Методики анализа и использования прибыли организации

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность. Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующим формулам.

1. Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль продаж:

 или

где:

­­­­­­­­­­­— прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения выручки от продаж продукции, руб.;

 — прибыль от продажи базисного (предыдущего) периода, руб.;

 — индекс изменения объема продажи, определяемый отношением выручки от продажи (без НДС) отчетного периода ( к выручке от продажи предыдущего периода (  по формуле:

.

2. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продажи (:

где:

C , C  — себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода, руб.

3. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продажи (

где:  — управленческие расходы предыдущего и отчетного периода соответственно, руб.

4. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продажи (:

  

где:   — коммерческие расходы предыдущего и отчетного периода соответственно, руб.

5. Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период:

Для оценки эффективности использования ресурсов, потребленных в процессе производства, применяются показатели рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность различных направлений деятельности предприятия. Они более полно, чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Показатели рентабельности объединяют в несколько групп:

1. показатели, характеризующие рентабельность издержек производства;

2. показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей [Дыбаль, 2005, С. 170].

Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли по данным формы №2 бухгалтерской отчетности.

1. Рентабельность затрат (  характеризуется отношением прибыли от продажи продукции (П  к полной себестоимости реализованной продукции (C :

где:  — общая сумма затрат на производство и реализацию продукции.

2. Рентабельность продаж () измеряется отношением величины прибыли к объему продаж. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

В зависимости от показателя прибыли различают рентабельность продаж:

а) как отношение прибыли от продажи (П ) к выручке от продажи (R ), %:

б) как отношение налогооблагаемой прибыли (П  к выручке от продажи (

в) как отношение чистой прибыли (П  к выручке от продажи (), %

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж.

3. Коэффициенты рентабельности капитала исчисляются отношением величины прибыли к среднегодовой величине капитала и его составных частей [Там же, С. 172]. При расчете коэффициентов используется налогооблагаемая прибыль (П ), чистая прибыль (П .

В зависимости от вида капитала различают показатели рентабельности:

а) рентабельность всего имущества (  — как отношение налогооблагаемой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости имущества предприятия, %:

 

 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: