Федеральное агентство по образованию
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП)
Северный филиал
УТВЕРЖДАЮ
Директор СФ РГУИТП
____________В.В.Сокол
«____»__________2009г.
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Дисциплина для студентов
специальности 220501 – «Управление качеством»
Рабочая программа
СОГЛАСОВАНО Разработал
Зав.кафедрой Доцент СФ РГУИТП
«Менеджмент качества» __________В.А.Исаев
РГУИТП «____»________2009г.
____________В.Н.Строителев
«____»_______2009г.
Принято на заседании УМК
СФ РГУИТП
«____»________2009г.
Великий Новгород
2009
Цели и задачи дисциплины
Целью преподавания дисциплины «Введение в специальность» является получение студентами знаний об объективных тенденциях и закономерностях становления и развития предметной области «Управление качеством», а также формирование представления о профессиональной деятельности инженера-менеджера в сфере качества.
|
|
Актуальность изучения дисциплины диктуется потребностями рыночной экономики, в условиях которой успешная деятельность предприятий основывается на конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основу конкурентоспособности продукции составляет ее качество, стабильность которого достигается путем внедрения на предприятиях систем качества и подтверждается сертификацией продукции и систем качества.
Задачи дисциплины:
· ознакомить с основными положениями государственного образовательного стандарта (ГОС) по направлению 657000 «Управление качеством» и основной образовательной программы (ООП) по специальности 220501 «Управление качеством»;
· изучить смысл и содержание основных терминов в области качества;
· дать представление о современной практике отношений поставщиков и заказчиков в области качества и основными нормативными документами по правовым вопросам в области качества;
· изучить элементы международной стандартизации в области качества и сертификации;
· ознакомить студентов с основными достижениями теории и практики менеджмента качества, показать необходимость использования этих достижений во всех сферах деятельности фирм независимо от их отраслевой принадлежности;
· представить информационное обеспечение по дисциплинам специальности (монографии, журналы, ресурсы Интернет).
Требования к уровню освоения содержания
|
|
В результате изучения дисциплины студенты должны понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.
Базовые знания в области качества, полученные при изучении данной дисциплины, используются при освоении дисциплин ГОС по специальности 220501: «Основы обеспечения качества», «Всеобщее управление качеством», «Средства и методы управления качеством», «Аудит качества», «Сертификация систем качества».
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
2 | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 86 | 86 |
Аудиторные занятия | 51 | 51 |
Лекции | 34 | 34 |
Семинары (С) | 17 | 17 |
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
Самостоятельная работа | 35 | 35 |
Курсовой проект (работа) | - | - |
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | зачет |
Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции | Семинары |
1 | Предмет и задачи дисциплины. Образ качества и его слагаемые. | 2 | 1 |
2 | Системы подготовки специалистов в области качества | 2 | 1 |
3 | Качество как объект управления. Принципы менеджмента качества | 4 | 2 |
4 | Отечественный и зарубежный опыт в области качества. Эволюция подходов к менеджменту качества | 6 | 3 |
5 | Системы управления качеством | 4 | 2 |
6 | Методы управления качеством | 4 | 2 |
7 | Нормативно–правовая база обеспечения качества | 6 | 3 |
8 | Модели Премий в области качества | 4 | 2 |
9 | Экономика управления качеством | 2 | 1 |
Всего часов: | 34 | 17 |
Содержание разделов дисциплины
Предмет и содержание дисциплины.
Место дисциплины в учебном процессе по специальности 220501 «Управление качеством». Рейтинги потребительских требований к знаниям в области качества.
Образ качества и его слагаемые. Цель качества. Качество как элемент политики государства. Организации России
в области обеспечения качества товаров и услуг. Всероссийская организация качества.
Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг. Проблемы качества. Качество и конкурентоспособность. Постановление Правительства РФ №113 от 02.02.98г. «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем качества продукции и услуг».
Краткая характеристика сериальных изданий: «Европейское качество», «Методы менеджмента качества», «Стандарты и качество», «Качество, инновации, образование».
Системы подготовки специалистов в области качества
Государственный образовательный стандарт (ГОС) по направлению 657000 «Управление качеством». Определение объекта профессиональной деятельности выпускника по специальности «Управление качеством».
Инженеры и менеджеры по качеству, их роль, функциональные требования и положение в организации. Основная образовательная программа (ООП) по специальности 220501 «Управление качеством».
О становлении многоуровневой системы обучения качеству в России. Российская Система сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством (Система «Качество»).
Единая согласованная система Европейской организации по качеству (ЕОК) для регистрации/сертификации специалистов в области качества, менеджеров систем качества и аудиторов качества.
Ресурсы Интернет (www.stq.ru, www.mirq.ru, www.centerprioritet.ru, www.quality21.ru, www.iteam.ru, www.trim.ru, www.standard.ru, www.standart1.ru, www.vniis.ru, www.aup.ru, www.deming.ru, www.tqm.spb.ru, www.rustest.spb.ru, www.mibif.ru, www.qualitydigest.com, www.efqm-rus.ru, www.efqm.org, www.nesq.ru, www.orientsoft.by, …).
Качество как объект управления. Принципы менеджмента качества
Терминология в области качества. Международный стандарт ISO 9000:2005 – основной нормативный документ по терминологии в области качества. Содержание качества. Многоаспектность качества. Определение качества жизни.
|
|
Термины относящиеся к оценке качества. Основные понятия квалиметрии. Оценка и измерение качества.
Термины относящиеся к организации в области качества. Основные понятия и категории управления. Понятие менеджмента и менеджмента качества. Принципы менеджмента качества.