Общественного порядка в первые послевоенные годы

(1941-1953 гг.)

C началом Великой Отечественной войны составной частью общей программы превращения страны в единый боевой лагерь явилось усиление государственной безопасности и общественного порядка. В этой работе важное место отводилось органам внутренних дел, обязанность которых значительно расширились. Перед ними 22 июня 1941 года Указом ПВС СССР «О военном положении», директивой НКГБ СССР «О мероприятиях органов госбезопасности в связи с начавшимися военными действиями с Германией», а также директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» ставились конкретные задачи; обеспечить быстрое продвижение транспортов с войсками и военными грузами; организовать охрану заводов, электростанций, мостов, телефонной и телеграфной связи; вести беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов; уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов и др. Кроме того, на органы внутренних дел возлагались обязанности по обеспечению проведения в жизнь приказов и распоряжений военных властей, регламентировавших режим в местностях, объявленных на военном положении.

В этот период в НКВД СССР создавались только структурные подразделения, которые были необходимы в военное время. В начале войны формируются специальные войска по охране тыла действующей Красной Армии. Во исполнение постановления СНК СССР от 24 июня 1941 года «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе», для руководства боевой и служебной деятельностью истребительных батальонов образовывается Штаб истребительных батальонов. Такие штабы имелись и в НКВД республик, УНКВД краев и областей.

Важным мероприятием правительства в перестройке деятельности органов внутренних дел было принятие Указа ПВС СССР от 20 июля 1941 года об объединении Народного комиссариата государственной безопасности СССР и Народного комиссариата внутренних дел в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР. 3 августа 1941 года Президиум Верховного Совета БССР своим Указом производит объединение НКГБ и НКВД республики в единый Наркомат. Это позволило сосредоточить все усилия по борьбе с вражеской преступностью в одном органе, укрепить охрану общественного порядка в государстве, объединить все силы и средства названных ведомств в одних руках, активнее использовать их.

Решение стоящих перед милицией задач потребовало частичной ее перестройки, дальнейшего развития структуры и функций. При областных и городских управлениях милиции формировались милицейские подразделения по воинскому типу, личный состав переводился на казарменное положение. Силами милиции организовывалось круглосуточное патрулирование, все мероприятия, касающиеся охраны общественного порядка, согласовывались с военным командованием, военными комендантами на железнодорожных станциях и руководством транспортной милиции.

В Беларуси обстановка сложилась так, что органам внутренних дел приходилось самостоятельно или совместно с пограничниками и бойцами Красной Армии вести бои с немецкими захватчиками. Они громили врага в Бресте, под Гродно, Причами, Гомелем, Могилевом, Витебском и Суражем. Не зря гитлеровское командование издало приказ: бойцов в форме милиции, НКВД в плен не брать.

С оккупацией республики НКВД БССР был ликвидирован. Многие сотрудники органов внутренних дел вступили в ряды действующей армии, продолжили службу по охране общественного порядка в тылу, влились в партизанские отряды, ушли в подполье. И где бы они не находились, даже в самой сложной обстановке не падали духом, а с достоинством выполняли ответственные задачи, показывая при этом примеры доблести и героизма.

С началом освобождения республики со второй половины сентября 1943 года НКВД БССР был воссоздан и структурно не претерпел сколько-нибудь значительных изменений по сравнению с тем, каким был до войны. Главная роль в системе НКВД, принадлежала по-прежнему Главному управлению милиции как по задачам, на них возложенным, так и по количественному составу.

 Среди множества функций органов милиции по-прежнему главное место занимала борьба с преступностью и охрана общественного порядка, охрана государственного и общественного имущества, борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью. В этот период жестокой была борьба и с бандитскими формированиями, которая велась под руководством Управления по борьбе с бандитизмом вплоть до начала 50-тых годов.

В послевоенные годы осуществляется последовательное совершенствование организационной структуры органов милиции, укрепление ее кадрового потенциала, широкое привлечение трудящихся к участию в работе милиции.

Указ Президиума Верховного Совета БССР

«О разделении НКВД на НКГБ и НКВД»

4 марта 1941 г.

 

Разделить Народный Комиссариат внутренних дел БССР на два Народных Ко­мисса­риата:

1. Народный Комиссариат внутренних дел БССР

2. Народный Комиссариат государственной безопасности БССР.

СЗ БССР и Указов Президиума Верховного Совета БССР за 1938–1955 гг. С. 51.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

О военном положении

22 июня 1941 г.

 Военное положение в соответствии со ст. 49, п. «п», Конституции СССР объявляется в отдельных местностях или по всему СССР в интересах обороны СССР и для обеспечения общественного порядка и государствен­ной безопасности.

 В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов, – высшему командованию войсковых соединений.

 В местностях, объявленных на военном положении, военным властям (п. 2) предоставляется право:

а) в соответствии с действующими законами и постановлениями Правительства привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями;

б) устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений;

в) объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей;

г) производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у государственных, общественных и кооперативных предприятий и организаций, так и у отдельных граждан;

д) регулировать время работы учреждений и предприятий, в том числе театров, кино и т. д., организацию всякого рода собраний, шествий и т. п., за­прещать появление на улице после определенного времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц;

е) регулировать торговлю и работу торгующих организаций (рынки, магазины, склады, предприятия общественного питания), коммунальных предприятий (бани, прачечные, парикмахерские и т. д.), а также устанавливать нормы отпуска населению продовольственных и промышленных товаров;

ж) воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении;

з) выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении, или из отдельных ее пунктов лиц, признанных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой.

4. По всем вопросам, предусмотренным п. 3 настоящего Указа, военные власти имеют право:

а) издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за неисполнение этих постановлений наказания в административном порядке в виде лишения свободы сроком до 6 месяцев или штрафа до 3000 руб.;

б) отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать от них безусловного и немедленного исполнения.

 Все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации и предприятия обязаны оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны страны и обеспечения общественного порядка и безопасности.

 За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежат уголовной ответственности по законам военного времени.

 В изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов, а именно:

а) дела о государственных преступлениях;

б) дела о преступлениях, предусмотренных Законом от 7 августа 1932 г. об охране общественной (социалистической) собственности;

в) все дела о преступлениях, совершенных военнослужащими;

г) дела о разбое (ст. 167 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик);

д) дела об умышленных убийствах (статьи 136-138 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик);

е) дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи (ст. 81 УК РСФСР и соответствующие ей статьи УК других союзных республик);

ж) дела об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности (ст. 68 УК РСФСР и соответствующие ей статьи УК других союзных республик) и о сопротивлении представителям власти (статьи 73, 731 и 73 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик);

з) дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия (статьи 164а, 166а и 182 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик).

Кроме того, военным властям предоставляется право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных уголовными кодексами союзных ре­спублик, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения.

8. Рассмотрение дел в военных трибуналах производится по правилам, установленным «Положением о военных трибуналах в районах военных действий».

9. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежат и могут быть отменены или изменены лишь в порядке надзора.

10. Настоящий Указ распространяется также на местности, где в силу чрезвычайных обстоятельств отсутствуют местные органы государственной власти и государственного управления СССР.

Сборник Законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР 1938–1944 гг. М., 1945. с. 129–131.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: