Общество зашиты и сохранения в России памятников искусства и старины признает правительственный проект совершенно нежизнен-
329
ным и не соответствующим давно уже наболевшей потребности в принятии самых серьезных и безотлагательных мер к ограждению разрушений и порчи имеющихся в России бесценных памятников искусства. Не останавливаясь на том соображении, что вопрос об охране памятников искусства ни в одном из иностранных законодательств не поставлен так неудовлетворительно в смысле материальном и организационном, как в проекте правительства, и не признавая, с другой стороны, входящим пределы задачи Общества — составление законопроекта, отвечающего преследуемой цели, Общество ограничивается указанием на наиболее выдающиеся недостатки законодательных предположений Министерства внутренних дел. При этом Общество считает долгом энергично настаивать на том, что указанные недостатки требуют коренной переработки главных оснований всего законопроекта и что осуществление его в жизни без таких существенных в нем изменений принесет делу охраны старины более вреда, чем пользы. Главные недостатки правительственного законопроекта заключаются, по мнению Общества, в следующем:
|
|
1) Жизненная постановка вопроса об охране памятников старины
находится в самой тесной и непосредственной зависимости от тех мате
риальных средств, которыми могут располагать для осуществления та
кой охраны центральные или местные органы, на коих эта охрана воз
ложена. Вопрос этот разрешен правительственным законопроектом в
высшей степени неудовлетворительно. Едва ли можно сомневаться в
том, что если скромное, не обладающее средствами, частное Общество
за годовое свое существование истратило около 8 000 руб. на поддержа
ние двух старинных зданий, то сумма в 15 000 руб., которая предполага
ется в правительственном законопроекте к ежегодному ассигнованию
для тех же целей будущему центральному Комитету, представляется со
вершенно не отвечающей своему назначению. Точно установить размер
означенной суммы в настоящее время за отсутствием опыта представ
ляется затруднительным. Общество полагает тем не менее, основываясь
на истраченных уже им на этот предмет средствах и на дошедших до его
сведения насущных потребностях ремонта и реставрации ценных па
мятников старины, а также на практике иностранных государств, что
подлежащая ежегодному отпуску будущему центральному учреждению
на этот предмет сумма не может быть на первое время менее 100 000 руб.
в год. Эта последняя цифра не должна считаться преувеличенной уже
по одному тому соображению, что во Франции, например, та же цифра
достигает в год 3 500 000 франков, из которых около половины прави
тельство берет на свой счет.
|
|
2) При самом поверхностном знакомстве с постановкой настояще
го вопроса в иностранных законодательствах и с практической его сто
роной вообще нельзя не прийти к тому непреложному заключению, что
330
(охрана памятников старины может быть правильно осуществлена не [ столько путем учреждения центрального органа, сколько установлени-I ем возможно большего числа органов местных. При наших громадных пространствах и плохих путях сообщения учреждение специальных, ве-| дающих исключительно этим вопросом, лиц и должностей является на-[ столько безусловной необходимостью, что всякий закон, с ней не счи-' тающийся, будет, по мнению Общества, на практике и бесполезен и не применим. На таких лиц, которые должны, по служебному их положению, занимать должность не ниже 5-го класса и получать, кроме разъездных и канцелярских денег, не менее 3 500 руб. жалованья — должны ь возложены разъезды по местам, регистрация памятников старины, 1аблюдение за их ремонтом, донесение центральному органу о несоблю-ии правил их охраны или об их умышленной или неумышленной юрче, облегчение даваемых Комитетом поручений об их реставрации и г.п. многочисленные обязанности, связанные с ближайшими целями троектируемого закона. Обязанности эти должны быть осуществляемы 'путем постоянных и деятельных сношений с центральным Комитетом, от которого такие лица должны находиться в непосредственной зависимости. Число их могло бы на первое время быть ограничено 10, приме-1 нительно к разделению империи на археологические или университет-1 ские округа.
Такого учреждения проектируемый закон вовсе не имеет в виду, устанавливая столь необходимый и важный местный надзор лишь при посредстве не подчиненных Центральному комитету и уже существующих разных учреждений, епархиальных или архивных, и притом только с их на то согласия, или же — через устраиваемые Комитетом случайные попечительства, добровольно принимающие на себя подобные обязанности (ст. 21 и 23). Всякому мало-мальски знакомому с местной жизнью и условиями до очевидности ясно, что такого рода надзор, не обязательно осуществляемый лицами и учреждениями, совершенно не подчиненными Комитету и не вознаграждаемыми за их труды, так как ассигнуемые законом 500 р. на губернию еле хватит на канцелярские расходы, сведется на практике к тому отсутствию всякого надзора, которое и послужило главным основанием проектируемого законоположения. Общество держится того твердого убеждения, что без установления особого и специального местного надзора в приблизительно указанных выше пределах и формах, всякий закон об охране отечественной старины должен быть признан не отвечающим требованиям жизни.
3) Предполагаемый состав Центрального комитета является, несмотря на привлечение в него нескольких лиц свободных профессий, учреждением чисто бюрократического характера, совершенно не соответствующим тому жизненному делу, которое на него возлагается. Дейст-
331
вительно, представителей разных ведомств в состав постоянных членов Комитета предполагается привлечь в числе 13 (ст.ст.5 и 6), лиц свободных профессий — в числе 5. При таком численном соотношении этих последних лиц, привлечение их к участию в делах Комитета представляется совершенно бесцельным, т.к. их голос может, очевидно, иметь значение только совещательное.
Такое пассивное их в деле участие едва ли может быть признано отвечающим тем требованиям, которые сам закон предъявляет к означенным лицам, указывая на то, что они должны быть назначаемы из числа людей, известных своими особыми трудами по археологии и искусству. Нельзя при этом не заметить, что явное несоответствие правил проектируемого закона с потребностями жизни наглядно проявляется еще и в том, что отрывая таких лиц от их постоянных занятий и возлагая на них служебные обязанности по делам Комитета и даже разъездов по местам, закон проектирует за особые труды на всех членов Комитета вообще, в том числе, следовательно, и на лиц свободных профессий в качестве факультативного вознаграждения всего 10 000 рублей в год.
|
|
Привлечение, с другой стороны, в постоянный состав Комитета 13 представителей ведомств нисколько не вызывается необходимостью. Можно ли действительно найти разумные основания включения в Комитет пяти членов от св. Синода, двух от Министерства народного просвещения, одного от Министерства внутренних дел, хотя Комитет сам по себе уже находится в ведении этого последнего Министерства, и т.д.
Общество, со своей стороны, полагало бы возможным ограничить обязательное участие представителей ведомств только теми делами, которые касаются именно предметов их ведомств; в качестве постоянных членов привлечь в состав Комитета лишь по одному представителю от: 1) Академии художеств, 2) от Академии наук, 3) имп. Археологической комиссии, 4) имп. Археографической комиссии, 5) Всероссийского археологического съезда, 6) Комитета попечительства о русской иконописи и 7) Техническо-строительного комитета при Министерстве внутренних дел.
Такой состав центрального органа, включающий в себя 12 лиц, отдавшихся по призванию или вкусу вопросам искусства и старины, мог бы, по мнению Общества, служить достаточной гарантией целесообразного исполнения возложенных на Комитет обязанностей. Не может считаться подобный состав и противоречащим точке зрения чисто бюрократической. По предположениям законопроекта решения Комитета воспринимают силу только с утверждения Министерства внутренних дел, с другой стороны, к участию в громадном количестве дел, подлежащих его ведению, будут по обязанности привлечены представители св.
|
|
332
Синода, Государственного контроля и Министерств финансов и юстиции, как ведомств наиболее заинтересованных во многих вопросах, вытекающих из пределов компетенции и власти Комитета.
Исходя затем из того очевидного соображения, что всякий даровой труд, особенно соединенный с отвлечением от текущих занятий, не может, за редчайшими исключениями, давать желаемых результатов, Общество считает, что, кроме намеченных в законопроекте 10 000 руб. за особые труды или разъезды всем вообще членам Комитета, необходимо было бы установить, чтобы лица свободных профессий, привлекаемые к постоянному участию в делах Комитета, пользовались годовым содержанием не менее 3 000 рублей каждый.
4) В высшей степени важно, по мнению Общества, определенное в
законе выражение безусловного подчинения Комитету во всех вопро
сах, касающихся охраны старины, всех местных и особенно церковно-
епархиальных учреждений, этим вопросом в настоящее время ведаю
щих. В этом отношении Общество не может не заметить, что, как это
особенно наглядно доказала Комиссия, занимавшаяся разработкой
настоящего законопроекта, св. Синод усматривает во всяком вмеша
тельстве светской власти в предмет его ведения — посягательство на
его духовную власть. Власть эту св. Синод охраняет чрезвычайно рев
ниво, держась далеко не оправдываемого на деле убеждения, что луч
шими охранителями церковной старины являются епархиальные уч
реждения. Практика показывает, однако, как мало это мнение отвеча
ет истине. Мартиролог отечественных церквей слишком известен,
чтобы останавливаться на бесчисленных примерах самого невежест
венного пренебрежения и вандализмов, допускаемых священниками и
епархиальными учреждениями по отношению именно ко вверенной
их охране старине. В этом отношении достаточно указать хотя бы на
то, что памятник, имеющий не только всероссийское, но даже миро
вое значение — храм Василия Блаженного в Москве, может со дня на
день развалиться, как это подробно доказывает в докладе своем акаде
мик-архитектор Суслов, исчисляющий суммы, потребные на его бе
зотлагательный ремонт, в 170 000 руб. Существующие при этом в хра
ме порядки, в смысле опасности от пожара и отсутствия самых элемен
тарных правил благоустройства, представляются, согласно многочис
ленным приводимым тем же Сусловым данным, совершенно неверо
ятными.
5) По смыслу статей 1, 27 и 29 к числу древностей и памятников,
Подлежащих особой охране и регистрации, причисляются церкви и ча
совни, построенные до 1725 года. Эта ничем необъяснимая дата долж-
Ча, по мнению Общества, быть заменена правилом, согласно которому
Указанные меры охраны могут быть применяемы ко всем произведени
ям зодчества, существующим не менее 50 лет.
333
Постатейные объяснения. |
/. Установить прилагаемое при сем «Положение об охране древностей» |
В отделах I—VI законопроекта произведены изменения технического свойства и переработана редакция. |
///. В изменение и дополнение подлежащих узаконений постановить: помимо учреждений, означенных в статьях 4 и 22 упомянутого в отделе I Положения, никакие другие учреждения не могут делать постановлений, касающихся вопросов, связанных с охраною древностей, кроме случаев, предусмотренных статьями 33 и 34 сего Положения. |
Не останавливаясь в заключении на многочисленных технических недостатках предлагаемого законопроекта, Общество считает лишь нужным отметить один из них, имеющий существенное значение. Законопроект, говоря в примечании к статье 21, в статье 27 и др. о древностях, имеющих церковный характер, и о предметах церковной старины, забывает, по-видимому, о том, что такие предметы и старина могут и не иметь отношения до православного культа, как, например, мечети, церкви католические, армяно-грегорианские и др., и относит все возникающие по их охране вопросы к предметам ведения исключительно православного епархиального начальства. Нельзя также не заметить, что выражение «древности», которым законопроект характеризует предметы, подлежащие охране, совершенно не соответствует понятию об этих предметах.
Совокупность приведенных соображений приводит Общество к заключению о необходимости ходатайствовать перед законодательными учреждениями об изменении законопроекта Министерства внутренних дел в изложенном смысле или о полном его отклонении. При этом Общество считает долгом присовокупить, что положение вопроса об охране отечественной старины в настоящее время настолько обострилось, что более или менее значительное промедление в издании по этому предмету рационального законоположения может привести к отсутствию потребности в такой мере уже по одному тому, что чрез весьма немного, может, времени в России охранять будет нечего.
Заканчивая приведенным соображением заключение свое по обсуждаемому законопроекту, Общество берет на себя смелость привлечь внимание законодательных учреждений на давно уже назревшую настоятельную потребность сосредоточения в России в руках крупного центрального органа, кроме вопроса, составляющего предмет настоящей записки, и всех остальных вопросов, непосредственно связанных с интересом отечественного искусства.
Заведывание всеми учреждениями, посвященными художественному воспитанию и образованию юношества, управление охраной нашего исторического прошлого, поощрение художественных ремесел, а, может быть, и главенство над всем ремесленным образованием, централизация деятельности всех отечественных музеев и общественных хранилищ — все эти огромной важности вопросы могли бы, по мнению Общества, получить отвечающее их целям разрешение только в том случае, если бы они были объединены в ведении одного властного центрального управления, каким могло бы быть только новое Министерство или Главное управление изящных искусств и ремесел.
Охрана памятников истории и культуры
в России. XVIII — начало XX вв.
Сборник документов. М., 1978. С. 299-305.
334
Т
№183. 1913 г.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
законопроекта о мерах к охранению памятников древности
в редакциях Министерства внутренних дел и Комиссии Государственной думы с постатейными к нему объяснениями
Текст Комиссии |