Религия восточных славян. Крещение Руси

Происхождение восточных славян.

Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры древние славяне заселили земли от Эльбы и Одера на Западе до Верхнего Приднепровья и Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.

Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных наций. Западных славян (поляки, чехи, словаки). Южных славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). Восточных славян (русские, белорусы, украинцы).

 

Образование древнерусского государства. Норманнская теория.

Норманнская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка — Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Приглашенные работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Немецкие ученые утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов. У норманнской теории есть как сторонники, так и противники. Горячим противником норманнской теории был великий русский ученый Ломоносов. Противники норманнской теории утверждают: не следует забывать, что призвание варягов- это легенда. Вопрос о том, кем были первые русские князья, откуда пришли и как, до сих пор остается нерешены

 

4. Деятельность первых древнерусских князей (правление Владимира Ι. Ярослава Мудрого. Владимира ΙΙ Мономаха).

Владимир I Святой (?—1015 гг.) — великий князь киевский с 980 г., младший сын Святослава. При Владимире I (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Покорил радимичей и ятвягов, воевал с печенегами, Волжской Булгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи на южных и юго-западных границах. Около 988 г. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах князя называли Красным Солнышком. Канонизирован Русской православной церковью. Ярослав Мудрый (ок. 978—1054 гг.) — великий князь киевский (с 1019 г.), сын Владимира I. Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство в 1026 г. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь вновь объединилась. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем составлен общерусский свод законов Русская Правда. При Ярославе Мудром древнерусское гос-во достигло наивысшего могущества. Он разгромил печенегов, отстроил Киев. Ярослав поставил русские митрополиты Киевского монаха Иллариона. Устранив таким образом церковную зависимость от Византии. Владимир Мономах (1053—1125 гг.) — князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий князь киевский (с 1113 г.). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Призван киевскими боярами во время восстания. Боролся против княжеских междоусобиц. Разработал «Устав», ограничивавший произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси.При Владимире Мономахе монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Владимир Мономах вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

 

Религия восточных славян. Крещение Руси.

Восточные славяне воспринимали мир на основе парных понятий - благоприятное и враждебное.Языческая ментальность пронизывала всю систему культуры восточных славян. Это проявилось в ритуальных плясках, игрищах, жертвоприношениях, специфике ремесленных изделий. Восточными славянами был создан единый пантеон языческих богов - богу-отцу соответствовал Стрибог, богу- сыну - Даждьбог, Богородице - Мокош. Основными божествами считались Перун (покровитель плодородия и жизненных сил) и крылатый Семаргл, которые являлись посредниками между небом и землей. В условиях «многобожья» встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, так как другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство. Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками многих религий. Веру иудеев князь Владимир отверг по причине потери ими своей земли, а ислам - за строгие ограничения в еде и питье. Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов и обрядов по византийскому канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный выбор повлияли и давние связи с Византией. В 988 г. Владимир (в народе Красно Солнышко) принял христианство в православном его варианте. Христианство было распространено на Руси задолго до его официального принятия. Первыми православными были княгиня Ольга и князь Ярополк. Однако процесс христианизации был долгим, так как население неохотно расставалось с язычеством. Принятие православия определило новую историческую судьбу российского государства, положило конец языческому варварству и позволило российскому обществу на равных войти в семью христианских народов Европы.

 

6. Русские княжества в период феодальной раздробленности.

Период феодальной раздробленности охватывает XII–XV века. Если в XII веке насчитывалось 15 княжеств, то в конце XIV века – 250. Киев стал первым среди равных княжеств-государств. Вскоре другие земли догнали и даже опередили его в своем развитии. Сложились, таким образом, полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, границы которых сформировались в рамках Киевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии.Титулом великого князя величали теперь не только киевских, но и князей других русских земель. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их полной разобщенности. Об этом свидетельствуют единая религия и церковная организация, единый язык, действовавшие во всех землях правовые нормы «Русской Правды», осознание людьми общей исторической судьбы.

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское; Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия — одна из ветвей Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами. Междоусобицы как внутри отдельных ветвей князей Рюрикова дома, так и между отдельными землями во многом определяют политическую историю периода удельной раздробленности.

Начало периода раздробленности (и политической, и феодальной) следует считать с 1132 г. Однако готова Русь к распаду была уже давно, не случайно В. О. Ключевский определяет начало “удельного периода”, т.е. период самостоятельности русских княжеств, не с 1132 г., а с 1054 г., когда по завещанию Ярослава Мудрого Русь была поделена между его детьми. С 1132 г. князья перестали считаться с великим князем киевским как с главой древнерусского государства. В XII веке Киевское княжество утрачивает значение политического центра Руси. С одной стороны, киевский князь стал первым среди равных. Вскоре некоторые русские земли догнали и даже опередили его в своем развитии. С другой стороны, Киев оставался “яблоком раздора” (шутили, что не было ни одного князя на Руси, не стремившегося “посидеть” в Киеве).

 

7. Культура и быт Древней Руси.

Культура — совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Древнерусская культура была подчинена единому стилю — стилю, господствовавшему в Византии и в странах ее культурного влияния. На Руси развивается монументальное каменное зодчество. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X века. Спасо- Преображенский собор в Чернигове, Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке отличаются от византийских сохранностью традиций русского деревянного строительства дохристианской эпохи: многокупольностью, шлемовидными купола ми и др. Из Византии на Русь пришли и новые для нее виды монументальной живописи — мозаика, фреска и иконопись. Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменной культуры, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и других городах. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и межславянский литературный язык — старославянский. Сформировался древнерусский литературный язык — язык деловой письменности, исторической и повествовательной литературы. На нем написаны русские летописи, «Русская Правда», «Слово о полку Игореве», «Поучения» Владимира Мономаха и другие литературные памятники. По инициативе Ярослава Мудрого создается летописный свод 1093 года. Правомерно рассматривается как введение в русскую историю, как энциклопедия древнерусской жизни IX—XII веков, «Повесть временных лет». Специально для князя Святослава Ярославича были написаны дошедшие с XI века до нашего времени «Изборники», которые содержали рассуждения о некоторых философских категориях: сущности, случайного, рода, вида, количества, качества и т. д. Русь была знакома и с трудами юго-западных, восточных авторов. В 1Х-Х веках насчитывалось 25 городов, в XI веке — 89, к концу XII века — 224. В городах трудились ремесленники различных специальностей (до 70). Большие успехи были достигнуты в выплавке и обработке металлов. Высоко ценились кольчуги, русские мечи, ювелирные украшения. Развивалось школьное образование. Школы для детей бояр создавались при Владимире. Ярослав Мудрый открыл школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. В школах подготовки к государственной и церковной деятельности наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, географические и естественные науки. Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны (по торговым путям жили значительно лучше), городов и деревни, верхушки и основного населения. Одежда знати по покрою (рубахи, юбки, штаны, свитки и плащи) походила на крестьянскую, но была, конечно, иного качества, с дорогой отделкой. В богатых усадьбах имелись терема, хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Были и каменные княжеские дворцы. Крестьяне жили в небольших домах: на юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные, а на севере и по лесам строились срубные наземные постройки, с деревянными полами. Печи топились по-черному. Основу внутреннего убранства составляли лари и лавки. Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Организовывались и общинные пиры (братчины). Повседневная жизнь славян широко отражалась в фольклорном творчестве (песни, сказки, былины, пословицы, загадки)

 

8. Борьба Руси с монгольскими завоевателями и крестоносцами в ΧΙΙΙ в.

В начале ХШ в. в Центральной Азии на территории от Байкала и верховьев Енисея и Иртыша на севере до южных районов пустыни Гоби и Великой Китайской стены образовалось Монгольское государство. По имени одного из племен, кочевавшего вблизи озера Буирнур в Монголии, эти народы называли также татарами. Впоследствии все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо- татарами. Разгром Средней Азии. Свои походы монголы начали с завоевания земель соседей — бурят, эвенков, якутов, уйгуров, енисейских киргизов (к 1211 г.). Затем они вторглись в Китай и в 1215г. взяли Пекин. Спустя три года была завоевана Корея. Разгромив Китай (окончательно завоеван в 1279г.), монголы значительно усилили свой военный потенциал. На вооружение были взяты огнеметные, стенобитные, камнеметные орудия, средства передвижения.

Летом 1219г. почти 200-тысячное монгольское войско во главе с Чингисханом начало завоевание Средней Азии.Основная сила монголов с награбленной добычей возвратилась из Средней Азии в Монголию. 30-тысячная армия под командованием лучших монгольских военачальников Джебе и Субедея отправилась в дальний разведывательный поход через Иран и Закавказье, на Запад. Разбив объединенные армяно-грузинские войска и нанеся огромный ущерб экономике Закавказья, захватчики, однако, вынуждены были покинуть территорию Грузии, Армении и Азербайджана, так как встретили сильное сопротивление населения. 31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное военное выступление русских князей накануне нашествия Батыя.Поражения, равного битве на реке Калке, Русь еще не знала.В 1235 г. На курултае в Каракоруме было решено начать новый поход на Европу, и во главе армии был поставлен внук Чингисхана – Батый (Бату). В 1236г. Орды Батыя разгромили Волжскую Болгарию, подчинили башкир, марийцев, половцев. В декабре 1237г. Огромное войско вступило в пределы Рязанского княжества. После 5 дней осады Рязань была взята, а жители перебиты. Затем монголо – татары уничтожили и разорили города Северо-Восточной Руси - Москву, Коломну,

Владимир. В течении февраля 1238г. Были взяты 14 городов, среди них Ярославль, Тверь. В марте 1238г. Полчища Батыя у реки Сить разгромили рать Владимирского князя Юрия. Сам князь погиб, вся Ростово – Суздальская земля была разорена. Осенью 1240г. Монголо – татары начали нашествие на Южную Русь и Восточную Европу. Они захватили Переяславль, Чернигов, пал Киев. Южно Русские земли подверглись страшному разорению. Уцелели только Псковские, Минские, Смоленские и Новгородские земли. В 1241г. Батый вторгся в Польшу, Чехию, Венгрию. Однако летом 1242г. Он внезапно прервал поход и возвратился в Поволжье. Вернувшись из Европы, Батый в 1243г. Образовал на нижней Волге одно из крупнейших государств средневековья Золотую Орду. Столицей гос-ва стал город Сарай - Бату. Единство орды держалось на системе жестокого террора. Несмотря на длительный и разорительный характер монголо-татарского нашествия, Русь сохранила свою государственность, не была ассимилирована завоевателями. Но она на долгое время оказалась в политической и экономической зависимости от ордынских хан. Восточно - Европейские земли издавна привлекали внимание немецких феодалов выгодным географическим положением и своими богатствами. Первыми попытались воспользоваться ослаблением Руси во время монголо-татарского нашествия шведы. Под угрозой захвата оказался Новгород.15 июля 1240г. Произошла Невская битва в результате которого шведы были полностью разгромлены. Русские войска одержали блестящую победу. Но вскоре на Северо-Западе Руси появились немецкие и датские рыцари-крестоносцы. Они овладели важной Псковской крепостью Изборск, а затем захватили и Псков. В конце марта 1242г. Невский получил от разведки известие, что на него надвигаются силы Ливонского ордена. Князь стянул свои силы к Чудскому озеру и начал оппозицию на льду, так как лед затруднял маневрирование рыцарской конницы. Немцы намеревались ударом в центр расчленить войска князя и уничтожить их по частям. Битва состоялась 5 апреля 1242г. и развивалась согласно плану Александра. Немцы врезались в центр русских, но были зажаты фланговыми войсками князя и окружены конницей. Под тяжестью рыцарей лед начал ломаться, многие утонули, другие стали отступать. Битва получила название «Ледовое побоище».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: