Формулирование проблемы

Комментарий.

Авторская позиция.

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с пози­цией автора).

Первый аргумент.

Второй аргумент.

Вывод.

 

Глоссарий

К1 – К6

Аргумент — довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.

Аргументировать — т.е. приводить доказательства, аргументы.

Исходный текст — текст, предложенный экзаменуемому для анализа.

Идея авторская — главная мысль текста, отражающая отношение автора.

Комментарий проблемы — толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

Мнение — собственное суждение по предложенной проблеме.

Проблема исходного текста — основной вопрос, поставленный в тексте.

Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько.

Проблематика — совокупность вопросов (проблем), поставленных автором

Позиция автора — отношение создателя текста к поднятой теме, проблемам, героям и т.д. (иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы (проблемы).

Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события; цитаты, примеры из собственной жизни ит.д.).

Фактологическая точность - отсутствие фактических ошибок в фоновом материале.

Формулировка проблем исходного текста — определение основных вопросов, поставленных автором в тексте.

Корректность — вежливость, тактичность, учтивость.

Этически корректно сформулировать своё мнение — т.е. деликатно, тактично.

К7. Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях.

К8. Пунктуационная ошибка – нарушение расстановки знаков препинания.

К9. Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;

без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;

заплатить за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

К10. Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

 

К11. Этическая ошибка (исследования Щербининой Ю., Филиппова О. И др.) связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», " Судя по тому, что говорит автор, он маньяк" и др.).

 

К12. Ошибки в фоновом материале:

– неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений); приводятся факты, противоречащие действительности; преувеличение или преуменьшение, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией».

Пишем сочинение (часть С).

План сочинения.

1. Вступление. Во вступлении должен прозвучать: К1 – формулировка проблемы исходного текста.

(1 абзац) Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

Основная часть.

 а) (2 абзац) В основной част должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему.

б) (3 абзац) Четко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3.

в) (4 абзац, каждый аргумент можно выделить в отдельный абзац.

Надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты (жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле - или радиопередач).

3. (5 абзац) Заключение.

Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 2-3 предложениях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: