Комедия в пяти действиях

(краткое содержание)


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Простаков.

Гж. Простакова, жена его.

Митрофан, сын их, недоросль.

Еремеевна, мамка Митрофана.

Правдин.

Стародум.

Софья, племянница Стародума.

Милон.
Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой.

Кутейкин, семинарист.

Цыфиркин, отставной сержант.

Вральман, учитель.

Тришка, портной.

Слуга Простакова.

Камердинер Стародума.

Действие в деревне Простаковых.

 

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЯВЛЕНИЕ I

Гж. Простакова, рассматривая новый кафтан Митрофана, ругает Тришку за то, что тот обузил и испортил вещь. Она отправляет Еремеевну за портным, а Митрофана – за отцом.

ЯВЛЕНИЕ II

Простакова, называя Тришку «скотом» и «воровской харей», ругает его за испорченный кафтан. Тришка оправдывается: он самоучка. На это Простакова отвечает, что первый портной тоже ни у кого не учился. На что Тришка возражает: «Да первый портной, может быть, шил хуже и моего».

ЯВЛЕНИЕ III

Простакова ругает мужа, что он от неё скрывается, и просит решить спор о кафтане. Простакову кажется, что кафтан мешковат. Простакова бранит мужа, а тот отвечает: «При твоих глазах, мои ничего не видят». Простакова сетует, что Бог дал мужа-глупца.

ЯВЛЕНИЕ IV

Появляется Скотинин и спрашивает, кого хочет наказать сестра в день его сговора? В другой день он сам поможет наказать любого: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата». Разглядывая кафтан Митрофана, Скотинин говорит, что он сшит «изряднёхонько». Простакова велит Еремеевне накормить Митрофана, ибо скоро учителя придут. Еремеевна отвечает, что он уже пять булок съел, а до этого всю ночь промаялся от обжорства. Митрофан рассказывает, что его мучали кошмары: матушка била батюшку. Митрофан жалеет, что мать устала от драки. Гж. Простакова называет сына «моё утешение» и отправляет его порезвиться.

ЯВЛЕНИЕ V

Простакова и Скотинин беседуют о Софье. Скотинин предлагает: не грех бы ей узнать о сговоре. Простакова отвечает, что нечего ей докладываться. И вспоминает, как она хорошо относится к сироте. Простаков же уточняет, что вместе с Софьей взялись мы надзирать и за её деревенькой. Жена резко обрывает его. Скотинину не терпится жениться, чтобы объединить земли и разводить свиней, до которых у него «смертная охота». Простакова утверждает, что Митрофан весь в дядю, тоже обожает свиней.

ЯВЛЕНИЕ VI

Входит Софья с письмом, но ни Скотинин, ни Простакова его прочесть не могут и кичатся тем, что в их роду сроду не было грамотеев.

ЯВЛЕНИЕ VII

Входит Правдин, Простакова просит его прочесть письмо, но Правдин сначала спрашивает разрешения у Софьи, объясняя, что чужих писем не читает. Из письма выясняется, что Софья – «наследница дохода с десяти тысяч». Скотинин и Простакова ошеломлены. Простакова кидается обнимать Софью. Скотинин понимает, что его сговору уже не быть.

ЯВЛЕНИЕ VIII

Слуга объявляет Простакову, что в село вошли солдаты с офицером. Простакова пугается, но муж её успокаивает, что офицер не допустит беспорядка.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

ЯВЛЕНИЕ I

Милон неожиданно встречается с давним приятелем Правдиным и говорит, что спешно едет в Москву, горюет, что не знает ничего о своей возлюбленной, может быть, подвергающейся жестокости. На что Правдин рассказывает, что и в данном семействе жестокая жена и глупый муж. Он же, Правдин, надеется положить конец «злобе жены и глупости мужа». Милон доволен, что его друг имеет на то полномочия. Входит Софья.

ЯВЛЕНИЕ II

Милон счастлив от встречи с возлюбленной, а Софья жалуется на притеснения, которые пришлось ей пережить в доме Простаковых. Софья удивлена сегодняшней переменой к ней Простаковой. Милон ревнует, но Софья обрисовывает тупость Митрофана, и Милон успокаивается. Софья уверена, что её судьба в руках дяди, который скоро приедет. Появляется Скотинин.

ЯВЛЕНИЕ III

Скотинин жалуется, что сестра, вызвавшая его из имения на сговор, резко изменила своё намерение. Он говорит Софье, что её у него никто не отнимет. Милон возмущён такой дерзостью. Скотинин грозится отомстить Митрофану, переходящему ему путь.

ЯВЛЕНИЕ IV

Еремеевна уговаривает Митрофана поучиться, а он её обзывает «старой хрычовкой». Вошедший Скотинин грозит Митрофану расправой. Еремеевна кидается на защиту своего питомца. Скотинин отступает.

ЯВЛЕНИЕ V

Простакова заискивает перед Милоном и Софьей, говорит, что ждёт её дядюшку, а затем начинает рассказывать, как она любит Митрофана и заботится о нём, лишь бы его в люди вывести. Появляются учителя, не бог весть какие, зато дешёвые. Цыфиркин жалуется, что третий год не может обучить Митрофана действию с дробями. Правдин и Милон убеждаются, что учителя никудышные, и уходят, чтобы не мешать занятиям Митрофана.

ЯВЛЕНИЕ VI

Простакова просит Митрофана повторить пройденное с учителями. А сын жалуется ей на дядю, который чуть не убил его. Простакова накинулась на Еремеевну, почему та не заступилась за «ребёнка». Потом она велит мамке накормить учителей и продолжить учение. Уходя, учителя жалуются на свою несчастную долю.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

ЯВЛЕНИЕ I

Правдин и Стародум, беседуя, вспоминают Петровскую эпоху, когда людей ценили по уму, а не по чинам и богатству. Они рассуждают о достоинствах традиционного воспитания, когда воспитывали не только ум, но и душу. Стародум рассказывает случай, когда он познакомился с недостойным человеком, но не сразу это распознал. Стародум служил отечеству, воевал и получил раны, но узнал, что молодой человек, благодаря близости отца ко двору, обошёл его по службе, не проявив ни малейшего рвения к делам, тогда Стародум покинул государственную службу, ушёл в отставку. Попав ко двору, Стародум удивлялся, что там никто не ходит по прямой дороге, а всё крюками, лишь бы обойти друг друга. Всё это ему не понравилось, и он предпочёл удалиться. Не получив ни чинов, ни деревень, он сохранил «душу, честь и правила». Стародум выносит приговор царствующему дому: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

ЯВЛЕНИЕ II

Радостно и сердечно встречаются Стародум и Софья. Софья говорит, что очень переживала, куда он пропал на столько лет. Стародум успокаивает её, что нажил достаточно денег в Сибири, чтобы хорошо её выдать замуж. Софья выражает ему свое почтение и признательность. До них доносится страшный шум.

ЯВЛЕНИЕ III

Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Скотинин изрядно потрёпан. Если бы не Милон, ему пришлось бы совсем худо. Софья глазами показывает Милону на Стародума, Милон её понимает.

ЯВЛЕНИЕ IV

Простакова бранит Еремеевну, что кроме неё никого из дворни не видит. Еремеевна говорит, что Палашка заболела и бредит, «как благородная». Простакова удивляется. Она велит позвать мужа и сына, чтобы представить их дядюшке Софьи.

ЯВЛЕНИЕ V

Стародум, едва вырвавшись из объятий Простаковой, сразу попадает к Скотинину. Затем знакомится с Милоном. А уж его за руки хватают Митрофан и Простаков. Митрофан намеревается поцеловать руку Стародуму, лебезит перед ним под диктовку матери. Простакова говорит Стародуму, что сроду она ни с кем не ругается, т.к. нрава тихого. Стародум язвительно отвечает, что успел это заметить. Правдин добавляет, что уже три дня наблюдает баталии. Стародум говорит, что не любитель подобных зрелищ, поэтому завтра же уедет с Софьей в Москву. Простакова буквально плачет, что не переживёт отъезда Софьи. Стародум говорит, что едет выдать Софью замуж за достойного человека. Простакова вспоминает своих родителей, у которых было 18 детей, а выжили лишь двое: она да брат. Отец её всегда говорил, что проклянёт своего сына, если тот будет учиться. А ныне век другой, вот она своего сына кое-чему учит. Простакова хвалится Митрофаном и хочет, чтобы Стародум оценил его успехи. Стародум отказывается, говоря, что он плохой судья в том.

ЯВЛЕНИЕ VI

Кутейкин и Цыфиркин возмущаются, что приходится каждый раз подолгу ждать своего ученика. Кутейкин сочувствует местной челяди, говоря, что он служивый человек, бывал в баталиях, но здесь пострашнее. Цыфиркин жалеет, что нельзя как следует наказать Митрофана за глупость и лень.

ЯВЛЕНИЕ VII

Митрофан соглашается ради матери поучиться последний раз, но чтобы уж и сговор был сегодня: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Митрофан повторяет с учителями пройдённое, но не может решить простейшую задачу. Мать постоянно вмешивается, учит сына ни с кем не делиться. Знать географию незачем, на то извозчики есть.

ЯВЛЕНИЕ VIII

Учитель Вральман говорит с сильным иностранным акцентом, его едва можно понять. Он уверен, что не следует забивать голову ребенка науками, лишь бы здоровье было. Он ругает русских учителей, губящих здоровье Митрофанушки. Простакова с ним полностью согласна. Она уходит приглядеть за сыном, чтобы он не разгневал как-нибудь невзначай Стародума.

ЯВЛЕНИЕ IX

Кутейкин и Цыфиркин нападают на Вральмана, тот убегает, чтобы ему не намяли бока.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ

ЯВЛЕНИЕ I

Софья читает книгу и ждёт дядю.

ЯВЛЕНИЕ II

Стародум видит книгу Софьи и говорит, что автор «Телемака» не может написать плохую книгу. Он верит, что Софья читает отличную книгу. Они беседуют о хороших и дурных людях. Софья уверяет, что счастье – это знатность и богатство. Стародум соглашается с ней, говоря, что у него свой расчёт. Знатность он ценит по числу дел, совершённых человеком для пользы Отечества, а богатство видит не в том, чтобы копить деньги в сундуках, а в том, чтобы отдавать лишнее нуждающимся. Софья с ним согласна. Стародум рассуждает о человеке вообще. Он говорит о семье, в которой муж и жена ненавидят друг друга, - это несчастье для них и окружающих, дети в такой семье брошены и несчастнейшие создания. И всё оттого, что люди не советуются со своим сердцем. Софья счастлива, что у неё появился такой мудрый наставник.

ЯВЛЕНИЕ III

Камердинер приносит Стародуму письмо. Софья идёт за очками для дяди.

ЯВЛЕНИЕ IV

Стародум размышляет о Милоне. Хочет сосватать за него Софью.

ЯВЛЕНИЕ V

Софья признаётся Стародуму в любви к Милону.

ЯВЛЕНИЕ VI

Правдин представляет Стародуму Милона. Софья говорит, что её мать любила его, как родного сына. Милон высказывает свои взгляды на службу и человека, близкие взглядам Стародума. Милон показывает себя образованным и рассудительным молодым человеком. Он нравится Стародуму, и тот благословляет Софью и Милона на брак.

 

ЯВЛЕНИЕ VII

Появляется Скотинин и просит благословить его и Софью. Он показывает себя абсолютным глупцом. Стародум смеётся.

ЯВЛЕНИЕ VIII

Гж. Простакова интересуется, не помешал ли кто отдыхать Стародуму; она всех заставляла ходить на цыпочках, чтобы не потревожить такого дорогого гостя. Простакова опять просит Стародума проэкзаменовать Митрофана. Митрофан показывает абсолютное незнание элементарных вещей. Мать, защищая сына, говорит, что век люди жили без наук, и он благополучно проживёт.

ЯВЛЕНИЕ IX

Простакова интересуется, узнал ли Стародум её сына. Тот отвечает, что узнал обоих как нельзя лучше. На вопрос Митрофана он отвечает, что Софье не бывать за ним, она уже сговорена за другого. Простакова бегает в злобе по комнате и строит планы: украсть Софью в шесть утра, до того, как она уедет с дядей.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

ЯВЛЕНИЕ I

Правдин и Стародум беседуют о том, как можно положить конец злонравию Простаковой. Правдину поручено взять имение в опеку. Правдин и Стародум рассуждают о добродетелях царя, которому доверены жизни подданных, сколь велик душой он должен быть. Далее они переходят к рассуждению о дворянах, «кои должны быть благонравны».

ЯВЛЕНИЕ II

Милон со шпагой в руках отбивает Софью от Еремеевны и людей Простаковой, которые насильно тащили девушку в карету и хотели везти в церковь венчаться с Митрофаном.

ЯВЛЕНИЕ III

Правдин уверен, что это преступление даёт повод дяде и жениху обратиться к правительству, чтобы наказать преступников. Простакова на коленях молит о пощаде.

ЯВЛЕНИЕ IV

Но Стародум с Милоном отказываются жаловаться на Простаковых, которые жалки и противны в своём унижении. Скотинин ничего не понимает в происходящем. Простакова встаёт с колен, когда понимает, что прощена, и тут же собирается чинить расправу над своими людьми, которые «выпустили Софью из рук». Она говорит, что вольна перепороть всех, если захочет. Тут Правдин достаёт бумагу об опеке над поместьем. Скотинин, боясь, что и до него доберутся, предпочитает удалиться.

ЯВЛЕНИЕ V

Простакова просит Правдина помиловать или дать отсрочку, хотя бы на три дня. Он и трёх часов не даёт.

ЯВЛЕНИЕ VI

Стародум признаёт во Вральмане своего бывшего кучера. Кутейкин требует за свою работу деньги, а Простакова говорит, что он ничему Митрофана не научил. Тот возражает, что не его в том вина. Цыфиркин отказывается от денег, т.к. за три года Митрофан ничего не усвоил путного. Правдин стыдит Кутейкина и награждает Цыфиркина за добрую душу. Милон также даёт ему денег. Вральман просится к Стародуму кучером.

ЯВЛЕНИЕ VII

Карета Стародума подана, и Вральман готов занять место кучера: Стародум берёт его к себе на службу.

ЯВЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЕ

Стародум, Софья, Милон прощаются с Правдиным. Простакова кидается к Митрофану, её последней надежде, а Митрофан отвечает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...» Простакова убита «предательством сына». Даже Софья кидается её утешать. Правдин решает отдать Митрофана в службу. Стародум говорит, указывая на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды».


Вопросы и задания к тексту:

1. Перечислите героев комедии.

2. Сколько действий в пьесе?

3. Перескажите сюжет. Определите кульминацию.

4. Каков финал произведения?

5. Прочитайте отрывки из комедии.

(отрывки)

ДЕЙСТВИЕ TРЕTЬE. ЯВЛЕНИЕ I

Стародум и Правдин.




Правдин.

Лишь только из-за стола встали, и я, подошед к окну, увидел вашу карету, то, не сказав никому, выбежал к вам навстречу обнять вас от всего сердца. Моё к вам душевное почтение…

Стародум.

Оно мне драгоценно. Поверь мне.

Правдин.

Ваша ко мне дружба тем лестнее, что вы не можете иметь её к другим, кроме таких…

Стародум.

Каков ты. Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестаёт искренность.

Правдин.

Пиши обхождение…

Стародум.

Ему многие смеются. Я это знаю. Быть так. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашёл и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали ещё заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нынче многие не стоят одного. Отец мой у двора Петра Великого…

Правдин.

А я слышал, что он в военной службе…

Стародум.

В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные. Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели ещё чужим умом набивать пустую голову.

Правдин.

Тогдашнее воспитание действительно состояло в нескольких правилах…

Стародум.

В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На всё прочее мода: на умы мода, на знании мода, как ни пряжки, на пуговицы.

Правдин.

Вы говорите истину. Прямое достоинство о человеке есть душа…

Стародум.

Без неё просвещённейшая умница – жалкая тварь. (С чувством.) Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление. Между тем, что он делает, и тем, для чего он делает, никаких весков у него нет. От таких-то животных пришёл я свободить…

Правдин.

Вашу племянницу. Я это знаю. Она здесь. Пойдём…

Стародум.

Постой. Сердце моё кипит еще негодованием на недостойный поступок здешних хозяев. Побудем здесь несколько минут. У меня правило: в первом движении ничего не начинать.

Правдин.

Редкие правило ваше наблюдать умеют.

Стародум.

Опыты жизни моей меня к тому приучили. О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству.

Правдин.

Каким же образом? Происшествии с человеком ваших качеств никому равнодушны быть не могут. Вы меня крайне одолжите, если расскажете…

Стародум.

Я ни от кого их не таю для того, чтоб другие в подобном положении нашлись меня умнее. Вошед в военную службу, познакомился я с молодым графом, которого имени я и вспомнить не хочу. Он был по службе меня моложе, сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание ещё и не входило. Я все силы употребил снискать его дружбу, чтоб всегдашним с ним обхождением наградить недостатки моего воспитания. В самое то время, когда взаимная наша дружба утверждалась, услышали мы нечаянно, что объявлена война. Я бросился обнимать его с радостию. «Любезный граф! вот случай нам отличить себя. Пойдём тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». Вдруг мой граф сильно наморщился и, обняв меня, сухо: «Счастливый тебе путь, – сказал мне, – а я ласкаюсь, что батюшка не захочет со мною расстаться». Ни с чем нельзя сравнить презрения, которое ощутил я к нему в ту ж минуту. Тут увидел я, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду.

Правдин.

Сущая истина.

Стародум.

Оставя его, поехал я немедленно, куда звала меня должность. Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведён чином, а обойдён я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудие растерзало моё сердце, и я тотчас взял отставку.

Правдин.

Что ж бы иное и делать надлежало?

Стародум.

Надлежало образумиться. Не умел я остеречься от первых движений раздражённого моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану.

Правдин.

Но разве дворянину не позволяется взять отставки ни в каком уже случае?

Стародум.

В одном только: когда он внутренно удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит. А! тогда поди.

Правдин. Вы даете чувствовать истинное существо должности дворянина.

Стародум.

Взяв отставку, приехал я в Петербург. Тут слепой случай завёл меня в такую сторону, о которой мне отроду и в голову не приходило.

Правдин.

Куда же?

Стародум.

Ко двору. Меня взяли ко двору. А? Как ты об этом думаешь?

Правдин.

Как же вам эта сторона показалась?

Стародум.

Любопытна. Первое показалось мне странно, что в этой стороне по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее.

Правдин.

Хоть крюком, да просторна ли дорога?

Стародум.

А такова-то просторна, что двое, встретясь, разойтиться не могут. Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земи.

Правдин.

Так поэтому тут самолюбие…

Стародум.

Тут не самолюбие, а, так назвать, себялюбие. Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся. Ты не поверишь. Я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки.

Правдин.

Но те достойные люди, которые у двора служат государству…

Стародум.

О! те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних.

Правдин.

Вас, конечно, у двора не узнали?

Стародум.

Тем для меня лучше. Я успел убраться без хлопот, а то бы выжили ж меня одним из двух манеров.

Правдин.

Каких?

Стародум.

От двора, мой друг, выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого. Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.

Правдин.

Итак, вы отошли от двора ни с чем? (Открывает свою табакерку.)

Стародум (берёт у Правдина табак).

Как ни с чем? Табакерке цена пятьсот рублёв. Пришли к купцу двое. Один, заплатя деньги, принёс домой табакерку. Другой пришёл домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришёл домой ни с чем? Ошибаешься. Он принес назад свои пятьсот рублёв целы. Я отошёл от двора без деревень, без ленты, без чинов, да моё принёс домой неповреждённо, мою душу, мою честь, мои правилы.

Правдин.

С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно.

Стародум.

Призывать? А зачем?

Правдин.

Затем, зачем к больным врача призывают.

Стародум.

Мой друг! Ошибаешься. Тщетно знать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.

 

ЯВЛЕНИЕ VII

Кутейкин и Цыфиркин, г-жа Простакова и Митрофан.

 

Г-жа Простакова.

Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан.

Ну! А там что?

Г-жа Простакова.

А там и женисся.

Митрофан.

Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору.

Г-жа Простакова.

Придёт час воли божией!

Митрофан.

Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.

Цыфиркин очинивает грифель.

Г-жа Простакова.

А я тут же присяду. Кошелёк повяжу для тебя, друг мой! Софьюпшкины денежки было б куды класть.

Митрофан.

Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин.

Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова (работая).

Ах, господи боже мой! Уж робёнок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин.

За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан.

Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин.

Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.

Г-жа Простакова.

Не твоё дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперёд шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!

Цыфиркин.

Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмём с собою Сидорыча. Нашли мы трое…

Митрофан (пишет).

Трое.

Цыфиркин.

На дороге, на приклад же, триста рублёв.

Митрофан (пишет).

Триста.

Цыфиркин.

Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет).

Единожды три – три. Единожды ноль – ноль. Единожды ноль – ноль.

Г-жа Простакова.

Что, что до дележа?

Митрофан.

Вишь, триста рублёв, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова.

Врёт он, друг мой сердечный! Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Митрофан.

Слышь, Пафнутьич, задавай другую.

Цыфиркин.

Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублей.

Митрофан.

Десять.

Цыфиркин.

Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и ещё прибавить десять.

Митрофан (пишет).

Ну, ну, десять.

Цыфиркин.

Сколько ж бы на год?

Митрофан (вычисляя, шепчет).

Нуль да нуль – нуль. Один да один… (Задумался.)

Г-жа Простакова.

Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а всё, вижу, пустота. Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтём и без Пафнутьича хорошохонько.

Кутейкин.

Шабашь, право, Пафнутьич. Две задачи решены. Вить на поверку приводить не станут.

Митрофан.

Не бось, брат. Матушка тут сама не ошибётся. Ступай-ка ты теперь, Кутейкин, проучи вчерашнее.

ЯВЛЕНИЕ VIII

Те же и Вральман.

Вральман.

Ай! ай! ай! ай! ай! Теперь-то я фижу! Умарит хатят репёнка! Матушка ты мая! Сшалься нат сфаей утропой, катора тефять месесоф таскала, – так скасать, асмое тифа ф сфете. Тай фолю этим преклятым слатеям. Ис такой калафы толго ль палфан? Уш диспозисион,[1]уш фсё есть.

Г-жа Простакова.

Правда. Правда твоя, Адам Адамыч! Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань.

Митрофан.

А по мне и подавно.

Кутейник (затворяя часослов).

Конец и богу слава.

Вральман.

Матушка мая! Што тепе надопно? Што? Сынок, какоф ест, да тал бог старовье, или сынок премудрый, так скасать, Аристотелис, да в могилу.

Г-жа Простакова.

Ах, какая страсть, Адам Адамыч! Он же и так вчера небережно поужинал.

Вральман.

Рассути ш, мать мая, напил прюхо лишне: педа. А фить калоушка-то у нефо караздо слане прюха; напить её лишне да и захрани поже!

Г-жа Простакова.

Правда твоя, Адам Адамыч; да что ты станешь делать? Робенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь.

Вральман.

Чефо паяться, мая матушка? Расумнай шеловек никахта ефо не сатерёт, никахта з ним не саспорит; а он с умными лютьми не сфясыфайся, так и пудет плаготенствие пожие!

Г-жа Простакова.

Вот как надобно тебе на свете жить, Митрофанушка!

Митрофан.

Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше.

Вральман.

Сфая кампания то ли тело!

Г-жа Простакова.

Адам Адамыч! Да из кого ж ты её выберешь?

Вральман.

Не крушинься, мая матушка, не крушинься; какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?

Г-жа Простакова.

То даром, что мой сын. Малый острый, проворный.

Вральман.

То ли пы тело, капы не самарили ефо на ушенье! Россиска крамат! Арихметика! Ах, хоспоти поже мой, как туша ф теле остаёса! Как путто пы россиски тфорянин уш и не мог ф сфете аванзировать пез россиской крамат!

Кутейкин (в сторону).

Под язык бы тебе труд и болезнь.

Вральман.

Как путто пы до арихметики пыли люти тураки несчётные!

Цыфиркин (в сторону).

Я те рёбра-то пересчитаю. Попадёсся ко мне.

Вральман.

Ему потрепно снать, как шить ф сфете. Я снаю сфет наизусть. Я сам тёрта калашь.

Г-жа Простакова.

Как тебе не знать большого свету, Адам Адамыч? Я чай, и в одном Петербурге ты всего нагляделся.

Вральман.

Тафольно, мая матушка, тафольно. Я сафсегда ахотник пыл смотреть публик. Пыфало, о праснике съетутца в Катрингоф кареты с хоспотам. Я фсё на них сматру. Пыфало, не сойту ни на минуту с косёл.

Г-жа Простакова.

С каких козёл?

Вральман (в сторону).

Ай! ай! ай! ай! Што я зафрал! (Вслух.) Ты, матушка, снаешь, што сматреть фсегта лофче зповыши. Так я, пыфало, на снакому карету и сасел, та и сматру польшой сфет с косел.

Г-жа Простакова.

Конечно, виднее. Умный человек знает, куда взлезть.

Вральман.

Ваш трашайший сын также на сфете как-нипудь фсмаститца, лютей пасматреть и сепя покасать. Уталец!

Митрофан, стоя на месте, перевёртывается.

Вральман.

Уталец! Не постоит на месте, как тикой конь пез усды. Ступай! Форт!

Митрофан убегает.

Г-жа Простакова (усмехаясь радостно).

Робёнок, право, хоть и жених. Пойти за ним, однако ж, чтоб он с резвости без умыслу чем-нибудь гостя не прогневал.

Вральман.

Поти, мая матушка! Салётна птиса! С ним тфои гласа натопно.

Г-жа Простакова.

Прощай же, Адам Адамыч! (Отходит.)

 

Вопросы к тексту:

1. Какое место в пьесе занимают приведённые отрывки?

2. Как в нём отражается конфликт комедии?

3. Какими качествами наделены герои? Как они проявляются в их речи?

4. Проанализируйте диалог Стародума и Правдина. Как отражены в нём исторические реалии Российского государства?

5. Каковы убеждения и жизненный     опыт Стародума и Правдина? Как они соотносятся с мировоззрением г-жи Простаковой, Скотинина и Митрофана?

6. Как разные герои комедии относятся к учёбе?

7. Кто на самом деле люди, выдающие себя за учителей?

8. На чём основан комический эффект эпизодов?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: