Атеизм в произведениях В. И. Ленина

Деятельность В. И. Ленина (1870 - 1924) проходила в особую историческую эпоху. В России большевики попытались на практике претворить в жизнь основные постулаты марксистского учения, в том числе и его принципы отношения к религии. Этот процесс оказался весьма противоречивым и неоднозначным. В такой стране, как Россия тех лет, в условиях тесного союза самодержавия и церковной православной иерархии, религиозный вопрос приобретал особое политическое значение для партии, ставящей своей целью разрушение старого уклада жизни и строительство нового. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал теснейшую связь политической линии марксизма в религиозном вопросе «с его философскими основами» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 418), как он их понимал. По его мнению, марксизм как материализм «беспощадно враждебен религии». Эта позиция, установка на «антирелигиозность» проясняет многие характеристики и оценки религии В. И. Лениным типа: «религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии» (Там же. С. 416) или же: «религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ...» (Там же. Т. 12. С. 143), а также призывы придать «воинствующий» характер пролетарскому атеизму (Там же. Т. 45. С. 25; Т. 54. С. 440) и пр.

Некоторые высказывания В. И. Ленина на данные темы позволяли впоследствии трактовать их в духе идей «радикального» атеизма, со свойственными ему проявлениями антиклерикализма и огульной критики религии. Однако сам В. И. Ленин недвусмысленно критикует «чисто просветительский», «от головы» атеизм и традиции «самого поверхностного» и «буржуазно-лживого» антиклерикализма, пускающегося в авантюры «войны с религией» (Там же. Т. 17. С. 417). Он отрицал нигилистические идеи пролеткультовцев в отношении наследия прошлых формаций, призывая «брать все самое ценное из буржуазной культуры». Но эта мысль В. И. Ленина многими его соратниками воспринималась таким образом, что — в плане подхода к религии — «самым ценным» у буржуазии казался ее «радикальный» атеизм, со всеми вытекающими отсюда выводами.

В. И. Ленин стремился конкретизировать марксовское и энгельсовское понимание социального источника («социальных корней») религии в современном ему обществе. По его мнению, «социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события вроде войн, землетрясений и т.д.,— вот в чем самый глубокий современный корень религии» (Там же. С. 419). Освобождение от этой [289] зависимости от «господства капитала во всех формах» (Там же), подчеркивал В. И. Ленин открывает и возможности для преодоления социальных корней религии в целом.

В. И. Ленин выдвинул ряд принципов отношения рабочей партии к религии, церкви и верующим. Он неоднократно и настойчиво подчеркивал, что критика религии, атеистическая пропаганда не должна рассматриваться как самоцель, как нечто самодостаточное. Она подчинена основным задачам партии: развитию классовой борьбы против эксплуатации угнетенных масс, строительству нового общества, социалистическим преобразованиям. «Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе» (Там же. Т. 12. С. 146), —отмечал В. И. Ленин в 1905 г.

Как писал В. И. Ленин, религия является частным делом по отношению к государству. Это служит необходимым залогом обеспечения свободы совести: «государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной вла­стью»; «всякий должен быть свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т. е. быть атеистом...» (Там же. Т. 12. С. 143). Одно из условий обеспечения подобной трактовки свободы совести — отделение церкви от государства и школы от церкви. Вместе с тем В. И. Ленин подчеркивал, что принцип «религия — частное дело по отношению к государству» не означает, что она является «частным делом» по «отношению к партии социалистического пролетариата» (Там же. Т.17. С. 417). «Наша пропаганда, — считал В. И. Ленин, — необходимо включает и пропаганду атеизма» (Там же. Т. 12. С. 145). При всей резкости многих своих выступлений против «религиозного тумана», «религиозного одурачения» рабочих и т. п. В. И. Ленин вместе с тем говорил, что «борьба с религиозным туманом» может вестись «чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом» (Там же.), что «мы безусловно против малей­шего оскорбления.... религиозных убеждений» трудящихся, «чувств ве­рующих» (Там же. Т. 17. С. 422; Т. 38. С. 118), что «социал-демократия... относится с полным уважением ко всякому искреннему убеждению в делах веры...» (Там же. Т. 15. С. 157). Эти установки, однако, не были в необходимой мере учтены и реализованы в ходе строительства «нового мира».

Свободомыслие за рубежом в XX веке


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: