Основные направления в исламе

В результате внутренних противоречий в исламе по второй половине VII в. возникли три направления: хариджиты (араб. "хараджа" — выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая группировка), сунниты и шииты (ар. "шиа" — приверженцы, партия; по-другому "Шиат-Али" — партия Али).

Хариджитские общины, действовавшие в разное время и в разных краях Халифата в средние века, потеряли былую силу (азракиты, ибадиты, суфиты и др.). В настоящее время существует одна хариджитская община — ибадиты (в Омане и в некоторых районах Африки).

Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от других направлений, в суннизме не возникали особые течения или секты. Только в новое время как религиозно-политическое движение появились ваххабиты.

Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол халифата. Суннизм, который опирается на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) — двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной духовной власти, т. е. предоставление трона халифов вначале Али, а после его смерти — его потомкам (так возникло учение об имамате).

Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. двенадцатый по счету имам — Мухаммед бен аль-Хасан — таинственно исчез ("ал-Ка'им" — скрытый). Шииты поклоняются этому имаму и верят, что перед Страшным Судом явится махди для установления на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами [166] которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные "священные писания" — ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али.

Местами поклонения у шиитов кроме Мекки являются Неджеф, Кербела (Ирак), Кум и Мешхед (Иран). Наиболее влиятельными духовными лицами у шиитов считаются крупные муллы (муджтахиды). Среди мулл самые авторитетные и почитаемые ученые-теологи удостаиваются звания аятолла ("божественное знамение"), а высшим рангом в шиитской ветви ислама считается "великий аятолла" ("отражение Аллаха"). В отличие от суннитского ислама у шиитов широко распространен культ мучеников. Имеется праздник "ашура", который известен и как "шахсей-вахсей". По учению шиитских богословов, в этот день был убит сын халифа Али имам Хусайн.

Сунниты и шииты придерживаются различных юридических школ, в суннизме приняты возникшие в VIII - XI вв.: ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская. В мире более третьей части мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка. Они проживают в Афганистане, Индии, Пакистане, Китае, Турции, Египте, России. Сторонники маликитской школы преобладают в Се- верной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка распространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке и Пакистане. Ханбалитская школа получила распространение в Аравии. В шиизме влиянием пользуется юридическая школа джафаритского толка.

В настоящее время шииты живут в основном в Иране, Ираке, Ливане, Йемене и Бахрейне, есть приверженцы шиизма в Афганистане, Пакистане, Индии, Сирии. Шиитами являются многие мусульмане Азербайджана и некоторые мусульмане Таджикистана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: