II. Цель кафедры на ближайшее десятилетие

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ

«Колесные и гусеничные машины»

Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета (ФГБОУ ВПО СПб ГПУ)

I. Исторические предпосылки

В целях научного и кадрового обеспечения российской автомобильной и авиационной промышленности в 1907 году Петербургский политехнический институт по собственной инициативе впервые объявил приём на механическое отделение, в числе машиностроительных специальностей которого была и специальность «Двигатели внутреннего сгорания и автомобили». В 1909 г. была создана соответствующая кафедра «Авиационные двигатели и автомобили».

Хотя в то время ежегодный выпуск автомобилей в США и Европе уже измерялся десятками тысяч, в России производство автомобилей, организованное с 1896 г. на «Экипажной фабрике Фрезе и К°» в Санкт-Петербурге, составляло, в лучшем случае, десятки штук в год, а с началом выпуска автомобилей на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге было доведено до примерно 100 штук в год. Двигатели и некоторые другие агрегаты и системы на этих автомобилях были импортными.

Таким образом, создание кафедры было заделом на весьма далекое будущее — в царской России выпускники кафедры для работы по полученной специальности практически не были востребованы, хотя благодаря высокому качеству образования ценились в других отраслях. Бурное развитие автотракторной, а затем — и танковой промышленности в России при непосредственном участии политехников началось спустя полтора-два десятка лет после создания кафедры, что подтвердило дальновидность руководителей Политехнического института.

В 1922 г. в составе отделения индустриального земледелия начала функционировать кафедра «Тракторостроение и механизация сельского хозяйства». В 1927 г. специальности были объединены, и обучение инженеров автотракторного профиля осуществлялось в рамках специальности «Автомобили, тракторы и легкие двигатели» под руководством профессора В.Ю. Гиттиса.

При очередной реорганизации института в 1934 г. кафедра «Автомобили и тракторы» перешла на факультет энергетического машиностроения. При кафедре работала автотракторная лаборатория, оснащенная современным стендовым оборудованием и приборами. Все установки и стенды широко использовались как для проведения учебных лабораторных работ, так и для научных исследований. Подготовка инженеров была направлена на выпуск специалистов широкого профиля с глубокой фундаментальной подготовкой. Формированию у выпускников высокого уровня знаний способствовали и тесные связи кафедры с основными предприятиями транспортного машиностроения.

Особенно большое влияние выпускники кафедры оказали на развитие отечественного танкостроения. В первую очередь следует назвать таких всемирно известных разработчиков танков и другой военной техники, как:

- трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и пяти Сталинских премий Николай Леонидович Духов;

- создатель танка Т-34 Михаил Ильич Кошкин;

- генеральный конструктор авиационных двигателей и газотурбинного двигателя для танка Т-80, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, Сталинской и Государственной премий Сергей Петрович Изотов;

- создатель танков ИС-2, ИС-7 и ПТ-76, БТР-50П, лауреат Сталинской премии Николай Фёдорович Шашмурин.

Ещё в 50-х годах на кафедре совместно с ВНИИТрансМаш проводились работы по созданию первого в СССР опытного образца гусеничной машины с газотурбинным двигателем.

С 1966 г. по просьбе промышленных предприятий Минвуз начал увеличивать прием на 1 курс кафедры, доведя его к 1973 г. до пяти учебных групп (125 человек). Одновременно Министерством оборонной промышленности были выделены финансовые средства, позволившие кафедре значительно увеличить свои площади за счет переезда в 5-й учебный корпус. Увеличился и преподавательский штат, возрос прием в аспирантуру, объем хоздоговорных работ, оснащенность учебными и научными стендами и установками. В совокупности с Кировским заводом, ВНИИТрансМаш, ВНИТИ кафедра прочно заняла место одного из центров отечественного танкостроения. Учитывая большой вклад политехников в развитие отечественного танкостроения, в 1999 году по распоряжению Председателя Правительства РФ В.В.Путина СПбГПУ был передан демилитаризованный танк Т-80БВ.

Велись на кафедре и работы по созданию планетоходов. Сотрудники и выпускники кафедры принимали участие в создании луноходов, нескольких поколений автоматических аппаратов для исследования поверхности Венеры, Марса и его спутника Фобоса. На основе мировых достижений и колоссального вклада инженеров и ученых-политехников (содружества коллективов ВНИИТрансМаш и кафедры) в космическую робототехнику, Родина доверила специалистам-выпускникам кафедры разработку и объектов для открытого космоса в рамках приоритетных международных и национальных программ: Международной орбитальной космической станции «Мир», многоразового орбитального корабля «Буран» и др.

Созданный при ведущей роли выпускников кафедры – сотрудников космического направления ВНИИТрансМаш робот стал единственной телеуправляемой машиной, сыгравшей решающую роль в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. После чего была выполнена серия зарубежных заказов подобной техники, в частности для космической и атомной отраслей промышленности Франции, были заключены договора с Германией, КНР другими развитыми странами.

С 1989 года на кафедре обучалась целевая группа по набору АвтоВАЗа. В 1994 году получена лицензия на обучение студентов по специальности «Автомобиле- и тракторостроение».

В 1993 г. была установлена связь с Северо-Китайским научно-исследовательским институтом в Пекине и машиностроительным заводом в городе Баотоу. Сотрудники кафедры читали лекции, проводили консультации по расчету и конструированию транспортных машин, разрабатывали программное обеспечение.

С начала 90-х гг. на кафедре под руководством доцента А.Д. Элизова функционирует Лаборатория электродвижения, занимающаяся, в частности, разработкой для людей с ограниченными физическими возможностями реабилитационной техники, включая принципиально новые малоразмерные самоходные многофункциональные транспортные средства (шасси трансскутеров и роботов), способные преодолевать лестничные марши и другие профильные препятствия.

За годы существования кафедра выпустила более 3000 специалистов с высшим образованием, среди которых многие стали крупными учеными, конструкторами и организаторами производства. Кафедру окончили 2 лауреата Ленинской премии, более 30 лауреатов Сталинской и Государственной премий, около 30 докторов технических наук и более 150 кандидатов технических наук.

Даже в сегодняшнее трудное для науки и высшей школы время работниками кафедры ежегодно публикуется свыше полусотни научных и учебно-методических трудов, патентуются десятки изобретений, «выдается на горá» реальный инновационный продукт. Кафедра ничем не уступает аналогичной кафедре знаменитого МГТУ им. Н.Э.Баумана. Весом и процент студенческих научных достижений.

В настоящее время Санкт-Петербургский Государственный Политехнический университет является единственным образовательным учреждением в Северо-Западном регионе России, осуществляющим подготовку специалистов с высшим образованием для производства автотранспортной техники и специальной гусеничной техники (Специалистов по эксплуатации автотранспорта в Санкт-Петербурге готовят в СПбГУСиЭ, СПбГЛУ им. С.М.Кирова, СПбГАУ, НМСУ «ГОРНЫЙ», ПГУПС и СПбГАСУ).

 

 

II. Цель кафедры на ближайшее десятилетие

 

Усилить лидирующие позиции в регионе в области подготовки высококвалифицированных специалистов для проектирования и производства современной автотракторной техники и военных гусеничных машин.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: