Парады и спортивные состязания

Раздача наград проходила перед всем войском, перед официальным парадом. Иосиф описывает такой парад, добавляя, что каждый получивший награду получал также и повышение в ранге. Иудейский историк дает также описание парада по поводу выдачи жалованья за четыре месяца, во время осады Иерусалима. На Иосифа это зрелище явно произвело большое впечатление: «По своему обычаю, воины брали оружие из ящиков, где оно хранилось, и подходили получать плату одетыми в доспехи. Всадники вели лошадей в богатых чепраках... и все вокруг, куда ни глянь, сверкало серебром и золотом». Парад длился четыре дня — видимо, по одному дню на каждый из четырех легионов. Иосиф явно имеет в виду, что для торжественных случаев у римлян были особые, парадные доспехи. Бхли это действительно так, до наших дней такие доспехи почти не дошли. Многие обнаруженные шлемы с полностью закрытым лицом некогда считались парадными, но теперь известно, что они предназначались для конного спорта. Однако существует один весьма изысканный шлем, который явно почти не носили, и если надевали, то только на парад. Кстати,это последний дошедший до нас образец традиционного шлема итало-коринфского типа. До нас дошли также несколько деталей доспеха III в. н.э. Возможно, это были парадные доспехи всадника, но возможно, они также были спортивными. Поскольку на большинстве легионерских шлемов имелись держатели для гребня, хотя в бою гребни больше не носили, следует предположить, что обычный шлем с гребнем надевали на парад.

Спортивные соревнования всадников (hippica gymnasia), упомянутые выше, были весьма занимательными и красочными представлениями, в которых участвовали всадники, вооруженные затупленными дротиками. Для этих представлений, которые во многих отношениях напоминали средневековые турниры, и людей, и лошадей облачали в роскошные доспехи. По всей территории империи найдено множество образцов таких доспехов. Самая крупная находка такого снаряжения сделана на месте поселения III века в Штраубинге в Баварии. Там найдено несколько шлемов, поножей и конских наглавников и наглазников. На шлемах, которые находят повсюду, от Британии до Израиля, изображены мужские и женские лица. Возможно, соперничающие команды представляли греков и амазонок. Не похоже, чтобы этот обычай был чисто римским. Поскольку спортивный шлем можно видеть на победном рельефе в Пергаме, можно предположить, что такие игры пришли либо от кельтов, либо с востока.

Триумф

В эпоху республики полководец, одержавший решительную победу, мог рассчитывать на то, что его наградят триумфом. Такое празднование победы существовало в Риме с самого его возникновения, хотя многие детали позаимствованы у этрусков. Согласно известной легенде, когда Ромул убил в поединке Акрона, царя ценинского, он снял с убитого вождя доспехи, повесил их на дубовую ветвь так, что получился трофей, и, увенчанный лавровым венком, положил трофей себе на плечо и возглавил процессию своих людей, распевая победные песни. Так и возник триумф. Этруски ввели в триумф колесницу и создали основной наряд триумфатора. Им же принадлежит само название этой процессии.

Чем больше разрасталась империя, тем сложнее и пышнее становились триумфальные шествия. Хотя разные шествия могли отличаться в деталях, общий порядок был таков. Во главе процессии шли сенаторы и сановники. За ними несли добычу, захваченную у врага, изображения битв и модели захваченных крепостей. Далее вели пленных, за ними — белых быков, назначенных для жертвоприношения. Пленных зачастую несли на специальных носилках, среди захваченных доспехов. Следом ехал сам триумфатор в золоченой колеснице, влекомой четырьмя лошадьми, в царских одеждах, с нарумяненным лицом. В руках он держал скипетр и оливковую ветвь, а позади него на колеснице стоял раб, который шептал ему на ухо: «Не забывай, ты всего лишь человек!»

Следом за колесницей шли солдаты в оливковых венках, крича: «Ио триумфе!» — то есть «Ура, триумф!».

Процессия вилась по улицам Рима, проходила через два цирка, огибала Палатинский холм и по Священной дороге поднималась на Форум. Здесь главного из пленников обычно уводили на казнь. А процессия тем временем поднималась на Капитолийский холм и здесь ждала вести о том, что пленник казнен. Тогда полководец приносил в жертву белых быков перед храмом Юпитера. Триумф назначался только полководцам, одержавшим полную победу над иноземным врагом. В эпоху империи эта честь предоставлялась лишь императору и его семье. Существовал, однако, малый триумф, называвшийся овацией. При овации полководец приносил жертву на горе Альбан, в нескольких милях к югу от Рима, и на следующее утро въезжал в город верхом на коне или входил пешком. Вместо оливковой гирлянды он надевал венок из мирта.

Триумф Тита после победы над иудеями, Пройдя по улицам Рима, процессия поднимается по Священной дороге через Форум к подножию Капитолия, Здесь она начинает подниматься на Clivus Capitolinus (Капитолийский холм).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: