Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.
Общая концепция римской правовой культуры предусматривала, что содержание требований права предоставляется, во-первых, собственными для данного народа установлениями, или правом гражданским в широком смысле, во-вторых, - общим для всех народов, или правом общенародным правом народов. Если первое считается главным источником политических и семейных установлений, то вторым «введены» почти все договоры, оно служит основой для организации коммерции, оборота и т. д. Собственное данного народа право может состоять из писанного и из неписанного; к последнему преимущественно относится обычай. Естественное право считается неизменным, т.к. оно установлено «Божественным провидением». В отличие от него право гражданское, или установленное народом, может изменяться. Это писанное и изменяемое право и может считаться источником норм права в собственном смысле. Внутреннее подразделение, принятое в римской юриспруденции, отражало далее уже различия по форме образования этих норм:
Виды источников римского права:
- Обычное право;
- Законы;
- Эдикты магистров;
- Конституции императоров;
- Деятельность юристов.
Конституции императоров — это собирательный термин под ним понимались и другие акты:
1. Эдикты императора.
2. Дикреты императора
3. Рескрипты императора
Собственность нормативный акт эдикт, а декреты и рескрипты локальные, но в то время все они были нормативными.
ПРИМЕР самых известных конституций:
Кодекс Грегориана. Это самый древний из известных сборников законов, собранный римским юристом во время правления императора Диоклетиана (284−305 года н.э.).
Кодекс включал в себя законы, изданные со времен правления императора Адриана в 117−138 годах н.э.
Кодекс Гермогениана - кодификация императорских конституций Диоклетиана и его преемников, предпринятая ок. 325 г. римским юристом по имени Гермогениан (или Гермоген).
Кодекс Феодосия, первый официальный сборник распоряжений римских императоров с нач. 4 в., Кодекс Феодосия состоял из 16 книг, разделённых на главы – титулы, включал все конституции, действовавшие в 313–437. По мысли Феодосия, кодекс должен был составить единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана, к-рые были таким образом официально санкционированы. Кодекс Феодосия был принят соправителем Феодосия – западно-римским императором Валентинианом III и приобрёл обязательную силу и в Западной Римской империи.В кодексе Феодосия получили отражение те изменения, которые произошли в государстве и социальной жизни Римской империи, т.е. главным образом её феодализация.
Ниже перечислены источники римского права (Памятники римского права):
1. Закон XII Таблиц — свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме. Закон XII Таблиц состоял из разделов: о вызове в суд, о вершении исков, о долговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении — обиде, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе, о неиспрашивании привилегий. Подлинный и полный список Законов XII Таблиц неизвестен, известны попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи.
2. Кодификация императора Юстиниана.
3. Произведение римских юристов, в особенности произведения римских историков: Тита Ливия (конец I в. до н.э. — начало I в н.э.), Тацита (I—II вв. н.э.) и т.д.
4. Папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль, исторической науки — папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы обще императорского значения Эдикт Антонина Каракаллы — 212г. н.э. о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.