Смысл заглавия романа

Роман «Преступление и наказание» Достоевского

Своеобразие романа Достоевского.

Достоевский был мастером острого сюжета, способного держать читателя в напряжении на протяжении всего романа. Писатель сумел соединить в своем произведении детективный сюжет с тончайшим психологическим анализом.

В романе около 90 персонажей, из них около 10 - центральные, которые влияют на ход романа.

Действие развивается стремительно. От посещения старрухидо явки с повинной проходит всего 14 дней. Спустя полтора года после убийства - эпилог. За полгода до убийства Раскольников пишет статью, а через три месяца после статьи закладывает колечко.

Роман состоит из шести глав и имеет две кульминации - Преступление и Наказание. В эпилоге рассказывается о пути возрождения героя.

Идея, которую проповедует Достоевский в романе “Преступление и наказание”, в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью — “призвать Русь к топору”. Достоевский первый в мировой литературе показал глубочайшую гибельность индивидуалистических идей “сильной личности”, понял их антиобщественный, бесчеловечный характер.

Для самого Достоевского в понятии “Бог” слиты представления о высших началах бытия: вечной красоте, справедливости, любви. И герой Достоевского приходит к выводу, что Бог — воплощение гуманности, способности служить несчастным, падшим. Раскольников обращает свой взор к каторжанам, которые рядом с ним, и понимает, что он им нужен: осужденные, отверженные ждут его помощи. Это первый проблеск счастья и душевного очищения героя.

Достоевский приводит своего героя к мысли о необходимости жить и утверждать себя в жизни не через человеконенавистничество, а через любовь и доброту, через служение людям. Сложен и мучителен путь Раскольникова к познанию смысла жизни: от преступления до сострадания и любви к тем самым людям, которых хотел презирать, считать ниже себя.

Смысл заглавия романа.

 

Любопытно, что название романа "Преступление и наказание" появилось далеко не сразу. В рукописях Достоевского за 1865 г. новый роман еще носил "рабочие" названия "Под судом" и "Рассказ преступника". Окончательный вариант названия появился ближе к концу работы над романом.

В чем смысл и суть названия романа "Преступление и наказание"?

Во-первых, в своем романе Достоевский поднимает вопрос о проблемах уголовного наказания, о том, что юридическое наказание не всегда пугает преступников. Эту тему писатель так же затрагивает в романе "Идиот" в лице нигилиста Ипполита.

Во-вторых, название романа можно трактовать еще и таким образом: наказание за преступление неизбежно в том или ином виде. Вслед за преступлением всегда наступает наказание. В названии романа присутствуют оба слова - и преступление, и наказание.

В-третьих, название романа "Преступление и наказание" можно трактовать шире, чем просто юридическое наказание и каторга. Самое главное наказание Раскольникова настигает сразу после преступления: молодой человек понимает, что сломал жизнь не только своим жертвам, но и самому себе и своей семье.

 


 

Теория Раскольникова и ее крах.

“Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и, если будешь разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время”, — писал Ф.М. Достоевский. Сам он посвятил разгадыванию этой тайны всю жизнь, все свое творчество.

Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” — один из величайших философско-психологических романов. Автор поведал нам о нравственных потрясениях и дерзаниях, которые не могут не волновать читателя любой эпохи.

Однако в центре внимания писателя -  страшная действительность России середины XIXвека, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности, задыхающейся от бедности и сознания собственного бессилия и бунтующей. Писатель проникает в глубины человеческого духа, напряженные раздумья о смысле и законах бытия.

Роман “Преступление и наказание” вышел в 1866 году. Это была эпоха, когда старые нравственные законы были обществом отвергнуты, а новые еще не были выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери.

Роман Достоевского - это роман о преступлении, но по жанру это не “детектив” и не “криминальный роман”. Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же такой человек пошел на преступление? Причины этого явления неоднозначны.

Раскольников — не заурядный убийца, а честный и одаренный молодой человек с философским складом ума, увлеченный ложной теорией на преступный путь. Бедность Раскольникова унижает его гордость. В начале романа Раскольников выходит не из комнаты, а из “каморки”, которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивая крайнюю нищету обитателя: “...он был задавлен бедностью”. В полицейском участке Раскольников признается: “Я бедный и больной студент, удрученный бедностью...”

Вот как писатель характеризует внутренний склад личности Раскольникова: “...угрюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце... Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без некоторого права на то”. Позже, когда уже будет совершено убийство, характеристика героя пополнится, чтобы дать читателю понять, почему оно совершено: “...бедный студент, изуродованный нищетой и ипохондрией, накануне жестокой болезни с бредом, уже, может быть, начинавшейся в нем, мнительный, самолюбивый, знающий себе цену... в рубище и в сапогах без подметок, — стоит перед какими-то кварташками и терпит их надругательства, а тут неожиданный долг перед носом, просроченный вексель...” Здесь на первое место выдвинуты те причины, которые вызваны социальным положением бедного студента.

А то, что происходит в душе героя, его болезненные переживания автор раскрывает перед читателем, описывая сны Раскольникова. Сон перед убийством сгущает краски, появляются мрачные детали. Раскольников видит себя ребенком и становится свидетелем избиения загнанной лошади, которую в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Мальчик очень сильно переживает эту смерть.

Сон героя многозначен. Во-первых, в нем выражен протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя. Во-вторых, сон — символ существующих порядков. Несправедлива жизнь, груба, жестока: ее хозяева-седоки едут, погоняя несчастных, забитых кляч, издеваются над ними, а если захотят, то могут и убить. В-третьих, сон героя — это своеобразный пролог к последующему повествованию. Возникает аналогия с поведением свидригайловых и лужиных, которым все дозволено в этой жизни, они ее распорядители. И бессильны попытки обездоленных людей (Мармеладовых, Раскольниковых и других) найти в этом страшном мире справедливость.

 Не случайно с заезженной клячей сравнивает себя Катерина Ивановна Мармеладова, замученная, раздавленная нищетой. Спился с горя ее муж. На панели ее дочь Соня.

Есть и еще одно, может быть, самое главное значение сна — внутреннее отношение Раскольникова к преступлению. Ужасная сцена, пролитая кровь связаны в сознании Раскольникова с задуманным убийством. Проснувшись, потрясенный Родион сразу вспоминает о том, что он задумал сделать, — о предстоящем убийстве старухи-процентщицы: “Боже! — воскликнул он, — да неужели ж... я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой теплой крови... Господи, неужели?” Вот и начало “переживаемой идеи”. Пока она осваивалась логически — страха не было. Но вот вступили в свои права чувства героя. Человеческая природа бунтует, и появляется признание: “...ведь я же знал, что я этого не вынесу... не вытерплю... это подло, гадко, низко... ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило...”

Но, обдумывая этот сон, Раскольников яснее представляет себе мотивы убийства. Во-первых, растет ненависть к мучителям “клячонки”, а во-вторых, крепнет желание подняться до положения судьи, “иметь право” покарать зарвавшихся “хозяев”. Однако Раскольников не учел одного — неспособности доброго и честного человека пролить кровь. Ещеникого не убив, он понимает обреченность кровавой идеи.

Страшное решение тем не менее продолжает зреть в душе Родиона. Услышанный в трактире разговор студента с офицером об убийстве старухи ради денег, на которые можно сделать “тысячу добрых дел и начинаний... За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!..” Очень важной для Родиона оказалась фраза о множественности страдающих.

С этого-то времени смутные представления Раскольникова об убийстве формулируются в теорию о делении людей на избранных, высоко стоящих над рядовыми людьми, которые безропотно подчиняются сильным личностям. Поэтому Раскольникову близок Наполеон. Мерилом всех ценностей для Раскольникова становится собственное “я”. Позже он будет утверждать, что “необыкновенная” личность “имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует”. Разрешение “на кровь по совести”, но ради “разрушения настоящего во имя лучшего” определяет позицию Раскольникова.

Раскольников - герой-идеолог, то есть герой, подверженный влиянию какой-либо идеи (в данном случае - идеи Ницше о сверхчеловеке) и действующий под влиянием этой идеи.

Родион рассуждает над вопросами бытияи приходит к выводу о том, что исторический прогресс осуществляется на человеческих страданиях.

Суть теории Раскольникова: одним людям дано право вершить историю, а здесь жертвы неизбежны.

Раскольникову самому захотелось стать великим, стать избранным, вершить историю. В свете этого убийство становится своеобразной самопроверкой, подтвердившей, что в этом мире можно действовать, не выбирая средств.

Теория Раскольникова носит антигуманистический характер, так как оправдывает беззакония. Это роднит ее с фашизмом и нацизмом.

Достоевский доказывает, сколь чудовищно это мировоззрение, ибо оно ведет к разобщенности между людьми, делает человека беспомощным перед злом, превращает его в раба собственных страстей и тем самым разрушает его.

Мир, построенный на этих принципах, — это мир произвола, где рушатся все общечеловеческие ценности и люди перестают понимать друг друга, где у каждого своя правда, свое право и каждый верит, что его правда истинна, где стирается грань между добром и злом. Это путь к гибели рода человеческого.

Идея Раскольникова ужасна. Она делит людей на “высших” и “низших”, на “право имеющих” и “тварь дрожащую”, на людей и нелюдей. Эта идея антигуманна: она освобождает людей от моральных обязательств. Раскольников убивает не только старуху-процентщицу, но и беззащитную Лизавету. Он губит свою мать, да и себя самого.

После убийства началась новая полоса внутреннего бытия Раскольникова. Произошел перелом в его сознании. Будто пропасть разверзлась между ним и людьми — такое одиночество, такое отчуждение, такую безысходную тоску почувствовал он: “С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, новое... никогда не бывалое”. “Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту”.

Раскольников не может жить по-старому. Содеянное стало непреодолимой преградой между ним и всеми окружающими. В горестном одиночестве начинается мучительное осмысление того, что он совершил. И боли, страданию нет конца. Он не может себе простить, что из эгоистического стремления утвердить свою силу совершил безумный поступок: “...надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею”.

Страдальчески он приходит к переосмыслению нравственных ценностей: “Разве я старушонку убил? Я себя убил”. Нравственные муки Раскольникова усугубляются тем, что следователь Порфирий Петрович догадывается о его преступлении, и поэтому встречи с ним — новый этап самопроверки Родиона, источник дальнейшего преображения.

“Страдание — великая вещь”, — говорит Порфирий Петрович. Он советует Родиону обрести новую веру и вернуться к достойной жизни и указывает на единственный путь самоутверждения личности: “Станьте солнцем, вас и увидят”.

 

"Двойники" Раскольникова.

Сюжет романа развивается вокруг заблуждений больной души Раскольникова. Герои же второго плана, не утрачивая своего значения, разъясняют драму в уме Раскольникова. Он, по сути, единственный герой романа, все остальные персонажи - лишь проекции его души.

В "Преступлении и наказании" мы встречаемся с системой двойников Раскольникова. Каждый персонаж так или иначе отражает частичку души Родиона, частичку его личности. Достоевский вводит в роман двойников, чтобы более глубоко раскрыть образ главного героя и показать несостоятельность его теории.

Всего в романе шесть двойников: Разумихин, Лужин, Свидригайлов, Лебезятников, Порфирий Петрович и Соня.

Первым в повествовании появляется Разумихин. По сути, он является антиподом Раскольникова: он деятелен, оптимистичен. Раскольников же "мрачен, надменен и горд", апатичен. Объединяет этих героев их порядочность, человечность, готовность помочь (ведь одним из потивов преступления Родиона было желание помочь бедным на деньги старухи-процентщицы).

Другой двойник Раскольникова - Петр Петрович Лужин - несостоявшийся жених Дуни, эгоцентрист, человек мелочный и подлый. Он любыми способами достигает своей цели и своим примером показывает, чтобы было, если бы теория Раскольникова широко распространилась. Лужин изрек монолог о "целом кафтане", смысло которого является сосредоточение на своих потребностях, а не на благе общества.

Свидригайлов и Раскольников являются двойниками, потому что оба они - преступники. Свидригайлов совершает злодеяния, руководствуясь принципом "единичное зло позволительно, если главная цель хороша". Он не терзается угрызениями совести и не раскаивается Раскольников же сразу после преступления мучается и страдает. Раскольников и Свидригайлов оба совершают благодеяния, Свидригайлов помогает Соне и детям Катерины Ивановны, Раскольников отдает им последние деньги после смерти Мармеладова.

Лебезятников - это жалкая карикатура на прогрессивную молодежь. Он искаженно понимает все теории и проповедует их в таком виде. Сам по себе, Лебезятников "малый с мягким сердцем", он разоблачает Лужина, тогда тот подсунул Соне сто рублей. Это роднит Раскольникова и Лебезятникова.

Порфирий Петрович - гениальный следователь, в юности тоже строил радикальные теории, как и Раскольников, но со временем и жизненным опытом убедился в их ложности. Он не желает Родиону зла, склоняет его к покаянию.

Сонечка и Раскольников - тоже преступники. Мармеладова пошла на преступление ради семьи, Раскольников - ради бедных. Они оба склонны к самопожертвованию и берут страдания на себя.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: