Общие принципы конструирования слайдов

 

В настоящее время на научных семинарах, конференциях, презентациях все большее развитие получает показ наглядного материала в виде слайдов.

Достоинства слайдовой презентации по сравнению с плакатами очевидны: последовательность изложения, мультимедийные эффекты, транспортабельность, удобство, простота, компактность, быстрая копируемость.

Для рационального конструирования слайдов необходимо соблюдать следующие принципы:

- психолого-физиологической рациональности (комфортности);

- оптимальности и лаконичности;

- последовательности и соотносительности;                                                                                                                                                    

- унификации и акцента;

- ассоциаций;

- эмоциональности и эстетичности.

Все эти принципы связаны в единую систему, и несоблюдение одного из них приводит к нарушению системы в целом.

Принцип психолого-физиологической рациональности (комфорт­ности) определяет ряд правил изготовления и предъявления слайдов с такими количественными и качественными показателями, чтобы слушатели воспринимали изображение с экрана, находясь в любом месте аудито­рии.

Необходимо создать условия для исключения перегрузки органов зрения. К ним относятся, в первую очередь, освещенность и яркость экра­на, размеры и контрастность графического материала, объем информации, скорость ее подачи и время вы­держки кадра на экране. Для того чтобы создать благоприятный режим восприятия экранной информации, следует соблюдать основные правила [1].

1) Величина букв и цифр должна быть такой, чтобы слушатель, кото­рый находится в конце аудитории, мог без напряжения органов зрения свободно воспринимать графическую информацию с экрана. Исследования показали, что высота букв при демонстрации текста в незатемненной аудитории может быть рассчитана по формуле:

Н = l · 0, 005,

где l - расстояние до последнего ряда.

Наиболее целесообразным соотношением высоты к ширине буквы 5÷3, а толщины штриха к высоте буквы 1÷7. При изго­товлении слайдов величина строчной буквы не должна быть меньше 10 мм, индексов - 5...6 мм, прописных букв - 14...15 мм. Если размеры аудитории больше 10...15 м, то приходится увеличивать и размеры букв. Если количество информации на кадре невелико, то размеры букв можно увеличить, это улучшит их восприятие. В общем случае размеры букв и цифр регламентируют количество информации на кадре.

2) Для экранной проекции желательно выбирать только прямые шрифты. Наиболее подходящим является шрифт - рубленный прямой, полужирный. Использование различных фигурных шрифтов, а также очень жирных шрифтов нежелательно. Они вызывают излишнее внимание к форме букв и хуже воспринимаются

[2, 3].

3) Буквы рационально выполнять только черного цвета на (светлом) фоне. Обрамление черным цветом и раскрашивание букв можно использовать только для акцентирования.

4) Обязательным условием экранной проекции является то, что все над­писи должны быть горизонтальными. Исключение из этого правила может быть сделано только для реальных чертежей, где по ГОСТу размеры должны быть написаны вертикально.

5) Существует определенный предел возможности конструирования кадра, т.е. предел количества информации. Этот предел устанавливается оптимальностью и восприимчивостью информации.

6) Не рекомендуется сокращать слова, кроме общепринятых сокращений типа «и др.», «и т.д.», «т.е.». В заглавиях и надписях запрещается делать пере­носы слов. На схемах приборов и устройств лучше вводить буквенные или цифровые коды.

7) Всю информацию следует располагать равномерно по всей площади кадра.

8) Не всякая часть зрительного поля привлекает одинаковое внимание. Распределение по кадру выглядит таким образом: 61% - верхняя часть; 39 % - нижняя часть.

Если кадр разбить на 4 равных четверти, то распределение внимания со­ответственно будет следующее:

41% 20%
25% 14%

9) Большую роль при восприятии визуальной информации играет кон­трастность. Если фон белый, а объект черный, то такая контрастность называется «пря­мой», если наоборот, то «обратной». При освещенной аудитории лучше показать темный объект на белом (светлом) фоне, т.е. исполь­зовать прямую контрастность.

Принцип оптимальности и лаконичности. Этот принцип реализуется по представлению только такого количества информации, которое оптимально отражает идею, понятие, структуру, схему или механизм, объясняемую докладчиком. Необходимо, чтобы объем внимания слушателя обеспечивал бы ему восприятие данного образа в целом, а при его вербальном объяснении и конспектировании переключение внимания было бы минимальным. Реализация этого принципа требует оптимизации нескольких параметров, в том числе:

- количества информации на кадре;

- количества кадров в пределах доклада;

- времени предъявления каждого кадра.

Максимальное количество строк в кадре желательно иметь не более 8 при на­личии 30...35 знаков в строке. Если кадр содержит иллюстративный материал, то количество текста должно быть уменьшено. Эксперимент показал, что на слайде должен быть один рисунок (схема, чертеж, график), за исключением тех случаев, когда совмещение изображений необходимо для сравнения, сопоставления [1]. При этом иллюстративный материал и текст должны быть взаимно подкреплены, так как в противном слу­чае они плохо усваиваются слушателями. Оптимизация непосредственно связа­на с лаконичностью выражения данного графического образа. Необходимо чтобы внимание слушателей было сконцентрировано на демонст­рационном кадре, где лаконично представлена сущность явления, которая в данный момент объясняется докладчиком. Любая перегрузка слайда приводит к отвлечению, рассеянию внимания. Излишнюю, не относящуюся к конкретному вопросу информацию, которая не подчеркивает основную графически интерпретируемую идею, следует устранять. При необходимости демонстрации более сложного образа, следует его разделить на логические порции и демонстрировать поэтапно.

Статическая экранная проекция должна быть до предела ла­коничной, в ней отражается только основная сущность вопроса. Таблицы, ри­сунки, схемы используются только тогда, когда они лучше слов доносят мысль. Можно рекомендовать применение только таких таблиц, у которых 5...6 столбцов и до 5...8 строк. Если же необходимо дать большее число строк, то таблицу необходимо разбить на две-три и дать на двух-трех кадрах, демонстрируя их последовательно.

Принцип последовательности и соотносительности определяет ряд правил изготовления и предъявления слайдов по расчленению его на оптимальные логические единицы и по коррекции вербального, визуального и эмоционального потоков информации. При создании слайдов, согласно этому принципу, следует выполнять ряд правил, которые обеспечивают един­ство слова и образа.

1) При подаче графической информации на экран в виде рисунка (чертежа, схемы и пр.) какого-либо устройства необходимо для пояснения принципа его действия надписывать словами название элементов. Важно, чтобы всегда на рисунке, который демонстрируется на эк­ране, присутствовал элемент неопределенности (основное правило).

2) Не рекомендуется перегружать кадр текстовой информацией, которую необходимо объяснить вербально.

3) Важным фактором, способствующим наилучшему восприятию экран­ной информации, является поэтапное формирование экранного образа, что можно осуществлять несколькими способами:

- одним кадром, на котором отдельные детали появляются последователь­но (сверху вниз) путем кэширования с соответствующим объяснением докладчика;

- двумя и более кадрами, являющимися вариантами одного и того же во­проса, взаимно дополняющими друг друга, которые следует демонстрировать соответственно повествованию докладчика;

4) При подаче визуальной информации следует соблюдать соотноситель­ность между вербальным и визуальным потоками. Это значит, что каждый кадр должен появляться на экране строго в том месте объяснения, когда речь идет об этом объекте.

5) Нельзя, высвечивая какой бы то ни было простой рисунок, не давать при этом краткого объяснения.

Принцип унификации и акцента определяет ряд правил изготовления и предъявления слайдов. Эти правила выведены соответствен­но унификации одинаковых экранных образов по размерам, форме, символике и цвету при соблюдении существующих стандартов и норм. Чтобы усилить внимание, восприятие и понимание доклада вводится акцентиро­вание.

Акцентирование - один из важнейших элементов графического средства представления информации. При создании слайдов акцентирование ос­новных элементов достигается выделением формой, цветом, масштабностью, контрастом и другими художественно-информационными приемами.

Если представить унификацию как непрерывный процесс, то при выпол­нении акцентирования мы как бы разрываем этот непрерывный процесс. Ак­центирование можно реализовать различными приемами как на заранее подго­товленном слайде, так и в процессе изложения доклада:

а) акцентирование при конструировании слайда:

- выделение главных деталей на рисунке путем выполнения их жир­ными линиями или местного расцвечивания;

- гиперболизацией отдельных элементов;

- кэшированием второстепенных элементов специальной маской;

б) акцентирование в процессе доклада:                                          

- с помощью указки или разноцветных стрелок, налагаемых на рабо­чее поле проектора:

- с помощью длинной указки для показа деталей рисунка непосред­ственно на экране.

Наибольшее распространение получило акцентирование каких-либо элементов с помощью выделения цветом. Исследования проведенные А. А. Мелик-Пашаевым позволили сделать выводы о том, что свыше 70% аудитории обладают нормальной выразительной функцией цвета, около 30% имеют повышенное чувство цвета, и только у 6% испытуемых цвет не вызывает никаких эмоций [4].

Функции цвета для слайдов разнообразны:

- несут оригинальную информацию;

- приближают образ к реальному жизненному объекту;

- улучшают восприятие основной информации или ее части;

- концентрируют внимание на самом главном элементе экранного образа;

- несут эмоциональную функцию, повышая интерес к графическому изображению.    

Принцип ассоциаций определяет ряд правил изготовления и предъявле­ния слайдов по использованию перспективы, ретроспективы, сравнения и противопоставления, значительно активизируя у слушателей ассоциативные связи, чтобы облегчить восприятие и понимание докладываемого материала.

Зависимость восприятия человека от его предыдущего опыта, запаса зна­ний, называется апперцепцией и является одним из важнейших свойств восприятия.  

При создании слайдов можно пользоваться ассоциациями по форме, цве­ту, контрасту. Очень полезно использовать перспективный показ экранного образа в целом, а затем проецировать его последовательно, поэтапно.

Наиболее устойчивые ассоциативные связи осуществляются с помощью расцвечивания. Здесь можно использовать как натуральные, так и ненатураль­ные цвета, различные контрасты, например, черно-белый или черно-красный.

Принцип эмоциональности и эстетичности определяет ряд своих правил к изготовлению и предъявлению слайдов на высоком качественном уровне, вводя различную эмоциональную информа­цию по содержанию, форме и функции в таком количестве, чтобы, не нарушая потока основной информации, способствовать усилению интереса слушателей к поднимаемой проблеме.

Положительный эмоциональный фон служит, как правило, дополни­тельным мотивационным стимулом. Если дидактический материал аккуратно выполнен, в меру красочен, интересно подобран по содержанию рассматриваемого вопроса и качественно выполнен по форме, то его эстетическое воздействие значительно превышает и дидактический эффект.

Таким образом, принципы конструирования позволяют управлять про­цессом интеграции дидактических принципов в кадровой форме.

 

Список литературы

1. Сафронов П.А. Принципы построения дидактического материала для учебной экранной проекции // Межвузовский сборник трудов – М.: МЭИС, 1983, №23, с.23-31.

2. Боумен У. Графическое представление информации. – М.: Мир, 1971. –

226 с.

3. Методические рекомендации по применению графопректора в учебном процессе вуза / Составители: Н.Д. Козырев, П.А. Софронов. –М.: МЭИС,1987. –

89 с.

 4. Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности // Вопросы психологии, 1997, №6, с. 43-45.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: