в себе и верное внутреннее напряжение сцены и скорость развития драматургического действия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: