Х Р Е С Т О М А Т И Я
Часть 1
Учебное пособие для студентов специальности
080505 – «Управление персоналом»
Екатеринбург 2012
Хрестоматия ч. 1.: учебное пособие /Л.А.Пьянова, Н.А.Александрова, Н.Н.Невьянцева, Т.В.Окунева, С.Б. Тарасова. – Екатеринбург: УрГУПС, 2012. - с.
В учебном пособии рассматриваются вопросы развития теории управления в ХХ и ХХ1 веках, анализируются крупные теоретические направления, определяющие тенденции классических и современных тенденций управления, оценивается вклад российских ученых в мировую теорию менеджмента. Материал пособия позволяет дать представление об основополагающих идеях различных школ управления и их влиянии на развитие современного российского менеджмента. В хрестоматии даются выдержки из работ представителей научной школы менеджмента, административной школы, школы «человеческих отношений» и наук о поведении. Также, значительное внимание уделяется работам отечественных исследователей теории управления. В пособии представлены материалы современных зарубежных ученых, посвященных современным тенденциям развития теории и практики управления.
|
|
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов вуза, изучающих теорию управления. Хрестоматия состоит из двух частей: первая часть дает представление о классических и современных теориях менеджмента. Вторая часть – труды советских и российских исследователей проблем управления.
Издается по решению
редакционно - издательского совета Университета
Составители: Л.А. Пьянова – доцент кафедры «Управление персоналом и социология»,
канд. филос. наук, УрГУПС
Н.А. Александрова - доцент кафедры «Управление персоналом и
социология», канд. филос. наук, УрГУПС
Н.Н. Невьянцева – методист кафедры «Управление персоналом и
социология»
Т.В. Окунева – ассистент кафедры «Управление персоналом и социология»
С.Б. Тарасова - методист кафедры «Управление персоналом и
социология»
Рецензенты: Зав. сектором социальных инновай Института экономики УрО РАН
профессор, д. философ. н. Суховей А.Ф.
доцент кафедры «Управление персоналом и социология» УрГУПС
канд. социол. наук Шестопалова О.Н.
|
|
Уральский государственный университет
путей сообщения, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. КЛАССИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА……………………
1.2. Школа научного управления……………………………………….
1.3. Школа административного управления…………………………..
1.4. Школа «человеческих отношений» и наук о поведении…………
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ
НАЧАЛО ХХ в. – СЕРЕДИНА ХХ в. ………………………………
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
Посвящается 10 – летию кафедры
«Управление персоналом и социология»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
университет путей сообщения»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение любого предмета начинается с истории его становления и развития, классификации основных школ и направлений. Сегодня теория управления – это целая область знаний, самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою историю и традиции. Это также практика и искусство управления. Неслучайно, классик менеджмента отмечал, что исторические успехи нации на 80 % определяются не природными ресурсами, не экономическим базисом или технологиями, а эффективностью управления.
Переход России к рыночной экономике обусловил необходимость изучения и внедрения наиболее эффективных моделей управления. В этой связи нам нужно помнить об основных идеях менеджмента, которые выдержали испытание временем и не потеряли своего значения в наши дни. С другой стороны, необходимо изучение современных подходов к управлению организацией и ее человеческими ресурсами.
Знакомство с историей менеджмента – самое эффективное начало изучения науки управления, непременное условие формирования современного специалиста.
В первой главе пособия представлены основные идеи зарубежных ученых классического направления: Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, Г. Гантта, Ф. Файоля,
А. Маслоу и других исследователей практики и теории управления. В период с 1920-х годов до 1960 года в США были созданы фундаментальные исследования, проведены прикладные исследования, заложившие основу индустриальной социологии и психологии, которые и по сей день считаются классическими.
Во второй главе представлены работы отечественных ученых, посвященных проблемам управления. Необходимо отметить, что, начиная с 1920-х годов, в России наблюдался расцвет исследований в области организации труда и культуры управления. Сегодня мы вспоминаем имена крупнейших представителей отечественной науки – А. Гастева, П. Керженцева, Н. Кондратьева, С. Струмилина, Н. Витке, которые достигли значительных успехов в области НОТ, психологии и культуры труда. Значительный вклад в данную проблематику внесли ученые Центрального института труда во главе с А. Гастевым. Многие прикладные исследования, эксперименты в области организации труда, вне всякого сомнения, можно отнести к приоритетным, не знающим аналогов в мировой практике.
|
|
В третьей главе пособия представлены работы современных зарубежных исследователей теории управления – П.Друкера, Т.Питерса, Б. Уотерман, У. Оучи, Г. Кунца. Формирование данного неоклассического направления обусловлено вступлением развитых в экономическом отношении стран в постиндустриальный период своего развития, для которого характерно развитие научно-технического прогресса, бурный рост предпринимательских структур, построение систем, ориентированных на инновационное развитие, информатизация общества. Возникла новая неоклассическая парадигма управления. Оформился в самостоятельное направление системный, ситуационный и социо - культурный подход к управлению.. Ключевыми характеристиками рассматриваемого периода являются: усиление внимания к «человеческому» измерению бизнес – процессов, управление культурой организации, переход к стратегическому инновационному планированию и проектному управлению, партисипативный стиль управления, адаптивность и динамизм сетевых структур организации, переход к маркетинговому управлении, где потребитель как внешний клиент, и сотрудник как внутренний клиент становятся доминирующими фигурами бизнеса, обеспечивающими успех компании.
Авторы пособия ставили перед собой цель представить основные направления развития менеджмента в ХХ и ХХ1 вв., сконцентрировав внимание на крупных научных школах, составляющих классику и неоклассику теории управления.
Основными задачами авторов при составлении пособия являются:
- рассмотреть эволюцию управленческой мысли в ХХ – ХХ1 вв.;
- выявить вклад различных школ в теорию и практику менеджмента;
- показать главные вехи истории отечественной науки и практики управления;
- представить основные направления в развитии современного менеджмента.
Учебное пособие предназначено, прежде всего, для студентов специальности, 080505 – «Управление персоналом», изучающих дисциплину «История становления и развития теории управления», а, также, для студентов и аспирантов иных специальностей УрГУПСа. Хрестоматия состоит из двух частей: первая часть представлена данным изданием, вторая - посвящена работам советских и российских ученых в области менеджмента и управления персоналом.
|
|
ГЛАВА 1. КЛАССИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕТА