Чтение как вид речевой деятельности

 

Чтение как вид речевой деятельности (определение). Структура чтения. Механизмы чтения. Способы чтения (по технике исполнения, по техническим приемам, по цели). Показатели чтения (беглость, гибкость, осмысленность, продуктивность, выразительность). Недостатки чтения, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации (регрессии, внутреннее проговаривание, малое поле зрения, слабое развитие механизма смыслового прогнозирования, низкий уровень организации внимания, отсутствие гибкой стратегии чтения). Мыслительные приемы углублённого понимания текста.

 

Чтение – рецептивный (воспринимающий) вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, зашифрованного (закодированного) с помощью графических символов, т.е. букв. Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) графических символов и переводе их в мыслительные образы. В соответствии с этим процесс чтения складывается из двух основных этапов: этап зрительного восприятия текста и этап интерпретации прочитанного.

Как и все виды речевой деятельности чтение имеет свою структуру:

1. На побудительно-мотивационном этапе формируется или уточняется целевая установка, т.е. решается вопрос, зачем читать. Читать текст можно с различными целями: чтобы познакомиться с книгой, извлечь основную информацию (о чем?), критически осмыслить, дать оценку изложенной информации и т.п.

2. На ориентировочном этапе планирование деятельности зависит не только от целевой установки, но и от объема текста, времени, от того, какая работа предполагается (например, если это реферат или конспект, то необходимо сделать записи).

3. На этапе исполнения происходит процесс осмысления и интерпретации прочитанного.

4. На этапе контроля осуществляется анализ результатов деятельности в зависимости от целевой установки.

В механизме чтения можно выделить:

· механизм установления звуко-буквенных соответствий по тексту,

· механизм смыслового прогнозирования – умение предугадывать дальнейшие события, умение по начальным буквам угадывать слово, по первым словам – синтаксическую конструкцию, по первому предложению – построение абзаца.

Существуют разные подходы к выделению видов (способов) чтения:

· по технике исполнения – вслух или про себя;

· по техническим приемам – скоростное – нескоростное;

· по цели – просмотровое, ознакомительное, сканирование, изучающее.

Цель просмотрового чтения – получить самое общее представление от книги (о чем? нужна ли?) Он заключается в том, что читается аннотация, оглавление, предисловие, по оглавлению просматриваются самые важные для читателя разделы, главы, читается заключение. Темп чтения от 500-800 до 1200-1600 слов в минуту.

Цель ознакомительного чтения – уяснение основных мыслей, положений, но не всей информации, не ставится цель запоминания. Так читают публицистическую литературу (газеты). Темп чтения быстрый, текст читается целиком, а не по частям, обращается внимание на выделенное шрифтом, нумерацию, первые предложения абзацев.

Сканирование – это быстрый просмотр текста с целью поиска фамилии, факта, цитаты.

Цель изучающего чтения – максимально точно и полно понять информацию, запомнить, чтобы в последующем воспроизвести. Это чтение медленное, 50-60 слов в минуту, сопровождается перечитыванием.

Чтение характеризуется следующими показателями:

· беглость (скорость);

· гибкость – умение использовать разные способы чтения в зависимости от цели;

· осмысленность – зависит от общей культуры, эрудиции, от волевой установки;

· продуктивность – способность активно использовать полученную информацию;

· выразительность.

К недостаткам чтения, препятствующим эффективному и быстрому восприятию информации, следует отнести следующие:

· Регрессии, т.е. механические, неоправданные возвраты к уже прочитанному. При традиционном чтении количество регрессий составляет 10-15 на каждые 100 слов. Это, безусловно, замедляет процесс чтения. Преодоление этого недостатка связано с необходимостью иметь четкую целевую и волевую установку.

· Внутреннее проговаривание читаемого текста. Сильно тормозит процесс чтения, т.к. при проговаривании скорость чтения не превышает 120-130 слов в минуту. Преодолеть этот недостаток можно путем подавления внутреннего проговаривания, выполняя специальные упражнения.

· Малое поле зрения. При традиционном чтении взгляд фиксирует 1-2 слова, поэтому глаза очень устают от частых остановок. Человек, обученный быстрому чтению, может воспринимать за одну фиксацию всю строку, а иногда и весь абзац.

· Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования (антиципации). Развивается этот механизм путем выполнения специальных упражнений, а также развитии умения вести диалог с текстом (находить в тексте скрытые вопросы, ставить вопросы и искать ответы на них в тексте).

· Низкий уровень организации внимания. У медленно читающего человека, внимание быстро переключается на другие предметы, смысл прочитанного слабо усваивается. Умение управлять своим вниманием – важнейшее свойство, необходимое для эффективного чтения.

· Отсутствие гибкой стратегии чтения. Отсутствие цели приводит к тому, что человек не помнит автора, заглавия, не может изложить хотя бы кратко содержание прочитанного. Это также неумение изменять скорость чтения в зависимости от целевой установки.

Существуют специальные приемы, позволяющие преодолеть перечисленные недостатки, важнейшими из них являются алгоритмы чтения, интегральный и особенно важный при изучающем чтении дифференциальный [ см. Гойхман, с. 56-62 ].

Психологи специально изучали ход мышления при чтении десятков людей, чтобы обнаружить, что необходимо для глубокого понимания текста. Оказывается, что для углублённого понимания текста человек прибегает к определенным мыслительным приемам. Делает он это нередко неосознанно, но делает обязательно. Что это за приемы?

1. Мысленное составление плана текста (структурно-логический анализ). Это сложный прием, который складывается из нескольких операций: читая, человек делит текст на части по смыслу (на микротемы), выделяет в каждой части ключевые слова, выявляет среди частей главные и второстепенные, устанавливает связь между ними. Первая операция – разбивка текста на части, т.е. смысловая группировка материала. Для этого необходимо всегда ставить перед собой при чтении задачу делить читаемый текст на смысловые части (в текстах с простой структурой можно просто нумеровать, в сложных текстах – письменно составлять сложный план.) Такая установка с течением времени превращается в навык. Вторая операция – выделение смысловых опорных пунктов. Смысловой опорный пункт – это может быть тезис, формулировка темы, имя, термин, яркая цифра и т.д. Смысловой пункт служит опорой, по которой легко можно воспроизвести содержание всего отрезка текста. Текст как бы свертывается читателем, переводится с помощью опорных пунктов во внутреннюю речь. Таким образом, умение членить текст на части и выделять в каждой опорные пункты – важнейшие умения для читателя. Как освоить такое умение? Психологи на основе опытов пришли к выводу, что обучать составлению плана надо путем логического анализа текста с помощью последовательно задаваемых вопросов: о ком (о чем) говорится в данной части? что именно говорится? Сначала такой анализ протекает как максимально развернутый, потом постепенно свертывается. Читатель про себя обобщает содержание материала в простом пункте плана. Происходит переход от развернутого содержания ко все более краткому обозначению. Третья операция – выявления соподчинения, связей выделенных смысловых групп. Как пишет психолог Каплан, мыслительная работа при чтении текста состоит в том, что читатель соотносит предмет мысли предложения с предметом мысли части и текста в целом. Таким образом, составление плана текста – это комплекс мыслительных операций, используя которые мы глубоко проникаем в содержание текста.

2. Соотнесение содержания текста с теми знаниями, которыми уже обладал читатель, включение нового знания в систему уже сложившихся знаний. Такое соотнесение имеет глубокое психологическое обоснование, сформулированное Сеченовым, который писал, что усваивать – это значит «сливать продукты чужого опыта с показателями собственного». Соотнесение есть неосознаваемая основа понимания, без такого соотнесения понимание вовсе не было бы возможно. При этом чем богаче знания, которые мы соотносим с читаемым, тем глубже и отчетливее понимание текста. По экспериментальным данным, читатель при чтении научного текста для лучшего понимания стремится осмыслить значения слов с помощью других, близких по значению. Такая подстановка помогает лучше понять смысл прочитанного. (Например: Антиципация фрустрации деструктирует бихевиоральные паттерны. = Предвосхищение неудачи разрушает сложившиеся способы поведения.) Поэтому в учебной литературе часто помещается глоссарий (перечень непонятных слов с толкованием).

3. Соотнесение разных частей текста, но не по структуре, а по содержанию. Без такого соотнесения мы не смогли бы понять текст как целое, ведь понимание с точки зрения психологии есть осознание существующих связей в тексте. «Предметом понимания, - писал психолог Зинченко в книге «Непроизвольное запоминание», - всегда является раскрытие определенных связей и отношений в материале. Завершающим в понимании всегда является синтез, объединение в целое». Непонимание есть отсутствие объединения.

4. Антиципация – мысленное предвосхищение содержания и плана текста. С помощью антиципации читатель как бы забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в данный момент, но и предполагает, догадывается, о чем он должен сказать дальше. Читатель превращается в соавтора. Эта позиция автора у читателя вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора. Психолог Каплан отмечает, что уже чтение заголовка вызывало у испытуемых стремление сформулировать нечто подобное гипотезе о дальнейшем содержании. В таких случаях чтение приобретает как бы характер проверки этого предположения. Оправдывается гипотеза или нет, она всегда способствует лучшему пониманию. Два основных вида антиципации: предвосхищение плана последовательности изложения и предвосхищение содержания изложения. Если автор описывает конкретные факты, значит он ведет читателя к обобщению, выводу, и читатель предвосхищает и вывод. Если же автор сформулировал общее положение, значит вслед за этим он будет объяснять его, обосновывать. Из школьной практики вы знаете, что лучше понимается текст, если учитель предварительно сформулировал вопросы по тексту. Это побуждало искать ответы на вопросы. Полезно при чтении превращаться в учителя и задавать себе предвосхищающие вопросы, т.е. вести диалог с текстом.

5. Использование наглядных представлений, образов. При чтении нередко у читателя возникают образные представления того, о чем он читает. Этот прием понимания и запоминания заключается в том, чтобы наглядно представлять себе описываемое в тексте, трансформировать текст в таблицы, схемы, модели.

6. Перевод содержания текста на «свой язык». Действительно ли текст понят глубоко и точно мы можем определить, лишь получив объективное подтверждение этого. Каковы же объективные критерии понимания? Один из таких критериев – умение передать содержание текста «своими словами». Попытка выразить содержание текста иначе, иными словами, чем автор, - одно из средств лучшего осмысления текста. Если текст не понят, этого не сделаешь. Содержание, свернутое при чтении во внутреннюю речь (превращенное в своеобразный план высказывания), читатель при понимании смысла может легко развернуть по-своему, своими словами. Таким образом, прием перевода текста на свой язык – это одновременно и средство лучшего понимания, и критерий, признак его понимания. Другие критерии понимания называют американские ученые Грей и Лири в кн. «Методика исследования восприятия информации». Это умения после чтения: 1) сжато резюмировать содержание прочитанного, выразить его обобщенным образом (обобщить содержание текста без глубокого его понимания невозможно); 2) правильно действовать на основе прочитанного (выполнять упражнения, решать задачи).

Чтение – активный процесс речевой деятельности. Активная мыслительная работа начинается фактически перед чтением. На этом этапе используются приемы, направленные на прогнозирование содержания, структуры, темы и даже смысла текста (выделение ключевых слов, выделение структурных частей).

Во время чтения активная мыслительная работа проявляется в следующем:

· В умении выявлять скрытые вопросы по содержанию текста, в умении задумываться над тем, как ответить на эти вопросы, в умении отыскивать в тексте ответы на эти вопросы. Например, так может происходить диалог с текстом:

У слона не слишком много врагов среди животных. (Почему? Наверно, потому что слон очень большой и сильный). Но и друзей он заводит только в исключительных случаях. (Почему? Может быть, потому что животные объединяются для общей безопасности.) Один из таких случаев наблюдал исследователь Африки Шиллинс. (С кем же слоны дружили?) Два слона вступили в союз с жирафом, животным столь же дружелюбным, как и сами слоны. (Чем же они были полезны друг другу?) Тройка эта жила в полной гармонии и в течение нескольких лет была неразлучна. Обе стороны как нельзя лучше дополняли друг друга. (В чем же они дополняли друг друга?) У жирафа было великолепное зрение, и он мог предупреждать слонов о замеченной опасности. Слоны же для этого безоружного и беззащитного животного, которое не может даже издать ни одного звука, были определенной защитой от таких хищников, как лев и леопард.

· в умении представить содержание текста в виде схемы, таблицы, рисунка.

Активная мыслительная работа продолжается и после чтения. На этом этапе читающий формулирует основную мысль прочитанного, выделяет основную информацию, выбирает нужную информацию и т.д.

  Таким образом, понимание текста в процессе чтения представляет собой сложный мыслительный процесс.

Литература

· Гойхман О.Я., Надеина Т.М.Речевая коммуникация: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2006. Раздел 2, гл. 2.1.

· Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: Учебник. /Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2006. Гл. 2, § 4.

· Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. /Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. – М.: Флинта, Наука, 1998. С. 281-283

 

ТЕКСТ

Текст как единица языка и речи (определение). Структура текста. Виды и средства межфразовой связи. Сложное синтаксическое целое (ССЦ). Определение ССЦ, деление текста на ССЦ, основные признаки первых предложений ССЦ. Абзац, его строение, виды связи между абзацами и основные правила его выделения в научном тексте. Категории текста

 

Предметом изучения текст стал сравнительно недавно (2-я половина ХХ в.). Текст изучается разными науками, в т.ч. аналитической стилистикой (содержит описание языковых средств – какие?), функциональной стилистикой  (принципы отбора языковых средств – почему эти, а не другие?), стилистикой текста (пути и способы конструирования текстов, способы организации языковых средств), лингвистикой текста (изучает внутритекстовые связи, единицы текста, структуру, категории текста), когнитивной лингвистикой (особенности исследования языка заключаются в том, что они рассматриваются в реальных речевых актах).

       Текст является одновременно единицей языка и речи. Текст является единицей речи, т.к. он порождается в процессе коммуникации и представляет собой продукт речевой деятельности. В то же время в основе конкретных речевых произведений, т.е. текстов, лежат общие принципы их построения, и они относятся к области языка. Текст объединяет все единицы языка. Именно в тексте единицы языка проявляют свои сущностные признаки, и конечное назначение каждой единицы – это тот вклад, который она вносит в образование текста.

       Из каких элементов составляется текст? – Из предложений?

Глядишь и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь он вылит из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру.

       Понятно, о чем здесь рассказывается? Не совсем.

Не всякое предложение может передать смысл полностью. Для этого нужен текст. Предложение в тексте – это часть целого, «клеточка текста», минимальная коммуникативная единица, по выражению В.Г.Колшанского – «нижнее звено текста». При этом надо иметь в виду, что не отдельные предложения, складываясь в некую совокупность, образуют текст, но замысел текста, текст диктует нам выбор и построение предложений.

       В структуре текста отдельные предложения-высказывания объединяются в группы, которые у разных исследователей получают разные названия – сложное синтаксическое целое (ССЦ), сверхфразовое единство (СФЕ), прозаическая строфа.

       Что представляет собой ССЦ?

ССЦ – это синтаксическая единица текста, представляющая собой группу взаимосвязанных предложений, объединенных микротемой, характеризующих какую-либо сторону описываемого предмета.

Не все предложения объединяются в группы, есть т.н. «свободные предложения». Их назначение – выражение различных авторских замечаний, отступлений. Например:

       Прошло несколько времени, а здоровье бедного Дубровского все еще было плохо.[…] Он забывал свои прежние занятия. […] Он был не в состоянии думать о своих делах […], и Егоровна увидела необходимость уведомить обо всем молодого Дубровского.

       Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести. Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе и выпущен корнетом в гвардию…

(ССЦ-1 – состояние старого Дубровского, ССЦ-2 – знакомство с новым героем, подчеркнутое предложение – свободное).

       Еще более крупными, чем ССЦ, являются такие отрезки текста, как параграф, глава, часть.

Особая роль в структуре текста принадлежит абзацам.

Абзац – 1) отступ вправо в начале строки (красная строка); 2) отрезок письменного или печатного текста от одной красной строки до другой, цепочка предложений, образующих смысловое, структурное и ритмико-интонационное единство.

       Абзац – это не какая-то особая единица текста, т.к. не имеет собственной грамматической формы (как, например, ССЦ, которое представляет собой определенный тип речи – повествование, описание, рассуждение - с определенной композицией). Абзац может быть и отдельным предложением, и частью ССЦ, и равен ССЦ. Абзацное выделение предложений заставляет обращать на них особое внимание, недаром Л.В. Щерба называл абзац «знаком препинания», знаком, предупреждающим о том, что необходимо подготовиться к восприятию новой информации.

       Существует три основные причины, заставляющие выделять абзацное предложение:

· новая информация – начало ССЦ;

· важность информации в масштабах текста;

· логическая несовместимость предложения с предыдущим текстом, например: Советские люди победили, т.к. глубоко верили в свою победу, желали этой победы, делали все, чтобы разгромить захватчиков.Ż Они (т.е. советские люди, а не захватчики – помогает понять абзац) победили потому, что все народы Советского Союза в братской дружбе и союзе воевали за одно общее дело.

В научном стиле деление на абзацы подчинено достаточно строгим правилам:

1) как правило, абзац в научном тексте содержит относительно законченную развернутую мысль (например, отдельный признак рассматриваемого предмета, аргумент при рассуждении, этап определенного события);

2) в качестве абзацев выделяются также пронумерованные элементы текста (в таких случаях предложение начинается с цифры);

3) в научном тексте абзацы должны быть соразмерны; в том случае, когда «разворачивание» одной из мыслей не совпадает по объему с другими, целесообразно (в зависимости от контекста) либо объединить более частные абзацы в один, либо разбить на фрагменты абзац большого объема (сверхабзац).

Линейно-рамочный сверхабзац имеет следующий вид:

 


Абзац-тезис
               ------------------------------------               

 

 


       Таким образом, абзац в научном тексте можно определить как относительно самостоятельный, графически выделенный элемент текста, содержащий «развертку» одной частной мысли или ее фрагмента.

Классический абзац-тема делового, научного текста представляет собой двухчастную структуру: состоит из ключевой фразы с главной мыслью и комментирующей части. При помощи абзаца в научной речи выделяются группы предложений, содержащие описание нового предмета мысли, нового этапа в ее развитии, отдельные логические посылки и выводы и т.д. Одно из предложений группы содержит указание на тему или главную мысль абзаца. Наличие тематического или концептуального предложения в каждом абзаце важно как для пишущего, так и для читающего, т.к. оно позволяет пишущему ясно определить тему, а читателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи. Абзацы этого типа достаточно самостоятельны и способны давать довольно полную информацию вне зависимости друг от друга. Для научного текста характерны стилистически нейтральные абзацы, совпадающие по своим границам со сложным синтаксическим целым (ССЦ), например:

Психология управления – это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии является проблема взаимоотношений. Следовательно, современная психология рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента, и в этом специфика ее предмета.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: