Cведения о преподавателях

Для специальности – 051301 «Общая медицина»

Всего – 54 часов

Лекции _____ (часов)

Практические

(семинарские) занятия 36 (часов)

СРСП _______ (часов)       

СРС  18  часов

Экзамен (зачет)_____________    

                           (семестр)

Курс 2

Семестр 3

 

 

Астана 2012 г.

 

   Силлабус составлен в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан. Бакалавриат. (Астана, 2006).  Разработан на основе рабочей программы

 по дисциплине «Коммуникативные навыки» для специальности - 051301 «Общая медицина»

 

Составители: Шоланова М.К.

 

Силлабус предназначен для студентов АО «Медицинский университет Астана», обучающихся по специальности - 051301 «Общая медицина»

 

  

Обсужден и утвержден на заседании кафедры

 

«03» сентября 2012 г., протокол № 2

 

Зав. кафедрой, профессор                                        Каркабаева А.Д.

 

Cведения о преподавателях

 

Ф.И.О. Степень Должность Научные интересы
Каркабаева Айсулу Джасановна д.м.н, профессор зав.кафедрой ревматология эпидемиология, иммуногенетика.
Шоланова Мадина Касымовна к.м.н. завуч, доцент кардиология, клиническая фармакология
Амирбекова Алма Амалбековна к.м.н доцент ревматология и кардиология.
Теляева Нуриля Нурмахановна к.м.н доцент стоматология
Иконникова Валентина Антоновна   ассистент гастроэнтерология, пульмонология.
   Смаилова       Дина                                       Жанарысовна   ассистент акушерство и гинекология
Акжигитова Индира Шералиевна   ассистент кардиология  
Мухамеджанова Нафиха Кабдуловна   ассистент акушерство и гинекология
Манаева Махаббат Амангельдиевна   ассистент педиатрия
Бектасова Айткул Мустафаевна   ассистент акушерство гинекология
Абдулина Оксана Александровна   ассистент педиатрия
Маншарипова Жазира Батырбековна   ассистент акушерство гинекология
Власова Наталья Павловна   ассистент акушерство и гинекология

Заведующий кафедрой: Каркабаева Айсулу Джасановна – зав.кафедры, главный внештатный ревматолог МЗ РК, президент ассоциации ревматологов Казахстана, член Европейской Международной Лиги ревматологов (EULR), член Международной Азиатской ревматологической лиги, член ассоциации ревматологов Российской Федераций, член Ученного совета, доктор медицинских наук, профессор, врач-терапевт высшей категории. Стаж педагогической работы 20 лет. Стаж лечебной работы 35 лет. Читает лекции и ведет занятия на русском и казахском языках. Телефоны: сот.87015589323, kad_2004_1953 @ mail.ru

Преподаватели:

          Доцент: Амирбекова Алма Амалбековна- окончила Алматинский государственный медицинский институт 1971 г. Лечебный стаж – 42 лет, педагогический стаж – 32 лет, врач высшей категории, педиатр, к.м.н.

Доцент: Шоланова Мадина Касымовна – педагогический стаж 25 лет, стаж лечебной работы 27 лет. Читает лекций и ведет практические занятия на русском языке

Доцент: Теляева Нурила Нурмахановна -  окончила Алматинский государственный медицинский институт. Педагогический стаж работы – 7 лет, лечебный стаж – 14 лет, врач-стоматолог.

Ассистент: Акжигитова Индира Шералиевна – окончила Южно-Казахстанскую государственную Медицинскую академию в 2006 году по специальности – кардиолог. Педагогический стаж 5 года, стаж лечебной работы 5 года. Ведет практические занятия на казахском и русском языках.

Ассистент: Иконникова Валентина Георгиевна – окончила Омский Государственный Мед.институт по специальности Лечебное дело в 1965 году. Лечебный стаж – 35 лет, педагогический стаж – 29 лет.

Ассистент: Манаева Махаббат Амангельдиевна – окончила Акмолинскую Государственную Медицинскую Академию по специальности – педиатр. Педагогический стаж – 2 года.

Ассистент: Смаилова Дина Жанарисовна – окончила Казахскую Государственную Медицинскую академию в 2007 году по специальности – лечебное дело. Лечебный стаж – 4 лет, педагогический стаж -3 лет. Ведет практические занятия на казахском и русском языках.

Ассистент: Бектасова Айткул Мустафаевна – окончила Казахскую Государственную Медицинскую академию в 2007 году по специальности – лечебное дело

Ассистент: Мухамеджанова Нафиха Кабдуловна – окончила Семипалатинский государственный медицинский институт в 1980 году. Ведет практические занятия на казахском и русском языках.

Абдулина Оксана Александровна- окончила Акмолинскую Государственную Медицинскую Академию по специальности – педиатр. Лечебный стаж – 11 лет. Ведет практические занятия на русском языке.

Ассистент: Маншарипова Жазира Батырбековна – окончила Казахскую Государственную Медицинскую академию в 2007 году по специальности – лечебное дело. Педагогический стаж -3. Ведет практические занятия на казахском и русском языках.

   Ассистент: Власова Наталья Павловна – окончила Казахскую Государственную Медицинскую академию в 2009 году по специальности – лечебное дело. Педагогический стаж -3, клинический – 1.Ведет практические занятия на русском языке.

 

     Контактная информация:

Кафедра пропедевтики внутренних болезней располагается по адресу:

ул. Бейбітшілік 49, проезд автобусами № 10, 23, 9, 13, 19 маршрутное такси 112 (остановка Мед.академия).

Политика дисциплины: изучая коммуникативные навыки студент получает возможность рассматривать как основные так и общие для всех медицинских специальностей клинические компетенции. Неотъемлемая часть непрерывного профессионального развития и являются важными для формирования и поддержки взаимоотношений врача с пациентом, сбора и обмена информацией, принятия решений, а также взаимодействия с коллегами и другими специалистами, вовлеченными в оказание медицинской и социальной помощи. Эффективное общение врача и пациента способствует пониманию пациентом назначенного лечения, что позволяет улучшить комплайенс (удовлетворенность пациентов) и состояние здоровья пациентов.

Преподаватели курса предоставляют возможность студентам познакомиться и овладеть некоторыми простыми наиболее известными клинико-экспериментальными методами исследования психопатологических расстройств, необходимыми в практической деятельности врача.

Курс введения в клинику в изучении дисциплины коммуникативные навыки придает особое значение соблюдению учебной дисциплины ВУЗа: наличие медицинского халата, сменной обуви, посещение лекций и практических занятий с систематической подготовкой, выполнение заданий по СРС и СРСП, этико-деонтологических норм поведения, культуры общения в медицинской среде. Студенты, обучающиеся на курсе, обязаны строго соблюдать вышеуказанные нормы в общении с коллегами, педагогами и пациентами клиники. При не соблюдении вышеуказанных норм к студентам будут применяться штрафные санкции.

    Общие требования кафедры и штрафные меры:

· на лекции, практические занятия студенты не допускаются без халатов

· на практические занятия необходимо заранее подготовить домашнее задание и ответить на контрольные вопросы по методическим рекомендациям к самостоятельной работе

· при отсутствии выполнения домашнего задания студент не допускается к занятию и фиксируется пропуск по неуважительной причине, который должен отработать до следующего занятия.

· опоздание студента на лекцию, занятие (от 5 мин) фиксируется как пропуск по неуважительной причине, который должен также отработать до следующего занятия.

· по завершению лекций или занятия дежурный обязан сдать аудитории лаборанту кафедры.

· дежурный по группе, как и все студенты отвечают за сохранность мебели, инвентаря и пр., т.е. несут материальную ответственность во время нахождения в аудиториях. В случае повреждения, поломок, и т.д. возмещают нанесенный ущерб.

· во время занятия, при выполнении других работ студенты (дежурный) следят за чистотой поверхности стола, парт. При несоблюдении этих требований студенты проводят субботники во внеурочное время.

· при несвоевременной защите рефератов, истории болезни или других заданий СРС студент теряет 1 балл от общего оценивания работы.

· к экзамену и итоговому тестированию допускаются студенты, усвоившие курс (с минимальным ОРД 50%) и не имеющие задолженностей по практическим занятиям в виде пропусков, несданных коллоквиумов и т.д.

· в случае невыполнения разделов работы применяются штрафные меры в виде своевременных отработок или направляются на повторный курс обучения.

 

 

Программа

Введение

Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом – от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей медицинских учереждений. Умение общаться, или коммуникативная компетентность, обеспечивает взаимопонимание, доверие в отнешениях, эффективность в решении поставленных задач. Коммуникативные навыки рассматриваются как основная и общая для всех медицинских специальностей клиническая компетенция, неотъемлемая часть неперерывного профессионального развития и явлаются важными для формирования и поддержки взаимоотношений врача с пациентом, сбора и обмена информацией, принятия решений, а также взаимодействия с коллегами и другими специалистами, вовлеченными в оказание медицинской и социальной помощи. Эффективное общение врача и пациента способствует пониманию пацентом назначенного лечения, что позволяет улучшить комплайенс (удовлетворенность пациентов) и состояние здоровья пациентов.

Коммуникативная компетентность требует постоянного развития навыков общения и непрерывного улучшения приобретенных навыков в процессе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

2.2 Цель дисциплины: совершенствование коммуникативных навыков, необходимых для достижения успехов в профессиональном и личном общении с пациентами, родственниками пациентов и коллегами в различных ситуациях.

2.3 Задачи дисциплины:

· Совершенствование навыков эффективной коммуникации с различными больными;

· формирование и развитие навыков работы в команде коллег, среднего и младшего медицинского персонала;

· формирование и развитие навыков работы с неизлечимыми больными;

· формирование мотивации на повышение собственной компетентности в области межличностных коммуникаций.

2.4 Конечные результаты обучения:

Студент должен:

Знать:

·  понятия о медицинской этике;

· этические аспекты взаимоотношений между врачом и пациентом, врачом и коллегами;

· влияние религии, социального положения, культуральных различий, физических и умственных ограничений пациента на оказание медицинской помощи;

· права пациента;

· этические проблемы умирания, реанимации и смерти, понятие об эвтаназии;

· основные правила сообщения печальных новостей;

Уметь:

· применять коммуникативные навыки при консультации пациента вне зависимости от его веры, социального положения, культуральных различий, физических и умственных ограничений;

· соблюдать принципы конфиденциальности медицинского интервью;

· сообщить печальную новость (в ролевой игре);

· понимать важность непрерывного совершенствования навыков общения в профессиональной дятельности врача

Владеть навыками:

· применения эффективных подходов к построению взаимоотношений между врачом и пациентом, врачом и коллегой;

· непрерывного совершенствования коммуникативной компетентности.

2.5 Пререквизиты дисциплины: коммуникативные навыки-1, введение в клинику-1, основы психологии.

 Постреквизиты дисциплины: общая врачебная практика, пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни, хирургические болезни, акушерство гинекология, детские болезни, неврология, психиатрия, наркология, скорая и неотложная медицинская помощь.

2. 6   Содержание занятия:

Медицинская этика: Значение медицинской этики для медицинской практики. Этические аспекты взаимоотношений врача и пациента. Влияние религии, социального положения, культуральных различий, умственных и физических ограничений на оказание медицинской помощи. Коммуникативная толерантность врача как один из аспектов коммуникативной компетентности. Права пациента. Комплайенс пациента. Эмпатия как способность врача к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного. Этические проблемы умирания, реанимации и смерти. Этические аспекты взаимоотношений врача с коллегами. Ятрогении, врачебные ошибки. Понятие о конфликтологии. Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность врача. Понятие о «синдроме эмоцио нального сгорания» как специфическая профессиональная деформация лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с пациентами при оказании медицинской помощи.

Тематический план парктических занятий.

Наименование темы занятия Форма проведения часы
1 Медицинская этика: определение, основные принципы и понятия. Значение медицинской этики для медицинской парктики Практическое занятие. 2
2 Этические аспекты взаимоотношений врача и пациента. Подходы к решению этических вопросов/проблем различных клинических ситуаций. Профессионально важные умения, роль коммуникативных навыков в системе врача-пациент. Выявление явных и скрытых потребностей и опасений клиента. Практическое занятие. Ролевая игра 2
3 Консультация пациента. Особенности повторного приема сложного (трудного) пациента; пациента с «острым состоянием». Практическое занятие. Ролевая игра 2
4 Права пациента. Техника обсуждения плана лечения, получения информированного согласия пациента Практическое занятие. 2
5 Комплайенс больного. Пути повышения приверженности больного лечению. Роль и ответственность врача в повышении приверженности больного лечению. Практическое занятие. 2
6 Влияние религии, социального положения, культуральных различий, умственных и физических ограничений на оказание медицинской помощи. Практическое занятие. Ролевая игра 2
7 Этические проблемы умирания, реанимации и смерти. Сообщение печальных новостей Практическое занятие. Ролевая игра 2
8 Неизлечимые больные, паллиативный уход, понятие об эвтаназии, тактика врача Практическое занятие. Ролевая игра 2
9 Рубежный контроль тестирование 2
10 Этические аспекты взаимоотношений врача с коллегами. Особенности межличностного общения с коллегами. Работа в команде. Практическое занятие. Ролевая игра 2
11 Лидерские качества и их значение в профессиональной деятельности врача. Факторы, влияющие на профессиональную и личную успешность врача Практическое занятие. Ролевая игра 2
12 Особенности предоставления информации и обучения хронических пациентов. Практическое занятие. Ролевая игра 2
13 Этические аспекты взаимоотношений врача со средним и младшим медицинским персоналом. Эффективная коммуникация как способ мотивации среднего и младшего персонала. Навыки презентации медицинских услуг. Практическое занятие. Ролевая игра 2
14 Ятрогении, врачебные ошибки. Пути их снижения. Практическое занятие. 2
15 Понятие о конфликтологии. Факторы возникновения конфликтов в медицинском коллективе и пути их разрешения. Практическое занятие. Ролевая игра 2
16 Понятия о социальной помощи и социальной реабилитации больных. Роль коммуникативных навыков врача в их оказании. Практическое занятие. Ролевая игра 2
17 Удовлетворенность пациента как главная цель коммуникативной компетенции врача. Обратная связь с пациентом. Практическое занятие. Ролевая игра 2
18 Итоговый контроль Тестирование 2
  Итого:   36 часов

Задания для СРС

Наименование темы занятия Форма проведения
1 Профессиональная деформация врачей различных специальностей Реферат, презентация
2 Методы оценки удовлетворенности пациента качеством предоставленных медицинских услуг Реферат, презентация
3 Методы оценки коммуникативных навыков врача коллегами Реферат, презентация
4 Основы конструктивной критики. Реферат, презентация
5 План организации и работы школы хронических больных (по выбору-астма-школа, кардиошкола, школа диабета и др.) Реферат, презентация
6 Написание сценария сообщения печальных новостей больному, его семье или родственникам больного. Реферат, презентация
7 Правовая ответственность врача за коммуникативную некомпетентность (жалоба больного) Реферат, презентация
8  Права врача Реферат, презентация
9 Профессиональная культура общения. Реферат, презентация

 

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.

2. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карваскарского. Национальеая медицинская библотека.Питер, 2004.

3. Асимов М.А.,Нурмагамбетова С.А., Игнатьев Ю.В. Коммуникативные навыки в медицине. Алматы. 2008.

Дополнительная:

1. Соложенкин В.В. Психологические аспекты врачебной дятельности. М..

2. Рогов Е.И. Психология общения. Гуманитарынй издательский центр «Владос», М., 2004.

3. Вербергер Р., Вербергер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. СпбПрайм-Евразия. 2006.

На английском языке:

Основная:

1. Kurtz,Silverman Teaching and Learning Communication skills in Medicine. -2-nd Edition, 2004

Дополнительная:

1. Lloyd and Bor. Communication skills for medicine. –Edinburgh London N-Y Oxfor, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: