II. Путь отречения и путь преображения

16. В Тантре метод (санскр. упая; тиб. таб: thabs) и энергия (санскр. праджш; тиб. шераб: shes-rab) считаются двумя основополагающими принципами бытия, соответ­ствующими мужской и женской, или солнечной и лунной, энергиям. Праджня (высшее знание) в данном контексте является синонимом энергии.

17. Пять совокупностей (скандх) — основополагающее понятие буддийской психологии. Это форма, ощущение, восприятие, побуждение и сознание. См.: С. Trungpa, Glimp­ses of Abhidharma, Shambala Publications, Boston.

18. Пять страстей — гнев, привязанность, омраченность ума, гордость и ревность.

19. Пять будд — проявления состояния человека на уровне самбхогакаи. Пять мудростей связаны с аспектами пяти основных элементов: пространство, воздух, вода, земля и огонь. Об их названиях и правильных соответствиях см. К. Dowman, Skydancer, Routledge and Kegan Paul, London, 1984.

20. Считается, что тантру Калачакры проповедовал Буд­да Шакьямуни в возрасте восьмидесяти одного года в Юж­ной Индии, у ступы Дханакута.

21. Четыре деяния мудрости таковы: усмиряющие дея­ния — для очищения, им соответствуют элемент вода, вос­точное направление, белый цвет; гневные деяния — для пре­одоления вредоносных энергий, им соответствуют элемент воздух, северное направление, зеленый цвет; деяния силы — для покорения, им соответствуют элемент огонь, западное направление, красный цвет; деяния роста — для процвета­ния, им соответствуют элемент земля, южное направление, желтый цвет.

22. Чакры (букв, «колеса») — основные центры, в кото­рых сосредоточивается энергия человеческого тела. Соглас­но разным методам, применяемым в различных тантрах, визуализируют четыре, пять, шесть или семь чакр. Нади — тонкие, нематериальные каналы, по которым циркулирует энергия.

23. Ануттара-тантры делятся на отцовские тантры, в ко­торых большее внимание уделяется стадии зарождения (кьедрим); материнские тантры, в которых более важна ста­дия завершения (дзогрим), и недвойственные, в которых обеим стадиям практики придается одинаковое значение.

24. «Божество» — приблизительный перевод слова йи-дам (yi-dam), буквально означающего «святой ум». В Тантре божество — это проявление чистого измерения самого чело­века, а не что-то внешнее. Гневная форма божества символи­зирует динамическую природу энергии; радостная форма — переживание блаженства, а мирная — состояние покоя ума, свободное от мыслей.

III. Путь самоосвобождения

25. Самантабхадра (Кунтусангпо: Kun-tu bzang-po) — изначальный будда, символ состояния дхармакаи. Он изоб­ражается обнаженным, без украшений, синего цвета, что по­казывает чистоту Сущности и глубину шуньяты.

26. Цикл сутр, называемый Праджняпарамитой, верши­на учений Махаяны, считается откровением Нагарджуны, известного индийского учителя, который был основополож­ником мадхьямики, или Срединного Пути.

27. Для правильного понимания идеи пустоты в сутрах в качестве примера приводятся рога зайца и рога быка. Такой вещи, как рога зайца, никогда не бывало, и поэтому было бы бесполезно отрицать их существование. С другой стороны, если бы мы стали отрицать существование рогов быка, то отрицали бы существование того, что считаем ре­альным и материальным. Точно так же пустота — это не ат­рибут абстрактного состояния вещей, а сама природа их ма­териальности.

28. Тугдже магагпа (thugs-rje ma 'gags pa). Во многих за­падных переводах текстов Дзогчена термин тугдже (thugs-rje) передается как «сострадание». Согласно объяснению Намкая Норбу, это неточное и неполное толкование терми­на. Туг означает «состояние ума», а дже — «владыка». В дей­ствительности здесь имеется в виду энергия, проявление из­начального состояния. В Сутре считается, что сострадание — это энергия пустоты и поэтому оно также называется тугдже. Но в Дзогчене сострадание рассматривается только как один из многих аспектов энергии.

29. См.: N. Norbu (editor), // Libro Tibetano del Morti, Newton Compton, Roma, 1979; или: F. Freemantle and C. Trungpa, «The Tibetan Book of Dead, Shambala Publications, Berkeley and London, 1975; а также: G. Orofino (editor), Insegnamenti Tibetani su Morte e Liberazione, Edizioni Medi-terranee, Roma 1985, вскоре должна быть опубликована на английском языке под названием Tibetan Teachings on Death and Liberation, Wisdom Publications, London.

30. Puma (rig-pa) — одно из ключевых понятий в учении Дзогчен. Его буквальное значение — «знание», но принятое употребление этого термина в Дзогчене выражает гораздо

больше. Он означает прямое интуитивное знание изначаль­ного состояния, сохраняемое как живое присутствие. В этой книге я перевожу термин ригпа как «состояние присут-ствия», а иногда просто как «присутствие», хотя это же слово я использую и для передачи тибетского слова дрэнпа (dran-pa), которое скорее означает «присутствие ума».

31. Термин нирманакая обычно также обозначает прояв­ление просветленного, который для проповеди учения при­нимает облик человека или другого существа. Проявления­ми нирманакаи считаются, например, Будда Шакьямуни, Падмасамбхава и Гараб Дордже.

32. Абхисамаяланкара — сочинение Асанги, знаменитого индийского философа традиции Махаяна.

33. gYung-ston rdo-rje dpal (1284-1365).

IV Важность передачи

34. Тапихрица — один из самых выдающихся учителей линии устной передачи Дзогчена, идущей из Шанг-Шунга (Дзогпа ченпо Шанг-Шунг нъенгъюд: rDzogs-pa chen-po Zhan-Zhungsnyan-brgyud). Хотя она была записана только в седь­мом веке н. э., в ней содержатся, по сути, самые древние уче­ния бона.

35. Методы практики, приводящие к обретению Тела Света, — это в основном тодгал (thod-rgal) и янгтиг (yang-tig), которые содержатся в разделе Тайных Наставлений. Основа этих практик — состояние созерцания.

36. Ваджрасаттва, который изображается с улыбкой на лице, белого цвета, в шелковом убранстве, с ваджрой и ко­локольчиком в руках, олицетворяет самбхогакаю. Практика Ваджрасаттвы особенно действенна для очищения.

37. Примеры притч и загадок в сочинениях Дзогчена можно найти в работе N. Norbu, Emaho, a Study of the Drung, De'u, Bon, chapters I and II, Library of Tibetan Works and Archives, to be published in 1988.

38. Тилопа (988-1069) и Наропа (1016-1100) - два пер­вых учителя линии передачи, к которой позднее принадле­жали Марпа и Миларэпа и от которой возникла традиция кагьюпа.

39. Ваджракилая — один из восьми циклов садхан тан-трийских божеств, введенных в Тибете Падмасамбхавой.

40. Йеше Цогьял (Ye-shes mtso-rgyal) была главной суп­ругой и ученицей Падмасамбхавы. Ее биография приведена в книге: Keith Dowman, Skydancer, Routledge and Kegan Paul, London 1984.

41. Дамару — маленький двусторонний барабан, исполь­зуемый в тантрийских ритуалах. Иногда делается из челове­ческого черепа.

42. Несмотря на то, что тексты Дзогчена не содержат учений пути преображения, они называются тантрами, по­тому что в них объясняется природа изначального состоя­ния человека, которая представляет собой непрерывность (тантра) проявления энергии.

43. Здесь имеются в виду именно тексты-терма, называ­емые «сокровища состояния знания».

44. Nyag-blа pad-ma bdud-'dul (1816-1872).

45. Ганапуджа — состоящий из нескольких частей тан-трийский ритуал, цель которого заключается в подтвержде­нии обещания, или обязательства (самайя), связывающего ученика и учителя, а также учеников. Кроме того, вкушая на ганапудже пищу и питье, практикующие развивают свою способность соединять созерцание с чувственными удо­вольствиями, а также погружаться в состояние, запредель­ное двойственности, что является внутренним смыслом самайи.

46. Чод (gcod) — практика, которая основана на вооб­ражаемом поднесении собственного тела духам и другим существам, являющимся причинами несчастий и препят­ствий, и направлена на то, чтобы усмирить их и заплатить им кармические долги. Чод поется под аккомпанемент дамару и колокольчика. Эту практику, которая первона­чально основывалась на принципе пустоты, отраженном в Праджняпарамите, впоследствии развила и усовершен­ствовала великая тибетская женщина-учитель Мачиг Лабд-рон (Ma-gcig lab-sgron: 1055-1149).

47. Биографию этой необычайной йогини, считавшейся живой дакини, можно найти в книге: Т. Allione Women of Wisdom, Routledge and Kegan Paul, London, 1984.

48. Цангпа Друбчен — одни из главных учителей Кьенце Чокьи Вангчуга (mKhyen-brtse chos-kyi dbang-phyug; 1910-1973), дяди Намкая Норбу.

49. Этого дядю звали Тогдэн Оргьен Тэндзин (rTogs-Idan o-rgyan bstan-'dzin). Согласно последним сообщениям из Тибета, он также обрел Тело Света.

50. Додрубчен, Джигмед Тэнпэй Ньима (rDo-grub-chen, 'jigs-med bstan-pa'i nyi-ma; 1865-1926) — третье перевопло­щение Додрубчена Джигмеда Тринлэ Одсера (rDo-grub-chen 'jigs-med phrin-las 'od-zer; 1745-1821), пятого ученика великого учителя Джигмеда Лингпы ('Jigs-med gling-pa).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: