Реферат
На тему:«Природоохранное законодательство в России»
Выполнил: студент гр. Л 1 Сябро А.Е.
Проверил: Внуков Е.Л.
Уссурийск, 2017 г
Содержание
Введение……………………………………...…4
1.Природоохранное законодательство в России……
1.1.Юридическая ответственность правонарушителей……………………
1.2. Правовое обеспечение экологического контроля ………
1.3. Ответственность за экологические нарушения
1.4. Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции…………………………………………………………………………
1.5. Основные направления экологической политики Россииследующие
1.6. Задачи и полномочия органов управления Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы ……………………………………….
1.7. Специальные органы управления по охране природы, их функции…………..
1.8. К комплексным органам управления относятся …………………….
Литература…………………………………………………………...……..32
Приложение…………………………………………………………..…….32
|
|
Введение
Природоохранительное законодательство — это система законов и другихюридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулируетприродоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природныхбогатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.
Для обеспечения возможности практической реализации принятых законовочень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основеподзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии сконкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кеми в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил придерживаться.
Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливаетсяобщая схема достижения совпадения интересов общества и отдельныхприродопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретныепараметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежейконкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т.д.
Объектами природоохранительного законодательства являются какприродная среда в целом, так и ее отдельные естественные системы (например,озеро Байкал) и элементы (вода, воздух и т. д.), а также международноеправо.
Природоохранное законодательство в России.
Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.
|
|
В систему правовой охраны природы России входят 3 группы юридических мероприятий:
1)Правовое регулирование отношений по использованию, со
хранению и возобновлению природных ресурсов.
2)Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных
действий.
3)Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.
Юридическая ответственность правонарушителей.
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Имеется большое количество законоположений, определяющих правовое регулирование природоохранных отношений. Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, в России образует природоохранное (экологическое) законодательство.
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
Следует выделить основные шесть периодов экологического законодательства:
-1918-1922 гг. — возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов
-1922-1957 гг. — активное развитие союзного законодательства природоресурсного направления;
-1953-1963 гг. — принятие во всех республиках бывшего СССР законов об охране природы (например, закон РСФСР об охране природы был принят в I960 г.);
-1968-1980 гг. — проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе. Принятие по этим объектам соответствующих Основ законодательства Союза ССР и союзных республик, кодексов в союзных республиках;
-1985-1990 гг. — попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках;
В принятой 12 декабря 1993 г. Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Вслед за Федеративным договором Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст. 9, ч. 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст, 9, ч. 2). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.
|
|
По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.
10 января 2002 года N 7-ФЗ был принят Закон «Об охране окружающей природной среды», который заполнил пробел российского экологического законодательства:
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
|
|
Все нормы Земельного кодекса разделяются на 4 группы. 1группа — нормы, регулирующие земельно-гражданские отношения; 2 группа — земельно-административные нормы, регулирующие управленческие отношения в области использования, распределения и перераспределения земель, их учета по количеству и качеству; 3группа — земельные отношения, связанные с использованием земель и выполнением прав и обязанностей землепользователями; и, наконец, 4 группа — земельно-экологические нормы, регламентирующие охрану земель в качестве природного фактора и защиту окружающей природной среды от вредного воздействия использования земель.
В этой части Земельный кодекс нужно рассматривать как источник экологического права.
Конституция РФ внесла ряд существенных изменений в статьи Земельного кодекса, регламентирующих куплю—продажу земель и совершение других земельных сделок. Поэтому Указом Президента РФ «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ» из 127 статей кодекса 48 были отменены. Принято решение о подготовке нового Земельного кодекса, который учитывал бы эти изменения.
Отход от административного метода регулирования характерен и для других актов природоресурсного законодательства. Вместе с тем в ряде законов наблюдается тенденция к укреплению административно-правового метода регулирования за счет сокращения норм экологической защиты.
Цель правового регулирования использования недр как объекта государственной собственности состоит, согласно содержанию закона, в решении трех проблем: установление строгой системы лицензирования на использование недр; введение оплаты за использование недр; распределение доли доходов, получаемых от использования недр, добычи ископаемых, захоронения вредных веществ.
Несмотря на то, что недра являются природным объектом, составной частью окружающей природной среды, охраняемой государством, в Закон не включены нормы собственно эколого-правового содержания. Следовательно, говорить о Законе о недрах как об источнике экологического права можно только в самом общем виде.
Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся также и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Основы лесного законодательства, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира и др. В них содержатся и административные, и эколого-правовые нормы. Некоторые из них устарели и требуют доработки с учетом рыночных отношений, так как были приняты правительством России в условиях социалистических отношений.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Постановления правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы.
К 1группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений.
2 группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля. Например, Положение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.
3 группа постановлений Правительства РФ включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.
Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.
Так, Минприроды России издает нормативные приказы, инструкции и положения по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Госкомсанэпиднадзор РФ наделен правом утверждения санитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей среды — воздуха, водных источников, почв — от загрязнения.
Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации, и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Закон об окружающей природной среде (ст. 25, 27 и др.) устанавливает юридическую обязанность их исполнения, что и придает таким нормам юридический характер. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом, по недрам — Законом о недрах, водопользованию — Водным кодексом, по использованию животного мира — Законом о животном мире, по окружающей природной среде — Законом об охране окружающей природной среды. В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает твердое правило: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельности предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.
Подводя итоги рассмотрения данной темы, следует отметить, что развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием ее ресурсов. Меняется техника, технология, условия жизни человека, требующие новых законов по охране природы. Поэтому развитие эколого-правовых норм — процесс непрерывный и неизбежный.