Юридическая ответственность правонарушителей

Реферат

На тему:«Природоохранное законодательство в России»

 

Выполнил: студент гр. Л 1 Сябро А.Е.

Проверил: Внуков Е.Л.

 

Уссурийск, 2017 г

Содержание

Введение……………………………………...…4

1.Природоохранное законодательство в России……

1.1.Юридическая ответственность правонарушителей……………………

1.2. Правовое обеспечение экологического контроля ………

1.3. Ответственность за экологические нарушения

1.4. Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции…………………………………………………………………………

1.5. Основные направления экологической политики Россиисле­дующие

   1.6. Задачи и полномочия органов управления Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы ……………………………………….

         1.7. Специальные органы управления по охране природы, их функции…………..

         1.8. К комплексным органам управления относятся …………………….

Литература…………………………………………………………...……..32

Приложение…………………………………………………………..…….32

 

Введение

Природоохранительное законодательство — это система законов и другихюридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулируетприродоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природныхбогатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.

Для обеспечения возможности практической реализации принятых законовочень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основеподзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии сконкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кеми в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил придерживаться.

Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливаетсяобщая схема достижения совпадения интересов общества и отдельныхприродопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретныепараметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежейконкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т.д.

Объектами природоохранительного законодательства являются какприродная среда в целом, так и ее отдельные естественные системы (например,озеро Байкал) и элементы (вода, воздух и т. д.), а также международноеправо.

 

 

Природоохранное законодательство в России.

Правовая охрана природы представляет собой сово­купность установленных государством правовых норм и воз­никающих в результате их реализации правоотношений, на­правленных на выполнение мероприятий по сохранению есте­ственной среды, рациональному использованию природных ре­сурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система госу­дарственных мероприятий, закрепленных в праве и направлен­ных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материаль­ного производства.

В систему правовой охраны природы России входят 3 группы юридических мероприятий:

1)Правовое регулирование отношений по использованию, со­
хранению и возобновлению природных ресурсов.

2)Организация воспитания и обучения кадров, финансиро­вание и материально-техническое обеспечение природоохранных
действий.

3)Государственный и общественный контроль за выполне­нием требований охраны природы.



Юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объек­том правовой охраны выступает природная среда — объектив­ная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Имеется большое количество законоположений, определяю­щих правовое регулирование природоохранных отношений. Со­вокупность природоохранных норм и правовых актов, объеди­ненных общностью объекта, предметов, принципов и целей пра­вовой охраны, в России образует природоохранное (экологиче­ское) законодательство.

Источниками экологического права признаются норматив­но-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, ре­гулирующие экологические отношения. К ним относятся зако­ны, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологиче­ского права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

Следует выделить основные шесть периодов экологиче­ского законодательства:

-1918-1922 гг. — возникновение и становление законода­тельных актов об охране и использовании природных ресур­сов

-1922-1957 гг. — активное развитие союзного законодатель­ства природоресурсного направления;

-1953-1963 гг. — принятие во всех республиках бывшего СССР законов об охране природы (например, закон РСФСР об охране природы был принят в I960 г.);

-1968-1980 гг. — проведение кодификации союзного и рес­публиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе. Принятие по этим объ­ектам соответствующих Основ законодательства Союза ССР и союзных республик, кодексов в союзных республиках;

-1985-1990 гг. — попытка перестроить общественные отно­шения в охране природы и рациональном использовании при­родных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республи­ках;

В принятой 12 декабря 1993 г. Конституции РФ отраже­ны основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Вслед за Федеративным договором Конституция РФ вводит в на­учный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: при­родопользование, охрана окружающей среды, обеспечение эко­логической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст. 9, ч. 1, где указывается, что земля и другие при­родные ресурсы в Российской Федерации используются и охра­няются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благо­приятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причи­ненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст, 9, ч. 2). Первая касает­ся биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

По предмету своего ведения Российская Федерация прини­мает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъ­ектов Федерации не должны противоречить федеральным зако­нам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источни­ках экологического права.

10 января 2002 года N 7-ФЗ был принят Закон «Об охране окружаю­щей природной среды», который заполнил пробел российского экологического законодательства:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Все нормы Земельного кодекса разделяются на 4 груп­пы. 1группа — нормы, регулирующие земельно-граждан­ские отношения; 2 группа — земельно-административ­ные нормы, регулирующие управленческие отношения в обла­сти использования, распределения и перераспределения земель, их учета по количеству и качеству; 3группа — земель­ные отношения, связанные с использованием земель и выпол­нением прав и обязанностей землепользователями; и, наконец, 4 группа — земельно-экологические нормы, регламен­тирующие охрану земель в качестве природного фактора и за­щиту окружающей природной среды от вредного воздействия использования земель.

В этой части Земельный кодекс нужно рассматривать как источник экологического права.

Конституция РФ внесла ряд существенных изменений в ста­тьи Земельного кодекса, регламентирующих куплю—продажу земель и совершение других земельных сделок. Поэтому Ука­зом Президента РФ «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ» из 127 статей кодекса 48 были отменены. Принято решение о под­готовке нового Земельного кодекса, который учитывал бы эти изменения.

Отход от административного метода регулирования харак­терен и для других актов природоресурсного законодательства. Вместе с тем в ряде законов наблюдается тенденция к укрепле­нию административно-правового метода регулирования за счет сокращения норм экологической защиты.

 Цель правового регулирования использования недр как объекта государственной собственности состоит, согласно содержанию закона, в решении трех проблем: установление строгой системы лицензирования на использование недр; введение оплаты за ис­пользование недр; распределение доли доходов, получаемых от использования недр, добычи ископаемых, захоронения вредных веществ.

Несмотря на то, что недра являются природным объектом, составной частью окружающей природной среды, охраняемой государством, в Закон не включены нормы собственно эколого-правового содержания. Следовательно, говорить о Законе о недрах как об источнике экологического права можно только в самом общем виде.

Правовые нормы по охране природы и рациональному приро­допользованию содержатся также и в других актах природоре­сурсного законодательства России. К ним относятся Основы лес­ного законодательства, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира и др. В них содержатся и административные, и эколого-правовые нормы. Некоторые из них устарели и требуют доработки с учетом рыночных отноше­ний, так как были приняты правительством России в условиях социалистических отношений.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федераль­ных законов, нормативных указов Президента РФ Правитель­ство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Консти­туции РФ Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспече­ния, экологии.

Постановления правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы.

К 1группе относятся те, которые принимаются во ис­полнение закона для конкретизации отдельных положений.

2 группа постановлений предназначена для определе­ния компетенции органов управления и контроля. Например, По­ложение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

3 группа постановлений Правительства РФ включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирова­ния экологических отношений.

Природоохранительные министерства и ведомства наделя­ются правом издавать нормативные акты в рамках своей компе­тенции. Они предназначены для обязательного исполнения дру­гими министерствами и ведомствами, физическими и юридиче­скими лицами.

Так, Минприроды России издает нормативные приказы, инструкции и положения по вопросам охраны окружа­ющей среды и использования природных ресурсов. Госкомсанэпиднадзор РФ наделен правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей среды — воздуха, водных источников, почв — от загрязнения.

Немаловажную роль играют нормативные правила — сани­тарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей сре­ды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации, и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Закон об окружающей природной среде (ст. 25, 27 и др.) устанавлива­ет юридическую обязанность их исполнения, что и придает та­ким нормам юридический характер. Ведомственные норматив­ные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после реги­страции в министерстве юстиции и публикации в газете «Рос­сийские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполни­тельные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Сфера компетенции субъектов Федерации определяется от­раслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом, по недрам — Законом о недрах, водополь­зованию — Водным кодексом, по использованию животного ми­ра — Законом о животном мире, по окружающей природной среде — Законом об охране окружающей природной среды. В основе такого разделения правового регулирования лежит от­ношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется указом Пре­зидента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает твердое правило: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия про­тиворечия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене ука­зом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. По­мимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельности предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требова­ний в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологиче­ские законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.

Подводя итоги рассмотрения данной темы, следует отме­тить, что развитие нашего общества, научно-технический про­гресс создают новые экологические проблемы, связанные с охра­ной окружающей природной среды и рациональным использова­нием ее ресурсов. Меняется техника, технология, условия жизни человека, требующие новых законов по охране природы. Поэто­му развитие эколого-правовых норм — процесс непрерывный и неизбежный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: