Вопрос 12:
Христианская картина мира, отличие от языческих представлений:
• Говорит о единстве человеческого мира
• Единство божественной воли как основание для обустраивания единого миропорядка – в центре божество, и земного и небесного
Григорий Назианзин:
• Нельзя умножать многоначалие, чтобы достичь безначалия.(Греческое равенство, в обществе должна быть иерархия)
• Дуализм человеческого бытия – человек живет как христианской земной жизнью, так и вечной. Разделение власти государственной и власти религиозной, которая описывает отношения человека с Богом.
Августин Аврелий:
О двух видах любви как основаниях двух градов. Он не сводил их к определенным социальным институтам. В эпоху классического средневековья сложилось представление о государстве как подлинно христианского, которое должно подчиниться требованиям религии.
Св. Бернард:
«Теория двух мечей», из Евангелия от Св. Лукки. Два меча как символы духовной и земной власти, оба у Церкви. Материальный меч поднимается за Церковь, духовный поднимается самой церковью. Церковь не только духовный авторитет, но и светский.
|
|
Иное понимание:
Христос не только понтократор, но и Сотер. Восстанавливает связь между земным миром и небесным, Церковь – школа мира.
Дионисий Ареопагит «О небесной иерархии»:
Христос светоначальный отец, Церковную иерархию сравнивал с «зерцалами прозрачнейшими и чистейшими» - отсюда понятие просвещение. «Не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель Христос».
Максим Исповедник. «Схолии» - просвещение предшествует крещению, храм как центр постижение божественной истины. Философия средневекового христианства – мир упорядочен Божеством в официальную иерархию земного и небесного.
НОВОЕ ВРЕМЯ: в социальном порядке основа общественный договор, эту идею высказал француз Ф. Дюплесси-Морне, он обосновывал договорное происхождение общества, Право народа на сопротивлении власти Тирана. Два союза между Богом и народом. Второй союз – король-народ при справедливом правлении.
Сер 17 векаТ.Гоббс в Левиафане подчеркнул преимущества социального порядка перед хаосом. Естественное состояние человека (вне общества) – война всех против всех, договор способен прекратить войну. Левиафан способен сохранить мир.
Дж.Локк:
Естественное состояние общество, т.е. состояние государства – не означает войны. Гражданское состояние не должно приводить к абсолютной власти. порядок не уничтожает прав. В социально-политическом порядке появляются новые черты: мысль о природе как сильном основании порядка, не слабее воли людей. Порядок обусловлен естественным ходом вещей.
|
|
Д.Дидро – основание общества общая воля народа.
Ж.Ж. Руссо – общая воля народа основание политического действия (легитимного), сам народ способен быть истинным выразителем этой воли. Основание порядка- коллективный разум - концепция просвещенного абсолютизма. Единый разум способен осуществлять правление без внутренних противоречий.
Тюрго:
Идея прогресса – со временем человечество накапливает материальные средства, знания и опыт передает из поколения в поколение...СЛЕДОВАТЕЛЬНО...совершенствуются нравы, прогресс – развитие, обновление, сохранение общественных достижений и поддержания порядка. В концепциях Нового Времени – соц. порядок – представление об организованности общественной жизни, о прогрессе, о связи его с волей, действиями людей.
Политический порядок
Феномен политического порядка в современной политологии относится, с одной стороны, к числу проблем восходящих еще к античным и средневековым периодам социально-политической жизни, но, с другой стороны, в еще большей степени его можно отнести и к числу относительно новых, наименее разработанных теоретической и процессуальной политологией именно в последнее время. Начиная с античности, и вплоть до наших дней эволюция исследования феномена политического порядка вскрыла необходимость изучения политической теорией современных форм проявления властных отношений, сущностных характеристик тоталитаризма, авторитаризма и демократии в качестве моделей политического порядка.
Теоретические и социально-политические проблемы политического порядка и его различных форм исследуются в настоящее время с достаточной широтой и многосторонностью. При этом следует подчеркнуть значительную понятийную и терминологическую неопределенность, связанную со сменой научных парадигм в теоретической политологии, произошедшей в XX веке.
Политический порядок является наиболее общим и наиболее синтетическим понятием, содержащим в себе многообразные более конкретные реалии, раскрывающие различные стороны макрополитической статики и динамики конкретных политических систем.
Политический порядок
1. Комплексный феномен, т. е. он состоит из множества взаимосвязанных институциональных практик. Среди них особое значение имеют практики, связанные с воспроизводством власти, так как политический порядок всегда базируется на некой властной иерархии.
2. Проявляет себя в устойчивости, регулярности, повторяемости политических взаимодействий.
3. Комплекс условии, обеспечивающих целесообразность функционирования и развития политической системы, предполагающий:
• последовательность реализации ее основных задач и ценностей;
• согласованность действий элементов системы управления;
• наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности: военных, правовых, экологических, технологических, экономических;
• обеспечение высокой степени независимости общества от случайных обстоятельств. Ясно, что полная независимость не может быть достигнута, но за счет введения эффективных мер предвидения, предупреждения и защиты масштабы социальных потерь могут существенно понижаться.
4. Особая разновидность социального порядка, институционализация которого происходит в рамках социальной группы макро уровня, и который позволяет так или иначе связать социальные порядки, складывающиеся в отдельных социальных группах микро уровня за счет того, что на макро уровне возникает властный центр или несколько центров, которые генерируют общие модели поведения и культурные смыслы.