Качество как объект управления. Принципы менеджмента качества

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП)

Северный филиал

УТВЕРЖДАЮ

Директор СФ РГУИТП

____________В.В.Сокол

«____»__________2009г.

 

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Дисциплина для студентов

 специальности 220501 – «Управление качеством»

Рабочая программа

СОГЛАСОВАНО                               Разработал

 

Зав.кафедрой                              Доцент СФ РГУИТП

«Менеджмент качества»                      __________В.А.Исаев

РГУИТП                                      «____»________2009г.

____________В.Н.Строителев

«____»_______2009г.

 

                        Принято на заседании УМК

                        СФ РГУИТП

                        «____»________2009г.

 

 

Великий Новгород

2009



Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины «Введение в специальность» является получение студентами знаний об объективных тенденциях и закономерностях становления и развития предметной области «Управление качеством», а также формирование представления о профессиональной деятельности инженера-менеджера в сфере качества.

Актуальность изучения дисциплины диктуется потребностями рыночной экономики, в условиях которой успешная деятельность предприятий основывается на конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основу конкурентоспособности продукции составляет ее качество, стабильность которого достигается путем внедрения на предприятиях систем качества и подтверждается сертификацией продукции и систем качества.

Задачи дисциплины:

· ознакомить с основными положениями государственного образовательного стандарта (ГОС) по направлению 657000 «Управление качеством» и основной образовательной программы (ООП) по специальности 220501 «Управление качеством»;

· изучить смысл и содержание основных терминов в области качества;

· дать представление о современной практике отношений поставщиков и заказчиков в области качества и основными нормативными документами по правовым вопросам в области качества;

· изучить элементы международной стандартизации в области качества и сертификации;

· ознакомить студентов с основными достижениями теории и практики менеджмента качества, показать необходимость использования этих достижений во всех сферах деятельности фирм независимо от их отраслевой принадлежности;

· представить информационное обеспечение по дисциплинам специальности (монографии, журналы, ресурсы Интернет).

 

Требования к уровню освоения содержания

В результате изучения дисциплины студенты должны понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.

Базовые знания в области качества, полученные при изучении данной дисциплины, используются при освоении дисциплин ГОС по специальности 220501: «Основы обеспечения качества», «Всеобщее управление качеством», «Средства и методы управления качеством», «Аудит качества», «Сертификация систем качества».



Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестры
    2
Общая трудоемкость дисциплины 86 86
Аудиторные занятия 51 51
Лекции 34 34
Семинары (С) 17 17
Лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа 35 35
Курсовой проект (работа) - -
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)   зачет

Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Раздел дисциплины Лекции Семинары
1 Предмет и задачи дисциплины. Образ качества и его слагаемые. 2 1
2 Системы подготовки специалистов в области качества 2 1
3 Качество как объект управления. Принципы менеджмента качества 4 2
4 Отечественный и зарубежный опыт в области качества. Эволюция подходов к менеджменту качества 6 3
5 Системы управления качеством 4 2
6 Методы управления качеством 4 2
7 Нормативно–правовая база обеспечения качества 6 3
8 Модели Премий в области качества 4 2
9 Экономика управления качеством 2 1

Всего часов:

34 17

Содержание разделов дисциплины

Предмет и содержание дисциплины.

Место дисциплины в учебном процессе по специальности 220501 «Управление качеством». Рейтинги потребительских требований к знаниям в области качества.

Образ качества и его слагаемые. Цель качества. Качество как элемент политики государства. Организации России
 в области обеспечения качества товаров и услуг. Всероссийская организация качества.

 Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг. Проблемы качества. Качество и конкурентоспособность. Постановление Правительства РФ №113 от 02.02.98г. «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем качества продукции и услуг».

Краткая характеристика сериальных изданий: «Европейское качество», «Методы менеджмента качества», «Стандарты и качество», «Качество, инновации, образование».

 


Системы подготовки специалистов в области качества

 

Государственный образовательный стандарт (ГОС) по направлению 657000 «Управление качеством». Определение объекта профессиональной деятельности выпускника по специальности «Управление качеством».

Инженеры и менеджеры по качеству, их роль, функциональные требования и положение в организации. Основная образовательная программа (ООП) по специальности 220501 «Управление качеством».

О становлении многоуровневой системы обучения качеству в России. Российская Система сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством (Система «Качество»).

Единая согласованная система Европейской организации по качеству (ЕОК) для регистрации/сертификации специалистов в области качества, менеджеров систем качества и аудиторов качества.

Ресурсы Интернет (www.stq.ru, www.mirq.ru, www.centerprioritet.ru, www.quality21.ru, www.iteam.ru, www.trim.ru, www.standard.ru, www.standart1.ru, www.vniis.ru, www.aup.ru, www.deming.ru, www.tqm.spb.ru, www.rustest.spb.ru, www.mibif.ru, www.qualitydigest.com, www.efqm-rus.ru,  www.efqm.org, www.nesq.ru,  www.orientsoft.by, …).

 

 

Качество как объект управления. Принципы менеджмента качества

 

Терминология в области качества. Международный стандарт ISO 9000:2005 – основной нормативный документ по терминологии в области качества. Содержание качества. Многоаспектность качества. Определение качества жизни.

Термины относящиеся к оценке качества. Основные понятия квалиметрии. Оценка и измерение качества.

Термины относящиеся к организации в области качества. Основные понятия и категории управления. Понятие менеджмента и менеджмента качества. Принципы менеджмента качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: