Глава 4. Период высокой классики (V в. до Р. Х.)

Греческая религия. 2. – Священные празднества и игры. 3. – Элевсинские мистерии. 4. – Дионисии и секта орфиков. 5. – Оракулы. 6. – Театр. 7. – Изобразительное искусство. Скульптура. 8. – Изобразительное искусство. Архитектура. 9. – Афинская демократия. 10. – Причины и предпосылки греко-персидских войн. 11. – Ионийское восстание (500–494). 12. – Первый поход Мардония (492–490). Марафонское сражение. 13. – Экспедиция Датиса и Артаферна (480–479). Сражения при Фермопилах и Саламине. 14. – Военная кампания 478–459 гг. до Р. Х. 15. – Египетская экспедиция и завершение греко-персидских войн (459–449). 16. – Возникновение спартанского государства. 17. – Государственное устройство Спарты. 18. – Воспитание и общественная жизнь спартанцев. 19. – Пелопоннесский союз. 20. – Причины Пелопоннесской войны Афин и Спарты. 21. – Архидамова война (431–421). 22. – Никиев мир (421–415). 23. – Сицилийская экспедиция. 24. – Декелейская война (413–404).

1. Греческая религия. Слово «религия» происходит от латинского «соединять», то есть осуществлять связь между Богом и человеком. В любой религии человек в той или иной форме пытается соотнести себя с вечностью. Религию от фетишизма, магии, тотемизма и иных первобытных верований отличает комплекс обязательств человека перед Богом, потому что вера обязывает к определенному поведению.

В Греции не было «церкви» в нашем понимании как совокупности клириков и мирян и как общественного института: греки не различали религиозную и политическую сферы жизни, поскольку государственные и личные интересы граждан совпадали. В классическую эпоху еще не возникло представление об индивидуальных отношениях человека с Богом, поскольку религия носила общественный характер. Собрания начинались с жертвоприношений или с обращения к богам, как и любые важные дела, в силу чего религия постепенно приобретала формалистический характер, когда выработался принцип «ты — мне, я — тебе», то есть чтобы достичь в деле успеха, надо обратиться к богам и отправление религиозного культа — залог исполняемой богом просьбы.

Греческая религия была тесно связана с мифотворчеством, но не отождествлялась с ним. Миф — это «в словах данная чудесная личностная история», в которой не происходит самоутверждения личности в вечности, — в этом коренное отличие мифологии от религии[21]. С другой стороны, мифы не сказки для взрослых, а определенное представление о мироздании, древнейших временах, сверхъестественных силах, окружающих человека, в этом смысле они по своей сути ближе к истории и поэзии.

Мифы были антропоморфными, в них на мир богов проецировался земной мир и людские отношения: боги по-человечески пируют, трудятся, вступают в брак, подвержены страстям, в связи с чем у людей не возникало моральных обязательств перед богами, существование которых ни к чему не обязывало, хотя в ряде случаев небожители и выступали в роли верховных судей, мстителей за злые дела и поборников справедливости. Мифология и религия стали благодатной почвой для развития греческого искусства.

В греческой религии отсутствовала четко оформленная каноническая традиция и развитая система теологии. Мифология складывалась в течение длительного периода, начиная с середины II тыс. до Р. Х. Мифы не записывались в то время, когда бытовали устные предания. Как и в случае с гомеровским эпосом, потребность в записи мифов возникла в момент их превращения в волшебную сказку, когда исчезло их живое восприятие и понимание. Поэтому греческие сказания сохранились в достаточно поздней интерпретации. Их систематизация была проведена в двух книгах, относящихся ко II в. н. э., — «Мифологической библиотеке» Аполлодора и «Мифах» Гигина, от классического периода их отделяет семь веков. Многие мифы и ранее пересказывались в произведениях античных авторов, начиная с Гомера, Гесиода и кончая драматургами-трагиками, однако первые попытки систематизировать и обобщить их предпринимаются не ранее эллинистической эпохи, то есть с III в. до Р. Х.

2. Священные празднества и игры. Знаменитые Олимпийские игры проводились в Олимпии в честь Зевса. По преданию, они были учреждены в 776 г. до Р. Х.[22], сначала носили местный характер и лишь позднее стали общегреческими. На время игр, проводившихся раз в четыре года, и длившихся пять дней, заключался мир между воюющими государствами. В играх, представлявших собой религиозные празднества, участвовали только полноправные граждане, не виновные в пролитии крови, они состязались в беге, борьбе, кулачном бое, пятиборье и беге на колесницах. Победитель-олимпионик получал почетный венок из лавра, по преданию посаженного самим Гераклом у храма Зевса в Олимпии, мог выбить в свою честь монету и поставить себе статую. Олимпионики пользовались в Греции большой славой.

Греки рассматривали физическое воспитание как неотъемлемую часть общего развития. Одинаково необразованным считался человек, не умевший читать, писать и в то же время плавать. Интеллектуальная деятельность у греков была неотделима от физической; многие видные философы, такие как Платон и Аристотель, были не только умными людьми, но и прекрасными атлетами.

Аналогичные игры проводились в честь Посейдона, так называемые Истмийские игры, и Немейские — в честь Зевса. Их участники могли состязаться не только в физических упражнениях, но и в чтении стихо­в, игре на музыкальных инструментах. Идея состязательности, агональности, была внутренне присуща всей греческой цивилизации[23].

Среди других важных празднеств выделяются посвященные Афине Палладе, Великие Панафинеи, на которых отправлялся культ богини-девы, считавшейся покровительницей Афин. У многих городов имелись подобные божества-патроны. На группе рельефов храма Парфенона, воздвигнутого в честь Афины на акрополе, в центральной части города, изображено такое торжественное шествие жителей к святилищу. Статуя Афины украшалась особыми покрывалами, сшитыми девушками под руководством жрецов. На Панафинеях устраивались также гимнастические состязания, ночной бег юношей-атлетов с факелами и театральные представления.

3. Элевсинские мистерии.   В Греции имелись праздники мистериального характера, связанные с тайным служением. Доступные изначально немногим, они позднее стали открыты широкому кругу верующих. Среди них наибольшую известность получили Элевсинские мистерии, посвященные Деметре и ее дочери Коре, почитавшимся богинями земли и плодородия. За две тысячи лет своего существования мистерии не проводились лишь трижды, в период войн.

Как повествует миф, Кора, дочь Деметры, была похищена царем преисподней Аидом и уведена в подземное царство. Там она стала его супругой под другим именем — Персефоны. По просьбе Деметры дочь иногда воз­вра­ща­лась на землю с разрешения мужа, и тогда прорастали злаки. В Греции этот период наступал не летом, как в средней европейской полосе, а осенью–зимой, поэтому поля засевали весной и урожай собирали осенью. Знойное лето греки рассматривали как время пребывания Коры у Аида.

С культом земли увязывались именно тайные служения: земля рассматривалась как источник плодородия и жизни, она же была и последним пристанищем всего живого, могилой — для людей, недаром греки сеяли зерна на местах захоронений близких. Посвященные организовывали священную процессию из Афин в Элевсин (примерно 22 км), достигнув которого участвовали в мимических представлениях, иллюстрировавших рассказанную легенду. Суть представлений неизвестна, поскольку мисты свято хранили тайну. Ни одного слова не произносилось, все действо проходило в полной тишине, что производило огромное впечатление на верующих. Во время мистерий они имели возможность наблюдать за странствием души в загробном мире и внутренне пережить ее состояние в знак обещания счастливой вечной жизни после смерти. Целью таких представлений было благочестивое назидание, поскольку благодаря их созерцанию люди получали внутреннее очищение и освящение. Поскольку в классическую эпоху еще не возникло представления о личном спасении человека, мистерии являли собой обобщенный образ вечной жизни, продолжающейся благодаря не отдельным людям, а роду в целом. Поэтому каждый грек уделял особое внимание продолжению своего рода, в котором воплощалось его бессмертие — такой взгляд на вечность вполне согласовывался с общественным характером греческой религии. Греки почитали Элевсинские мистерии и считали себя обязанными хотя бы раз в жизни принять в них участие.

4. Дионисии и секта орфиков. Дионисии — аттический праздник, получивший распространение во всей Греции и устраивавшийся в честь бога Диониса, в европейской традиции известного под именем Вакха. Возможно, этот культ пришел в Грецию с Востока, где носил оргиастический характер и отправлялся в виде пьяных исступленных оргий. С другой стороны, в Элевсинских мистериях уже фигурирует некое божество Иакх, сходное с Дионисом. В Греции празднества в его честь не доходили до крайностей и были более сдержанными, а сам Дионис почитался как бог виноградарства и виноделия, особенно в сельских областях.

От культа Диониса берет начало секта орфиков, учение которых сложилось к VI в. до Р. Х. Орфиками посвященные назывались в честь первооснователя секты Орфея, спустившегося в преисподнюю за своей неожиданно умершей женой Эвридикой. По их учению, Дионис, сын Зевса и Персефоны, был некогда растерзан титанами, подосланными ревнивой женой Зевса Герой, и чтобы вернуть ему жизнь, громовержец проглотил сердце сына, возродившегося вновь, а титанов поразил молнией. Из пепла титанов и крови Диониса произошел человеческий род, поэтому все люди имеют двойственную природу: с одной стороны, им свойственны низменные земные страсти — наследство титанов, а с другой, они обладают частицей высшего божества. В секте человек получал освобождение от греха титанов посредством искупительных обрядов, то есть мог восстановить свое божественное естество. По представлениям орфиков, душа, пленница тела, после смерти человека должна пережить серьезные изменения, в частности — вновь пройти испытание земной жизнью. Так возникло уче­ние о переселении душ (ранее доведенное до совершенства в Индии). Его придерживался и знаменитый Пифагор, в школе которого и было разработано новое учение[24].

5. Оракулы. В Греции были распространены культы, связанные с оракулами. Оракулом называлось либо святилище, либо место, где обитал бог, и где человек мог получить ответ божества на любые вопросы. Наиболее известными были оракулы Зевса в Додоне и Аполлона в Дельфах. Ответы богов, также называвшиеся оракулами, давались чаще всего посредством гадания. Гадать могли на воде, бросая жребий, и рядом иных способов.

В храме Зевса в Додоне жрицы прорицали по шелесту листьев священного дуба. По преданию, в этом дубе обитал Зевс и с его помощью можно было провидеть будущее или ответить на тот или иной вопрос. Люди приходили в храм с разными житейскими проблемами: спрашивали, кому поклоняться, чтобы сопутствовала удача, а торговля была успешной и т. д. Сохранились свинцовые таблички с подобными вопросами. Например, некий Агис спрашивал Зевса, потерял ли он сам свои подушки и одеяла или кто-то их у него украл?

С архаической эпохи выдвигается оракул, связанный со святилищем в Дельфах. При нем служили пифии, женщины, обязанные хранить целомудрие, избиравшиеся из простых, часто малообразованных девушек. Однажды произошел случай, когда молодой человек, пленившийся одной пифией, увез ее с собой, и тогда на должность жрицы стали избирать женщин не моложе пятидесяти лет. Сначала была одна пифия, а потом — две. Оракул мог давать предсказания только девять раз в году. Для этого жрица производила священное омовение, брала масличную ветвь и отправлялась в пещеру, где садилась на треножник и вдыхала испарения, исходившие из глубокой расщелины, впадала в беспамятство и начинала что-то бормотать; изъяснение ее слов воспринималось как оракул. В таких условиях исключительное значение приобретало толкование, производившееся жрецами. Часто пифии становились орудием политической борьбы, когда при их посредничестве вопрошавшим давались ответы, истолковывавшиеся по-разному. Поэтому ответы на принципиально важные вопросы давались в туманной, преимущественно поэтической форме. Большую известность получил случай, когда лидийский царь Крез обратился в Дельфы с просьбой узнать, сможет ли он одержать победу над персидским правителем Киром, с которым воевал. Ответ был соответствующий: «Если ты перейдешь реку Галис (по сторонам которой стояли два войска), то погубишь великое царство». Обрадованный Крез переправился через реку и проиграл сражение, после чего возвратился к оракулу с жалобой, но жрец резонно заметил, что Аполлон не конкретизировал, какое царство погубит Крез.

Оракулы играли большую роль, к ним часто обращались и им верили. Ответы богов, данные на запрос целых городов, хранились в специальных архивах на общественном, административном и религиозном центре городов — акрополе.

6. Театр. Театральные представления восходят к культовым действам в честь Диониса, на которых выступали зачинатели дифирамбов (песен в честь бога). С 534 г. до Р. Х. показ трагедий был официально включен в празднества Дионисий. Трагедия сначала была шутливым представлением, связанным со спутниками Диониса козлоногими существами — сатирами, откуда и произошло слово трагедия — «песнь козлов». Когда сюжеты постановок выходят за рамки дионисийских празднеств и драматурги обращаются к героическим сказаниям, трагедии утрачивают веселый характер и становятся частью общественной жизни.

Расцвет греческого театра приходится на период высокой классики и связан с именами трех великих драматургов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Сами греки пытались увязать эти три имени, приурочив их к знаменитому морскому сражению с персами при Саламине (480): когда Эсхил сражался, Софокл возглавлял хор славивших победу юношей, а Еврипид только родился.

Эсхил (525–456), «отец греческой трагедии», происходил из знатного элевсинского рода, участвовал в греко-персидских войнах, в сражениях при Марафоне и Саламине, создал свыше 80 произведений, из которых полностью сохранились лишь семь («Персы», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный», трилогия «Орестея» и др.). До Эсхила трагедии представляли собой диалог между одним актером и хором — драматург ввел на сцену второго актера.

Для Эсхила характерна убежденность в разумном устроении мира, существующего по вечным законам под надсмотром богов. Человеческие деяния могут пошатнуть это мироустройство, однако изменить его не в состоянии. Конфликт между человеческими страстями и незыблемым миропорядком — характерная черта произведений Эсхила. Например, в трагедии «Персы», описывающей поражение персов у острова Саламин, победа греков трактуется не только как следствие их военного и политического превосходства, но и как результат преступной гордости царя Ксеркса, покусившегося на изменение существующего миропорядка.

Софокл (496–406) происходил из семьи богатого афинского оружейника, получил прекрасное образование, был знаком с Геродотом и крупным политическим деятелем Афин Периклом, занимал высокие должности, но на государственном поприще не преуспел, хотя и пользовался уважением за свою честность. За свою жизнь создал более 120 трагедий, из них, как и у Эсхила, дошли лишь семь («Антигона», «Царь Эдип», «Электра» и др.). В своих драмах Софокл увеличил число актеров до трех человек.

Творчество Софокла совпало с высшим подъемом афинской демократии и отразило, с одной стороны, осознание греками полноты человеческой свободы, а с другой, их сомнения в незыблемости религиозных и нравственных устоев. В трагедиях Софокла люди, будучи свободны и ответственны за свои действия, вступают в конфликт с объективно существующим порядком вещей и нарушают нравственные, религиозные или установленные государством нормы. Исправить ошибку им удается лишь с помощью богов, которые напрямую не вмешиваются в жизнь людей, но дают о себе знать через пророчества. Например, в трагедии «Антигона» главная героиня, дочь Эдипа Антигона совершает символическое погребение брата Полиника, тело которого запретил хоронить правитель Фив Креонт. Схваченная стражниками Антигона заявляет царю, что тот не имеет права нарушать нравственные и божественные законы. Однако Креонт считает свою волю выше этих установлений и велит казнить девушку, которая, будучи заключена в пещеру, кончает жизнь самоубийством. В наказание за преступление боги лишают Креонта единственного сына и супруги.

Еврипид (ок. 484–406) родился на острове Саламин, при жизни не пользовался такой же славой, как его предшественники, переехал в Македонию, где и скончался. Еврипид создал 92 драмы, из них сохранилось 17 («Медея», «Вакханки», «Ифигения в Авлиде» и др.). Практически все дошедшие трагедии были написаны в первые годы Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой, что наложило отпечаток на его творчество как трагика.

Еврипида, в отличие от Эсхила и Софокла, больше интересует внутренний противоречивый мир человека, чем окружающий его незыблемый миропорядок, который, по его мнению, может быть и недостаточно разумен. В трагедиях Еврипида человеческие нравственные ценности теряют свою основу, и источником конфликта становятся внутренние переживания человека. В «Медее» жена предводителя аргонавтов Язона дочь царя Колхиды Медея, желая отомстить изменившему ей мужу, убивает его вместе со своими детьми и новой супругой, но преступление не приносит Медее удовлетворения, а только опустошает ее.

В V в. до Р. Х. после трагедий появляется новый драматический жанр — ко­­ме­дия (от греческого «совершать шествие»), также восходящий к дионисийским празднествам, на которых исполнялись шутливые и порой непристойные песни. На Великих Дионисиях комедия была впервые поставлена в 486 г. до Р. Х. Фольклорный источник комедий — бытовые сценки с перебранкой двух актеров, один из которых колотит другого.

Крупнейшим комедиографом эпохи высокой классики был Аристофан (ок. 446 — ок. 385), написавший около 40 комедий, из них дошло 11 («Облака», «Мир», «Женщины в народном собрании» и др.). Как и у Еврипида, творчество Аристофана было связано с Пелопоннесской войной. В его комедиях описана социальная утопия утомленных войной простых людей, идеалы которых остались в прошлом. Эти земледельцы охотно пользовались благами демократии, но не принимали ее крайних проявлений, связанных с необходимостью вести войну, — так рождалась сатира на политических деятелей. Например, в комедии «Мир» простой земледелец верхом на огромном навозном жуке поднимается на Олимп, чтобы освободить богиню мира, находившуюся в плену у бога войны.

7. Изобразительное искусство. Скульптура. Искусство высокой классики достаточно полно характеризуют слова Перикла, стратега, стоявшего пятнадцать лет во главе Афин: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Мудрый Солон выразился еще короче: «Ничего лишнего». Это и были основные принципы, положенные в основу греческого искусства.

Статуи не были принадлежностью музеев и устанавливались в храмах, на площадях под открытым небом, в многолюдных местах, и прохожие воспринимали их как часть повседневной жизни. Скульптуры обычно раскрашивались яркими красками, соответственно и воспринимались. Идеализированный образ белоснежных статуй возник лишь в эпоху Возрождения. Кроме того, большинство греческих статуй известно по римским копиям порой не лучшего качества, поскольку подлинники не сохранились. В эпоху классики портретное искусство не выработалось: в скульптурах внимание уделялось прежде всего пластике тела, а не выражению лица.

Одним из первых крупных скульпторов классической эпохи был Поликлет, написавший особое сочинение — «Канон». Художник интересовался проблемой формы, заложенной в каждой статуе, и в «Каноне» попытался выявить основные элементы, из которых состоит человеческое тело, подчинить их определенному числовому соотношению. Поликлет максимально формализовал искусство, ища общезначимые законы пропорций, а статую Дорифора (копьеносца) создал в качестве иллюстрации своего сочинения. В копьеносце все выверено с математической точностью: например, голова составляет 1/8 высоты фигуры, кисть руки — 1/10. Это абсолютная, страшная в своем совершенстве, систематизированность реализована в статуе, обладающей тем не менее живой пластикой за счет приема, называемого хиазмом,благодаря которому до конца непонятно, движется Дорифор или нет. Правой ноге, немного отставленной назад, противоположена левая рука с зажатым в ней копьем, а левой ноге, на которую пришелся вес тела, противостоит свободно висящая правая рука: если провести линии вдоль плечевого пояса, скошенного влево, и пояса бедер, который скошен вправо, они пересекутся, образовав букву «Х». Это и есть хиазм — прием, применявшийся не только в скульптуре, но и в архитектуре и даже литературе как фигура речи[25].

Другим известным скульптором V в. был Мирон, художник, в противоположность Поликлету пытавшийся передать напряженное движение. В статуе «Дискобола» сжатая энергия достигается за счет пластики рук и ног, а не всей фигуры: торс у дискобола фактически неподвижен. Статую можно рассматривать лишь с определенной позиции: она не объемная в полной мере, поскольку у нее рельефный характер.

Другая скульптурная группа Мирона — «Афина и Марсий». По преданию, Паллада сделала флейты, но когда стала играть в присутствии богов, ее осмеяли, так как у богини смешно раздувались щеки. Она обиделась и бросила, прокляв, флейты, которые подобрал бог плодородия силен Марсий, научившийся в совершенстве на них играть. Он возгордился и вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона, который, победив Марсия, жестоко расправился с флейтистом, с живого содрав кожу. Мирон изобразил сцену, когда Афина только бросила злосчастный инструмент, а Марсий его заметил и собирается подобрать. Психологический центр группы — флейты между двумя героями. Движение Марсия разрывается среди двух импульсов: хочется жадно схватить, но с другой стороны — в страхе отпрянуть, а Афина уже собирается уйти, но медленно и угрожающе оглядывается.

8. Изобразительное искусство. Архитектура. В классическую эпоху разрабатывается принцип ордеров. Ордер в архитектуре — определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. В период классики появляется три основных ордера: дорический, ионический и коринфский, которые легли в основу европейской архитектуры XVI–XIX веков. Разница между ними лучше всего иллюстрируется на примере колонн этих ордеров. Дорическая колонна простая и строгая, покрыта продольными желобками — каннелюрами, ее капитель (венчающая часть) сделана в виде каменной подушки без украшений. Это суровый стиль, в архитектуре его отождествляют с мужским характером и в дорических храмах колонны могли заменяться статуями атлантов. К дорическим относится храм Посейдона в Пестуме (ок. 460 г. до Р. Х.).

В ионическом ордере, возникшем, вероятно, под восточным влиянием, колонны прямые, практически без энтазиса (небольшого утолщения посередине, обязательного для дорических колонн); пропорции сооружений облегчены, им свойственны и легкость, и изящная утонченность. Капители сделаны в форме двух тугих завитков, волют. Ионический ордер в противоположность дорическому соотносили с женским началом — недаром волюты сравнивали с женскими локонами, а сами колонны иногда заменялись статуями девушек, кариатид. В таком духе был оформлен один из портиков Эрехтейона, храма, воздвигнутого на месте легендарного спора Афины и Посейдона на афинском акрополе.

В коринфском ордере колонны венчались стилизованными листьями аканфа. По преданию архитектор, впервые применивший этот ордер, увидел на могиле одной девушки корзину с ее любимыми игрушками, принесенную на кладбище безутешной кормилицей. Корзину опутали проросшие сквозь нее листья аканфа — картина, вдохновившая художника.

Вершиной зодчества классического периода стал архитектурный комплекс афинского Акрополя, являвшегося одновременно святилищем, укреплением, общественным центром, местом хранения государственной казны, картинной галереи и библиотеки. Окончательное оформление Акрополь получил при Перикле. Иктин и Калликрат перестроили Парфенон, святилище Афины, а Фидий в центре Акрополя воздвиг ее огромную статую с тем расчетом, что отблеск острия копья Паллады будет издали виден подплывающим к городу кораблям. В архитектуре Акрополя соединены два ордера: ионический и дорический. Этот комплекс неразрывно связан с окружающим ландшафтом, что вообще характерно для строительства классической эпохи. Храм не противопоставлялся природе, а сливался с нею, и нынешняя резко контрастная белизна античных храмов — результат губительного действия времени, поскольку они, как и статуи, раскрашивались: вертикальные части — черным цветом, а гор­изон­таль­ные — крас­ным; теперь все краски стерты. Входом на Акрополь служили Пропилеи, выстроенные архитектором Мнесиклом, слева от них была Пинакотека, первая картинная галерея, а справа — храм Ники Аптерос (бескрылой); крыльев ее лишили для того, чтобы богиня победы никогда не покидала город. На самом Акрополе возвышались вышеназванные Парфенон и Эрехтейон, хиастически расположенные по отношению к Пинакотеке и храму Ники Аптерос. Если провести две линии «Парфенон — Пинакотека» и «Эрехтейон — храм Ники», то они пересекутся в виде буквы «Х», — сочетание разнородных по конструкции построек, гармонически уравновешенных хитроумной планировкой.

Афины с VI в. до Р. Х. стали символом высших достижений греческой культуры. Сюда стремились художники, поэты, скульпторы; даже поэт Пиндар, происходивший из Беотии и всегда относившейся к этому городу враждебно, писал: «Блестящие, увенчанные фиалками, воспетые славные Афины, опора Эллады, божественный город». А один из острых на язык современников констатировал: «Если ты не видел Афин, то ты пень, если видел и не был восхищен, то ты осел, а если по своему желанию их покинул, то ты верблюд». Верблюд было одно из самых обидных прозвищ в античности.

  9. Афинская демократия. Середина V в. — расцвет демократического государственного устройства в Афинах и многих других полисах. В его основе лежали изложенные Аристотелем принципы: цель граждан — создание на­и­луч­ших условий для материальной и духовной жизни, средство для достижения цели — умение властвовать и подчиняться. В число граждан входила лишь по­ло­ви­на населения Афин, в лучшие времена около 30–40 тыс. человек, несвободные люди, женщины, дети, рабы составляли примерно то же количество, поэтому демократия предназначалась только для избранных[26].

Полноправным гражданином в середине V в. считался человек старше 18 лет, у которого мать и отец являлись афинянами, то есть были внесены в гражданские списки. Он обладал правами на личную свободу, на владение участком земли, службу в ополчении, участие в государственных делах — из этих компонентов складывался образ полноправного афинского гражданина.

Высшим государственным органом в Афинах являлось народное собраниеэкклесия. На нем лежали две основные функции: избрание должностных лиц и утверждение законов — участники экклесии решали, кто и по каким законам будет управлять Афинами. На собрании принимались наиболее важные постановления о мире и войне, связанные с продовольственным снабжением города, утверждались бюджет государства и решения об изгнании неугодных. Собиралось оно примерно один раз в девять дней. Каждый гражданин мог выступать при условии, что не будет рвать на себе одежду, волосы, ругаться и интенсивно проявлять эмоции, то есть требовалось соблюдение внешних приличий — тогда любой участник экклесии имел право внести свой законопроект. Порой собирались не все граждане, так как не было понятия кворума: афинское государство охватывало большой регион и люди из отдаленных областей не имели возможности часто ездить в Афины. Кроме того, для работающего на земельном участке и обеспечивающего семью было довольно напряженно выбираться в Афины раз в девять дней. Поэтому позднее, с IV в., за посещение народного собрания для возмещения наносимого убытка была введена плата. При названных условиях государственными делами могли заниматься лишь люди состоятельные, обладавшие свободным временем, поэтому в высших слоях возникает презрительное отношение к физическому труду, какого не было в гомеровскую эпоху.

В Афинах имелся суд присяжных (гелиея), состоявший из невероятного количества людей — примерно шести тысяч, распределенных по десяти палатам из шестисот человек. Такое большое число назначалось во избежание воздействия на суд, который подкупить оказывалось невозможным. Суд разбирал тяжбы между гражданами, но системы защиты и обвинения не существовало, и гражданин обвинял или защищался самостоятельно. Для этого он или кто-то по его заказу заранее составлял речь, которую выучивал наизусть и произносил в суде. В зависимости от убедительности выдвигавшихся аргументов присяжные выносили решение.

Следующий институт афинской демократии — совет пятисот, рабочий орган народного собрания. По жребию в него избиралось пятьсот человек из граждан всех разрядов, введенных еще Солоном, сроком на один год с правом быть единожды переизбранным. Совет осуществлял подготовку и организацию работы народных собраний между его созывами: составлял проекты законов, повестки дня и т. д. Члены совета получали жалование.

В структуре государственного управления Афин существовало не демократическое учреждение — ареопаг, названный так по месту своего расположения на холме бога войны Ареса. Происхождение ареопага восходит к мифологическому периоду. В его состав входили назначенные пожизненно граждане из аристократических семей (до 70 человек), занимавшиеся уголовными делами и религиозными преступлениями. Члены ареопага наблюдали за воспитанием юношества и сохранением добрых нравов. Свое существенное влияние на ход политических дел ареопаг утратил после реформы Эфиальта (462), лишившего это учреждение права утверждать рекомендованные народным собранием законы и судить за преступления должностных лиц.

В Афинах имелась развитая система магистратур, то есть иерархия должностных лиц. Наиболее влиятельными из них были архонты и стратеги. Архонты занимались делами, связанными с городским благоустройством, религиозными церемониями, судебными и военно-административными делами. По имени первого архонта (эпонима) назывался год.

Ни одна из магистратур не была единоличной: во избежание собирания власти в руках одного человека создавались коллегии магистратов — например, девяти архонтов, — поскольку возобновления тирании очень боялись. Архонты к середине V в. утратили былое значение в связи с выдвижением стратегов, организаторов войска, возглавлявших военные экспедиции. Фактически они играли ведущую роль в афинском государстве. Стратеги избирались в коллегию (10 человек) посредством поднятия рук (хиротония) и могли сколь угодно переизбираться, поскольку, в отличие от других должностных лиц, не отчитывались перед народным собранием.

Высшими магистратами в основном становились люди обеспеченные, как правило, из аристократических семейств, обладавшие достаточным количеством свободного времени и способные понести расходы (литургии), связанные с занимаемой должностью: в ряде случаев высшие магистраты из своего кармана оплачивали общественные мероприятия, связанные со строительством, проведением религиозных празднеств и т. д. Согласно законодательству Солона, низшим магистратом не мог стать человек, входивший в разряд фетов, а высшим должностным лицом (архонтом, стратегом) мог быть только «пятисотник». Впрочем, это правило уже ко времени Перикла соблюдалось нечасто.

Впрочем, богатые и знатные люди не играли решающей роли в политической жизни афинского государства, потому что главной фигурой в Афинах периода расцвета демократии являлся гражданин средней руки. Демократия — правление средних слоев, то есть основной массы гражданского населения. Должностных злоупотреблений удавалось избежать за счет того, что часть магистратур, занимаемых не вполне обеспеченными людьми (например, члены гелиеи), оплачивалась.

Демократическая система формировалась долгое время, начиная с эпохи Солона. Важным этапом в ее становлении были реформы Клисфена (509–500). Клисфен ввел территориальное деление Аттики, упразднив родовое, — важный принцип для становления любого государства. Кандидаты на руководящие должности отныне избирались от административных округов. Он создал Совет пятисот и ввел такую меру, как остракизм, когда из государства на десять лет изгонялся человек, способный подорвать устои демократии. Изгнанника не казнили и его имущество не конфисковывалось, потому что остракизм являлся мерой для устранения влияния, его название происходит от слова «острака» — черепок, на котором члены собрания писали имя изгонявшегося, для чего требовалось не менее шести тысяч голосов — единственное введение кворума в практике афинской демократии. Афиняне часто проявляли страх перед властью одного человека, поэтому большинство видных и достойных граждан стало жертвами остракизма. Реально он стал применяться после Марафонского сражения (490) и вскоре стал орудием борьбы для устранения политических противников, что афиняне позднее осознали и в 417 г., во время Пелопоннесской войны, остракизм упразднили.

Окончательное оформление демократическая система получает при Перикле, переизбиравшемся афинским стратегом с 444 по 429 г. При нем происходит небывалый культурный и экономический расцвет Афин. Сам Перикл говорил: «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим»[27].

10. Причины и предпосылки греко-персидских войн.   Крупнейшим событием V в. до Р. Х. стали греко-персидские войны, описанные в знаменитой «Истории» первого греческого историка Геродота.

С середины VI в. до Р. Х. при царе Кире, основателе династии Ахеменидов, на Востоке возникает мощная персидская держава. Ее границы на севере достигали Кавказа, на востоке — Индии, на северо-востоке — Средней Азии, а на западе — Малой Азии и Египта — фактически вся Передняя Азия и Северная Африка подчинялись персидскому государству, достигшему наивысшего подъема при Дарии I (522–486), который провел ряд реформ. Для поддержания единства разрозненных областей этой пестрой по этническому составу державы Дарию было необходимо укрепить ее военную мощь за счет экспансии в другие страны, а развитое в хозяйственном отношении средиземноморское побережье представляло собой наиболее привлекательные территории.

Войне предшествовало несколько важных событий. В 546 г., еще при Кире, персы разгромили Лидийское царство (Лидия — одна из областей Малой Азии), в формальном подчинении у которого находились греческие города Малой Азии и прибрежных островов. Греки мирились с потерей политической независимости, так как лидийские правители не вмешивались в их внутренние дела. Последним лидийским царем был легендарный Крез, ставший знаменитым благодаря своему вошедшему в поговорку богатству. С приходом Дария ситуация изменилась в худшую сторону: греки обязывались выплачивать дань, поставлять в Персию солдат и рабочих; самоуправление упразднялось, а в города назначались персидские ставленники.

В 525 г. до Р. Х. персы захватили Египет и греческую колонию Кирену, что привело к утрате экономического влияния греков в Северной Африке. В Грецию прекратился подвоз египетского хлеба.

В 514 г. Дарий предпринял поход против скифов, завершившийся неудачей: персы, пройдя вдоль западного берега Черного моря и дойдя до реки Истр (современный Дунай), повернули назад. Несмотря на неудачу, Дарий занял Фракию и пролив Геллеспонт, что привело к сокращению греческой торговли в Эгейском море. Торговая инициатива перешла из рук малоазийских греческих городов к финикийцам, которым покровительствовал персидский царь.

11. Ионийское восстание (500–494). Экспансия персов ущемляла, в первую очередь, интересы греков, живших на западном побережье Малой Азии. Здесь и начался первый этап войн — Ионийское восстание (500–494). До Дария сатрапы обращались с греческими городами на малоазийском побережье сравнительно мягко и не вмешивались во внутренние дела. После прихода к власти нового царя были введены дополнительные налоги и повинности, назначены персидские чиновники, настроенные более жестко, чем их предшественники. Первыми восстали жители Милета, изгнавшие из города персидский гарнизон. Милет поддержали другие города.

За отсутствием четкой организации восстание изначально было обречено. Руководители пытались скоординировать общие действия восставших, и греки взяли Сарды (498), столицу малоазийской сатрапии, однако полное объединение не удалось осуществить, потому что Дарий, перебросив новые войска, расточая щедро посулы и деньги, разъединил города. Балканская Греция почти не оказала помощи восставшим: лишь Афины и Эретрия (полис на острове Эвбея) прислали небольшой воинский контингент. В 495 г. финикийско-персидский флот нанес поражение малоазийским грекам у острова Лада, Милет был осажден и через год взят (494), а жители перебиты или угнаны в Персию. Драматург Фриних написал трагедию «Взятие Милета», после ее премьеры в Афинах автор был оштрафован, так как заставил зрителей плакать.

12. Первый поход Мардония (492–490). Марафонское сражение.   Вторая военная кампания длилась с 492 по 490 г. и была связана уже с вторжением персов на территорию Балканской Греции. Предлогом для Дария послужило вмешательство греков в ионийское восстание. В 492 г. зять Дария военачальник Мардоний в Малой Азии снарядил огромное войско, начавшее продвижение на запад. Сухопутная армия двинулась через Геллеспонт по южнофракийскому побережью, вдоль которого по морю плыла эскадра, попавшая в страшную морскую бурю у мыса Афон и потерявшая половину кораблей. Мардоний был вынужден вернуться, но, несмотря на неудачу, в руках персов оказалась фактически вся северная часть Эгеиды.

В 490 г. новые главнокомандующие персов Датис и племянник Дария Артаферн, чтобы достичь Аттики прямым путем, решились на крупную морскую экспедицию через Эгейское море. Они отправили в Грецию послов с требованием «земли и воды», то есть добровольного подчинения. Греки отреагировали по-разному: в Спарте послам предложили взять землю и воду самим, сбросив их в колодец, в Афинах поступили так же, сбросив послов со скалы, но некоторые города признали главенство Персии, война с которой, тем не менее, стала неизбежной.

Персидское войско переправилось через Эгеиду, по пути разгромив помогавшую ионийцам Эретрию, и высадилось примерно в сорока километрах к северу от Афин, близ Марафона. В Афинах в 490 г. стратегом был Мильтиад, который, не дожидаясь прихода врага, двинул афинское ополчение к Марафону, где и произошла знаменитая битва (490). После сражения в Афины был отправлен скороход, который, едва добежав до города, крикнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» — и упал бездыханным. С тех пор на Олимпийских играх появился марафонский бег.

Марафонское сражение имело огромное моральное значение: оно вызвало патриотический подъем и стало национальной гордостью афинян, что подчеркивали и античные историки, считавшие, что на стороне греков сражалось около 10 тыс. воинов, а на стороне персов — около 100. Эти цифры сомнительны, однако тот факт, что грекам благодаря патриотизму и мужеству удалось одержать победу меньшими, чем у противника, силами, вполне достоверен.

13. Экспедиция Датиса и Артаферна (480–479). Сражения при Фермопилах и Саламине.   Третья военная кампания относится к 480–479 гг. Она стала переломным моментом в греко-персидских войнах.

После кончины Дария (486) во главе персидского государства оказался его сын Ксеркс, который провел дипломатическую подготовку войны, добившись нейтрализации или перехода ряда греческих городов (в частности, Аргоса) на свою сторону и заключив договор с карфагенскими войсками, чтобы они начали боевые действия в «Великой Греции» (часть южной Италии и о. Сицилия), с целью отвлечь силы греческих союзников.

В ответ греки попытались консолидироваться. В 481 г. в Коринфе состоялся конгресс, на котором было провозглашено создание военного союза во главе со спартанскими военачальниками. Афины уже выдвинулись в качестве лидера среди прочих городов, хотя на господство в Средиземноморье мог претендовать один из крупных городов Сицилии — Сиракузы, так и не сыгравший роль «третьей силы». Сиракузы в V в. представляли собой довольно сильное государство. Афинские и спартанские послы обращались с просьбой о помощи к правителю города Гелону, который обещал предоставить большое войско и продовольствие для гоплитов в Балканской Греции, но при условии, что сам станет во главе греческих сухопутных и морских войск. Гелону было отказано, однако его амбиции свидетельствовали о наличии на то оснований. Афины же выделились в результате дальнейших событий.

Благодаря архонту Фемистоклу афиняне построили флот, которого ранее у них не было. Фемистокл хитроумно изъяснил слова оракула, предсказавшего спасение грекам от персов лишь в том случае, если те спрячутся за деревянными стенами. Архонт истолковал «деревянные стены» как борта кораблей и велел строить флот.

Ксеркс начал поход в 480 г. Во время переправы через Геллеспонт разбушевавшееся море разметало наведенный для армии мост. Разгневанный Ксеркс велел высечь море и заковать в кандалы, бросив их в воду, что и было исполнено. Персидская эскадра плыла вдоль фракийского побережья, по которому двигались сухопутные войска, которые, не встретив серьезного сопротивления, достигли Балканской Греции и остановились у местечка Фермопилы — единственного горного прохода из Северной Греции в Среднюю. Сюда был направлен передовой отряд греков, не готовившихся к крупному сражению. Охранять проход были поставлены 300 спартанцев со вспомогательным отрядом союзников — они вошли в историю как отважные защитники Греции, удерживавшие Фермопилы в течение нескольких дней (480). Предатель обходными тропами провел персов вокруг Фермопил, окружив маленький греческий отряд. Персы истребили спартанцев полностью, но были поражены их мужеством. Впоследствии на месте, где они пали, был поставлен памятник — каменный лев в память о царе Леониде («Львенке»), возглавлявшем защитников Фермопил. На постаменте были начертаны стихи:

Странник, весть отнеси всем гражданам Лакедемона,

Честно исполнив закон, здесь мы в могиле лежим.

В 480 г. происходит морское сражение у мыса Артемисий. Оно не было удачным ни для одной из сторон, и оба войска отступили, поэтому крупная битва состоялась в том же году, но позднее, у острова Саламин. Фемистокл применил хитрую уловку: греки собирались отступить, потому что персы прошли Среднюю Грецию и заняли Аттику, а греческие войска отступили к острову Саламин. Воины хотели его покинуть и плыть дальше к Пелопоннесу. Фемистокл понимал, что узкий пролив между островом и материком — единственное место, где легкие суда греков могли одержать победу над неповоротливыми кораблями персов. Он послал лазутчика в персидский лагерь, через которого передал, что греки собираются уйти и их надо задержать. Тогда персы блокировали проход в заливе и совершили то, чего добивался Фемистокл: дали сражение грекам и потерпели сокрушительное поражение. По этому поводу Эсхил и создал трагедию «Персы» — единственное среди его произведений, написанное на исторический сюжет.

В 479 г. греки одержали вторую победу на суше у г. Платеи в Беотии. Персидскими войсками командовал злосчастный Мардоний, от которого отвернулась удача. Греки сделали вид, что отступают, он бросился их догонять, но очутился перед выстроенной фалангой, готовой к бою. В этом сражении Мардоний погиб.

В 478 или начале 477 г. под эгидой Афин был создан общегреческий союз Делосская симмахия (на острове Делос находилась союзная казна), ориентированная на активное разворачивание внешней политики и консолидацию греческих городов. Изначально в союз, долгое время возглавляемый афинским военачальником Кимоном, стягивались прибрежные и островные города Восточного Средиземноморья по мере их освобождения от владычества персов. По этой причине Спарта в симмахию не входила. Кроме того, спартанцев не устраивало лидерство Афин. Лакедемон являл собой олигархическое замкнутое общество, не настроенное расширять внешние связи, тогда как в афинский союз входили города с демократическим устройством. Занимать ведущие позиции в союзе Афины могли, опираясь на морские силы: ни у кого в Элладе не было такого крупного флота. Так, из 300 греческих кораблей, участвовавших в саламинском сражении против 1000 персидских, 200 были выставлены афинянами, и в таких условиях Спарта не могла соперничать с Афинами на море.

14. Военная кампания 478–459 гг. до Р. Х.   Следующая военная кампания с 478 по 459 г. характеризовалась усилением греков. Наиболее важное сражение произошло в устье р. Эвримедонт (465 г.)[28] в Малой Азии (Памфилия). Греки под предводительством Кимона, сына Мильтиада, одержали тройную победу: над персидским флотом, подошедшими к нему навыручку сухопутными войсками и финикийской эскадрой. Победа имела большое моральное значение для греков. В то же время началось постепенное перерастание равноправного греческого союза в диктат Афин, в афинскую державу.

15. Египетская экспедиция и завершение греко-персидских войн (459–449). 459–449 гг. до Р. Х. — заключительный период войн. В Египте, в районе Дельты, произошло восстание против персидского владычества. Греки решили оказать помощь египтянам и отправили туда флот (459) — эскадра вошла в дельту Нила и выиграла у персов первую битву у Мемфиса, но после того как те перекинули в Египет новые войска, греки уже не смогли оказать сопротивление и погибли в болотах Дельты. Остатки греческих войск были вынуждены уйти из Египта, а также оставить важный в торговом отношении остров Кипр.

Афиняне опасались волнений среди союзников и в 454 г. перевезли казну с Делоса в Афины — так окончательно оформилась афинская держава (архе). В 449 г. был заключен мир, скорее, перемирие с персами, получившее название Каллиев мир. Возможно, перемирие не сыграло особенной роли для греков и его как официального документа не существовало. Геродот о нем ничего не пишет, потому что соглашение было достигнуто позорным для греков способом: Каллий, представлявший Афины, получил большую взятку от персов в обмен на выгодные условия.

Персия признавала автономию малоазийских городов, приобретавших независимость. Персы обязывались не вводить флот в Эгейское море и занимать проливы, они освобождали прибрежную полосу Малой Азии шириной в дневной пробег коня.

Войны доказали жизнеспособность и превосходство военной организации полисной системы над восточной, но результатом стал лишь временный баланс сил: конфликт не был разрешен и потенциально сохранялся, поскольку ни Персия, ни Греция, не смогли занять главенствующее положение в Среди­зем­но­морье. Обе стороны были ослаблены из-за примерного равенства сил. Противоречия обострялись и внутри греческого общества: дуализм олигархической и демократической систем неизбежно перерастал в их противостояние, вскоре вылившееся в гражданскую войну. Конфликт назревал и внутри афинской симмахии, превратившейся в державу: Афины осуществляли диктат по отношению к союзникам и жестко подавляли их недовольство. В результате с окончанием войн социально-политические проблемы не только не разрешались, но наоборот, создавали новый клубок противоречий. Временное национальное единство греков, обусловленное внешней опасностью, оказалось очень хрупким и в дальнейшем распалось.

16. Возникновение спартанского государства. В истории Греции конца V — начала IV в. до Р. Х. большую роль сыграла Спарта. Спартанское государство формируется к концу II тысячелетия до Р. Х., после того как на Пелопоннесе в XI в. до Р. Х. появились дорийцы, расселившиеся в юго-восточной части полуострова, Лаконике (отсюда второе название Спарты — Лакедемон), в долине реки Эврот. Пришельцы подчинили и частью изгнали местных жителей ахейцев. Спарта представляла собой не город, а объединение пяти деревень, об. Нехватка земли привела к активной спартанской экспансии на запад, в Мессению, где обитали племена, сходные с ахейскими, говорившие на дорийском диалекте. Спартанцы их покорили в результате нескольких мессенских войн (VIII–VII вв. до Р. Х.). Во время второй мессенской войны прославился поэт Тиртей, составлявший боевые марши и кличи.

Большая часть покоренного населения Мессении и Лаконики (илоты)[29] была лишена личной свободы и гражданских прав. Илоты работали на земле и выплачивали натуральный налог спартанцам. Небольшое число местных жителей Лаконики, где земли были менее плодородны, чем в Мессении, сохраняя личную свободу, было лишено гражданских прав, сформировав социальную группу периэков (буквально: «живущие вокруг»). Периэки занимались ремеслом и торговлей.

До VI в. до Р. Х. Спарта развивалась так же, как и остальные греческие полисы. Но к VI (или даже VII) в. до Р. Х. происходит окончательный поворот к формированию замкнутого самодовлеющего общества, что нашло отражение в легендарном законодательстве Ликурга, которое официально зафиксировало созданное в Спарте государственное устройство. Впрочем,античная традиция относила его к более раннему времени (IX–VII вв.).

17. Государственное устройство Спарты.   Во главе спартанского общества стояли два царя, басилея. В военное время они являлись военачальниками (например, прославленный Леонид), кроме того, выполняли жреческие функции и частично — судебные. На деле цари были лишены верховной власти, так как входили в совет старейшин, второй важный государственный орган, иначе называвшийся герусией. В него включалось тридцать человек: два царя и двадцать восемь старейшин. Старейшинами (геронтами) становились люди после 60-летнего возраста, то есть уже умудренные опытом. Герусия в своем роде выполняла функции афинского совета пятисот, являясь рабочим органом спартанского государства: старейшины разрабатывали ряд вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания (апеллы).

Формально народное собрание представляло собой высший государственный институт: в нем участвовали лишь полноправные граждане (мужчины, достигшие 30 лет), однако в отличие от афинского собрания ни один спартанец не мог выступить в апелле по своей инициативе. Граждане только отвергали или утверждали выдвигавшийся герусией закон. С древних времен сохранился обычай при голосовании большинство голосов определять криком. На такие выборы легко было воздействовать в интересах аристократического меньшинства.

Следующий государственный орган, возникший несколько позднее, — коллегия пяти эфоров, представлявших пять об, изначально обладал функциями контроля за царями и герусией. Со временем эфоры становятся в Спарте основной властью. Они избирались сроком на один год и получали право привлекать к ответственности и судить рядовых спартанцев, геронтов и царей. Эфоры следили за соблюдением спартанского образа жизни, руководили внутренней и внешней политикой.

18. Воспитание и общественная жизнь спартанцев.   Спартанское общество характеризовалось предельной регламентацией всех сторон жизни, достигавшейся с помощью особой системы воспитания, которая получила большую известность.

Если ребенок рождался хилым, его сбрасывали с вершины Тайгета, самой высокой горы в Спарте, поскольку жить дозволялось только физически крепким.

Мальчики, достигавшие семилетнего возраста, объединялись в особые отряды — агелы и начинали заниматься физическими упражнениями. Поощрялись воровство и драки, в которых проявлялись ловкость и сила. Кроме того, дети обучались письму, счету и азам музыкального искусства.

Вероятно, в силу ограниченности интеллектуального воспитания спартанцы были немногословными. Отсюда происходит слово «лаконизм», означающее краткость в выражении мыслей. Спартанцы умели излагать их емко и красочно. Леонид, когда ему сообщили, что персов столь много, что их стрелы затмят солнце, ответил: «Ну что ж, мы будем сражаться тени». Другой царь в ответ на выступление одного многословного посла сказал: «Ты с таким же трудом окончил свою речь, с каким терпением я ее выслушал».

Аналогичным образом воспитывались и девочки, для того чтобы у них вырастали здоровые дети. Матери презирали сыновей, проявлявших трусость в бою. Известное изречение «со щитом или на щите» принадлежало спартанке, вручавшей щит сыну перед боем: с щитом в руках возвращались победители, а на щите приносили убитых. Именно поэтому лакедемоняне никогда не носили доспехов на спине: для спартанца считалось величайшим позором показать спину врагу.

По мере взросления мальчики переходили в другие возрастные группы, пока не достигали тридцати лет — той грани, с которой в Спарте начиналось совершеннолетие (в Афинах юноша считался совершеннолетним с двадцатилетнего возраста). Физическое воспитание завершалось особым «экзаменом» — торжественной и жестокой поркой на алтаре Артемиды. Жрица, наблюдавшая за данной процедурой, держала в руках статуэтку богини, то наклоняя, то поднимая ее, и удары либо усиливались, либо ослаблялись. Продолжение экзамена состояло в проведении такого варварского мероприятия, как криптии, когда молодые люди вооружались и раз в год убивали наиболее здоровых и сильных илотов.

Регламентация личной жизни спартанцев осуществлялась посредством общественных трапез (сисситий), устраивавшихся вскладчину. В них участвовал каждый полноправный гражданин, но тот, кто не мог сделать взнос, исключался из этого общества. Сисситии для лакедемонян являлись своего рода имущественным цензом и символом гражданского равноправия, поскольку на них устанавливалось одинаковое потребление пищи. Формализация и регламентация жизни могла доходить до нелепостей, когда от спартанцев требовались единообразный покрой одежды и определенная форма бороды и усов.

Такое консервативное и замкнутое устройство спартанского общества было обусловлено, в первую очередь, необходимостью объединения перед илотами, представлявшими собой значительную опасность. К 400 г. до Р. Х. в Спарте на 7–9 тыс. полноправных людей приходилось 40–60 тыс. периэков и 140–200 тыс. илотов, тогда как в Афинах жило примерно 60–100 тыс. граждан, 15–25 тыс. метеков и 40–60 тыс. рабов[30]. Такое большое число мессенцев было невозможно удержать в повиновении, если бы спартанская община не была военизированной. Консерватизм поддерживался и искусственно, когда Спарта перестала активно развиваться экономически, поскольку в ней не было денег, вместо которых вводились выдержанные в уксусе хрупкие железные пруты. С ними было невозможно вести внешнюю политику и торговлю.

Спартанское общество не анахронизм или ненормальный пережиток ранней древности, но четко выверенная, сознательно созданная конструкция, совершенствование которой несомненно вело к военному усилению Спарты: вплоть до IV в. до Р. Х. образ спартанца — образ мужественного и непобедимого воина. В Лакедемоне большое внимание уделялось воспитанию патриотизма, его граждане создали свою систему моральных ценностей, не были ограниченными вояками и не чуждались изящных искусств, считая своим покровителем Аполлона — бога гармонии, музыки и пения. С другой стороны, полная милитаризация общества имела своим следствием небогатое духовное наследие. Истории практически неизвестны спартанские драматурги, поэты и философы. Такое общество было обречено на постепенное угасание без дальнейшей преемственности последующими цивилизациями. Римский и христианский мир возникли и формировались под влиянием греческой традиции, которую представляли Афины и аналогичные по духовному и политическому устройству греческие полисы, но не Спарта.

19. Пелопоннесский союз. Лакедемонское государство объединило вокруг себя полисы Пелопоннеса, создав в VI в. до Р. Х. Пелопоннесский союз. По структуре он был весьма аморфным, без жесткой иерархии и централизованного подчинения полисов общесоюзному органу — союзному собранию. Его совещания проходили редко и лишь по желанию спартанцев. Союз являлся инструментом Спарты для создания гегемонии на Пелопоннесе, поскольку Лакедемон был заинтересован в разобщенности союзных полисов, об этом свидетельствовала и форма заключения союза, представлявшего собой ряд договоров Спарты с пелопоннесскими городами. Лакедемон дозволял союзникам иметь не только олигархическое внутреннее устройство, но и демократическое, предоставляя достаточно широкую автономию своим полисам, в отличие от Афинского союза. Частичный суверенитет позволял им быть независимыми во внутренних делах. Спарта же собирала сателлитов лишь в силу необходимости на время военных операций, поскольку Пелопоннесский союз имел военно-оборонительные задачи.

20. Причины Пелопоннесской войны Афин и Спарты. Война между Афинами и Спартой, названная Пелопоннесской, длилась с 431 по 404 г. до Р. Х. Ее события описаны в «Истории» Фукидида, второго крупного историка античности после Геродота, и ему должна принадлежать пальма первенства в создании истории как науки, поскольку Фукидид первым критически подошел к своим источникам информации и детально анализировал события, участником которых являлся сам.

Война отразила кризис греческого общества. Царство, разделившееся само в себе, не может устоять, поэтому когда греки пошли войной на греков, их общество начало рушиться изнутри. Война вела к ослаблению как Афин, так и Спарты. Ее причины заключались в противостоянии олигархической и демократической систем, представленных двумя союзами: Афинским и Пелопоннесским, претендовавших на главенство в Греции. Конфликт носил и экономический характер. Коринф, один из крупных полисов, входивших в Пелопоннесский союз, осуществлял широкие связи с Западом, торговал с Великой Грецией и Сицилией. Когда же Афины попытались наладить торговлю с Сиракузами, они столкнулись с Коринфом, который стал одним из инициаторов войны на экономической основе.

Война была обусловлена противоречиями внутри Афинской морской державы, трансформировавшейся в диктатуру Афин. Некоторые города отделились от Афинского союза и перешли в противоположный лагерь. Из союза вышел полис Мегары, располагавшийся на Истмийском перешейке. Афины применили экономические санкции, введя так называемую Мегарскую псефизму (432), когда Мегарам был воспрещен ввоз товаров в Афины. Запрет явился сильным ударом по греческой торговле, поскольку Мегары были транзитным пунктом между Пелопоннесом, Средней и Северной Грецией. От Афинского союза, кроме того, отложилась Потидея, колония на Халкидском полуострове, и Афины в 432 г. направили туда военную экспедицию, поскольку Потидея тоже являлась важным в хозяйственном отношении пунктом.

К началу войны Афины обладали крупным флотом, поэтому рассчитывали вести военные действия главным образом на море, с помощью морских десантов на Пелопоннесе, тогда как спартанцы делали ставку на сухопутную силу, поскольку их фаланга считалась непобедимой. Особенности боевых действий заключались в том, что они велись не в одном районе, а практически по всему Средиземноморью: и на Пелопоннесе, и в Средней Греции, и на Халкидике, частично в Малой Азии и в Великой Греции, то есть война охватила большую территорию. Более того, она была очень жестокой и столь кровопролитной, какой может быть лишь гражданская война, поскольку силы сторон были равны и долгое время никто не мог одержать победу.

21. Архидамова война (431–421). Первый период Пелопоннесской войны называется Архидамовой войной (431–421). Он был назван в честь спартанского военачальника Архидама, который в 430 г. организовал поход в Среднюю Грецию: вторгся в Беотию и, разорив ее, направился к Афинам, опустошая Аттику. Афинский стратег Перикл предложил гражданам не сопротивляться, а укрыться в городе, поскольку благодаря построенным им «Длинным стенам» (укрепления от Афин до Пирея, порта в Сароническом заливе) Афины представляли собой мощный укрепленный пункт. Из-за скопления народа в городе началась эпидемия чумы или тифа, длившаяся три года. Афиняне стали роптать и обвинять Перикла в своих бедах, потому что именно из-за него они остались в городе и не без его участия началась Пелопоннесская война. Афиняне впервые не выбрали Перикла стратегом, на должность которого он переизбирался в течение пятнадцати лет. В 429 г. Перикл, заразившись чумой, скончался.

Среди союзников сильнее увеличивались антиафинские настроения, внутри афинского морского союза начались смуты. Спартанцы же (428) захватили Платеи, где ранее произошла известная битва с персами, и жестоко расправились с жителями, перебив всех защитников, а женщин и детей захватив в рабство.

В 425 г. новый афинский стратег Демосфен [31] организовал военную экспедицию в южный Пелопоннес и взял известный с древних времен город Пилос. Демосфен с политической точки зрения действовал вполне грамотно, призвав к восстанию илотов, быстро перешедших на сторону Афин. Впервые афинянам удалось оккупировать непобедимых спартанцев на острове Сфактерия, близ Пилоса, и лакедемоняне запросили мира.

Афинские граждане разделились на две политические группировки. Во главе первой стоял Клеон, владелец ремесленной мастерской, выступавший за войну до победного конца, выгодную торговцам, ремесленникам и морякам. Против продолжения военных действий выступали простые земледельцы, предводительствуемые крупным земельным собственником Никием. Средняя Греция была полностью разорена, поскольку виноградники были вырублены, а посевы сожжены, что нашло отражение и в литературе того времени: Аристофан, выступивший поборником мира со спартанцами, создал комедию «Ахарняне», в которой некий афинянин единолично заключил договор со Спартой: вокруг его участка шла война, лилась кровь, а он пребывал в мире и благоденствии. В конечном счете партия войны одержала верх, и Клеон, никогда не командовавший войском, по решению народного собрания был назначен военачальником. Он отправился к Сфактерии и одержал победу над спартанцами, не вступив в прямую схватку с врагом, но велев забросать спартанцев камнями и копьями без ближнего боя. К величайшему позору для Спарты часть лакедемонян попала в плен.

В 422 г. спартанцы нанесли ответный удар, направившись по суше на Халкидику и оккупировав важный для афинян опорный пункт Амфиполь, где имелись строительный лес и золотые рудники. Кроме того, рядом проходил торговый путь из Черного моря в Средиземное. Под Амфиполем афинскими войсками командовал будущий историк Фукидид. Он был посредственным военачальником и город отстоять не смог. После поражения афиняне изгнали Фукидида, и ему ничего больше не оставалось, как только писать историю, благодаря которой он прославился гораздо больше, чем на военном поприще.

22. Никиев мир (421–415). В 421 г. обе истощенные стороны заключили Никиев мир по


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow