Древний Рим.
Государство
Время основания города Рима - 753 год до н.э.
Объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.
Возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации.
Эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.
Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рексаСервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.
Периоды
Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.
1.Царский период (754/753 – 510/509 до н. э.)
|
|
2.Республика (510/509 – 30/27 год до н.э.)
Ранняя Римская Республика (509 – 265 гг. до н.э.)
Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н.э.)
3.Империя (30/27 г. До н. э.)
Ранняя Римская Империя. Принципат (27/30 г до н. э. – 235 г. н. э.)
Кризис III века (235-284 гг.)
Поздняя Римская империя. Доминат (284-476 гг.)
Государственное устройство Древнего Рима в Период Царей
• Носитель верховной власти – царь.
• В выборах царя участвовали: старейшины, представители родов (сенаторы) и граждане.
• Полномочия царя были велики. Власть его являлась пожизненной (хотя и не наследственной) и слагалась из:
-верховного управления государством: право созывать Сенат и народ, председательствовать на этих собраниях, проводить в них свои законы;
-верховной военной власти: права набирать войско и предводительствовать им на войне, объявлять войну (по решению общины) и заключать мир;
-верховной юрисдикции: права суда и наказания подданных — до смертной казни включительно;
-верховной религиозной власти: как духовный глава и представитель своей общины царь имел право «общаться с божествами» путем определенных обрядов;
• Царю помогали (назначаемые им же) должностные лица, светские и духовные
• Для принятия участия в управлении граждане собирались на народные собрания, комиции.
• В период царей в Риме существовали следующие сословия - патриции, плебеи, клиенты и рабы
Высшими государственными органами являлись:
1.Народные собрания существовали в трех видах:
Центуриатные (Принимали законы, избирали высших должностных лиц, объявляли войны и рассматривали жалобы на приговоры к смертной казни.)
|
|
Трибутные (Избирали низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа.)
Куриатные (Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, а в итоге были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.)
2.Сенат избирался цензорами, составлявшими раз в 5 лет списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты.
3.Магистратурами именовались государственные должности. Существенное отличие римской магистратуры — иерархия должностей.
Власть магистратов:
- Высшая (высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания.)
- Общая (право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.)
• Эпоха римской истории с середины III в. до н.э. до конца I в. до н.э.
• Вся власть сосредоточена в руках – Императора
• Как консул, цензор и трибун народа, император имел возможность:
- принимать активное участие в законодательстве, руководя Сенатом и комициями; но наряду действовали и личные распоряжения императора,(эдикты, декреты, мандаты, конституции и т. п.);
участвовать в судопроизводстве: составлять списки присяжных, руководить процессами, особенно военными и уголовными, причем суд императора являлся высшей инстанцией;
участвовать в выборах магистратов, причем император рекомендовал своих (кандидаты цезаря), что почти уже равнялось назначению, назначал сам некоторых чиновников, особенно наместников в императорских провинциях;
в качестве цензора - составлять списки сословий, особенно Сената, подчиняя его таким образом своему личному влиянию;
осуществлять верховный надзор и руководство во всех государственных делах, внутренних и внешних, заведовать государственным хозяйством и финансами, чеканить монету и т.п.
- также обладал и духовной властью
Органы управления финансами
СЕНАТ (лат. senatus от senex - старый, старец) - в Древнем Риме один из высших государственных органов. Сенат утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов и давал им советы, решал вопросы внешней политики, вел надзор за финансами. Постановления Сената - сенатус-консульты - имели силу закона.
КВЕСТОР - должностное лицо, в руках которого находилось заведывание государственной казной и наблюдение за правильным поступлением приходов и правильным расходованием сумм.
ПРИНЦЕПС (лат. princeps — первый) — первый в списке древнеримских сенаторов (принцепс сената), обычно старейший из бывших цензоров. В эпоху Империи почётное место принцепса после трансформации стало важным атрибутом императорской власти.
ЦЕНЗОР (лат. censor) -римский магистрат, избиравшийся, как правило, каждые пять лет на срок 18 месяцев из числа консуляров (бывших консулов). Основной задачей цензора было проведение ценза(периодическая перепись граждан с оценкой их имущества с целью разделения их на социально-политические, военные и податные разряды).Кроме того, в обязанности цензора входили управление бюджетом (отдача сбора налогов на откуп) и государственным имуществом, надзор за возведением и содержанием храмов, городских стен и т.д.
СПЕКТР ФУНКЦИЙ ЦЕНЗОРОВ ВКЛЮЧАЛ:
• собственно ценз.
• надзор за нравами
• финансовый контроль: отдача на откуп общественных земель, государственных доходов и поземельных податей, а следовательно, и рудников, таможенных пошлин, торговли солью и т. д., а также наблюдение за всеми оплачиваемыми казною вещами и поставками, например за вооружением войск, их перевозкой и др.
|
|
• надзор за сооружением и содержанием общественных зданий и заведений, при котором строительство и ремонт цензоры поручали предлагавшим минимальную плату.
5.Способы аккумулирования необходимых ресурсов:
Римские граждане платили налог за пользование общественной землёй как в денежной, так и в натуральной форме, то есть продуктами. Для военных нужд они платили трибут — на основе списков по трибам.
Провинциалы платили стипендиум — подать, налагаемую сенатом на всю провинцию. Они же платили декуму — поземельную подать в размере 1/10 части земельного продукта.
Помимо прямых налогов практиковались и косвенные, взимавшиеся с предметов потребления. К ним относятся: таможенные пошлины и пошлины за отпускаемых на волю рабов, в размере 5% их стоимости.
Налог на наследство уплачивал наследник при принятии имущества.
В распоряжение казны поступало также имущество осуждённых.
Налоги взимались посредством откупной системы, суть которой состояла в том, что так называемые публиканы (откупщики), объединённые товариществом, заранее вносили в казну определённую сумму денег, а затем взыскивали её с местного населения.
В городах или муниципиях финансовые поступления шли за счёт сдачи городских земель в аренду. Вторым источником были пожертвования местных магистратов, которые немедленно по их избрании производили те или иные затраты в знак признательности за оказанный им почёт.
При императорах из династии Антонинов — Нерве и Траяне учреждается должность городского куратора, обязанного следить за состоянием городских финансов. Правительство стремилось сделать города ответственными за все сборы. К городам ещё в начале империи переходит сбор прямых налогов. В конце концов правительство возлагает материальную ответственность за сбор налогов в данном городе и округе на декурионов, вернее на десять высших членов совета.