Повышение эффективности управления государственной собственностью г. Санкт-Петербурга

Оценка эффективности управления государственной собственностью необходима как государственным органам власти для усовершенствования управленческого процесса, так и для общества, которому она даст возможность контролировать качество деятельности государственных институтов.

Государственная собственность, как и частная - важный элемент экономических отношений и в процессе преобразования Санкт-Петербург образовал огромный многоотраслевой имущественный комплекс, который включает в себя жилые и нежилые помещения, землю, транспорт, природные объекты, оборудование и др. В большинстве своем государственное имущество представлено объектами жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры. На этой базе и осуществляется фактически весь объем социальных услуг населению. Так например, в Санкт-Петербурге более 90% школьников обучаются в общеобразовательных школах, в которых также работает более 90% учителей.

Бюджет города несет большие расходы по содержанию, а также развитию объектов государственной собственности в социальных отраслях. Большая часть бюджетных ассигнований на развитие социальной сферы направляется на капитальные вложения - т.е. реконструкцию, капитальный ремонт и строительство социальных объектов.

Доходы, полученные от эффективного использования государственного имущества - один из важнейших источников доходов в региональном бюджете. Постоянные и стабильные доходы от его использования вносят значительный вклад в инвестиционные процессы региона и решение социальных задач.

 

Таблица1.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности Санкт-Петербурга

  2011 г.

2012 г.

2013 г. 2014 г.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (тыс. руб.) 25 041 215,3

21 368 486,6

15 689 215,0 14 432 867,9
Общая сумма доходной части бюджета Санкт-Петербурга 294 304 383,0

329 076703,2

380 864 370,8 368 133 048,0
В% от общей суммы доходной части бюджета Санкт-Петербурга 8,5

6,5

4,1 3,9
       
           

Большие масштабы государственного имущества и его социальная важность в экономике региона повышает значимость управленческих решений, требуют постановки четко обозначенных долгосрочных целей, оценки состояния и перспектив развития имущественного комплекса, находящегося в государственной собственности региона.

На уровне региона целью управления государственным имуществом является баланс между доходностью имущественного комплекса региона и его способностью обеспечить решение различных социальных задач. Обеспечение этого баланса - это непрерывный процесс, а не сиюминутный результат. Он включает в себя совокупность последовательный управленческих действий со стороны исполнительной и законодательной власти.

Необходимо чтобы управленческий процесс охватывал все стадии жизненного цикла имущества - создание или приобретение объекта, его использование в различных целях, и наконец отчуждение (приватизация) передача иным собственникам.

Рассмотрим подробнее логику и последовательность действий региональных властей, которые могут, обеспечить поддержание баланса коммерческой доходности и социальной результативности при использовании государственного имущества. Прежде всего, необходимо определить потребность (объемы) развития государственных имущественных комплексов в различных отраслях региональной экономики. Для этого целесообразно анализировать удельный вес предприятий госсектора в различных отраслях регионального хозяйства, оценивать мощности существующей сети объектов социальной сферы, транспорта, инфраструктуры, определять их реальные возможности по обеспечению социальных стандартов предоставления населению тех или иных видов услуг.

Затем, когда становится ясно какой объем (количество объектов) государственного имущества должен быть создан, проводится работа по оценке необходимых финансовых и материальных ресурсов для этих целей. Расчеты могут быть проведены, исходя из действующих и прогнозируемых расценок на строительно-монтажные работы, строительные материалы и т.д. На этой же стадии важно оценить источники поступления ресурсов, необходимые для создания новых объектов госсобственности. Ими могут быть средства регионального бюджета, средства, выделяемые в рамках федеральных программ и проектов, доходы от коммерциализации имущественных прав государства, заемные средства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: