Тема 14. Социология политических конфликтов

Вопросы для подготовки к занятиям:

1. Понятие, структура, объект, предмет и формы проявления политических конфликтов. Причины политических конфликтов.

2. Основные этапы развития, функции и типология политических конфликтов.

3. Типовые стратегии поведенияв условиях конфликта. Способы разрешения политических конфликтов.

4. Требования к информационно-аналитическому сопровождению переговорного процесса и составу участников переговоров. Стадии переговорного процесса и критерии его эффективности.

Литература основная: 1, 5, 6, 7, 8, 10.

Литература дополнительная: 6, 9, 10,12, 16, 21,26, 35.

Занятие проходит в форме научного семинара.Три темы – политический конфликт, политический кризис, социально-политические реформы раскрывают характер динамики политического процесса – субъект-субъектного взаимодействия в социально-политической системе по поводу формирования, удержания и использования политической власти. В теме рассматриваются основные понятия, формы проявления и функции политического конфликта, основные этапы его развития, типовые стратегии поведения в условиях конфликта, способы его разрешения. Это обеспечивает в конкретных ситуациях выбор эффективных информационно-аналитических средств и методов сопровождения конфликтной ситуации от момента ее зарождения (предупреждения) до разработки эффективных технологий переговорного процесса.

Тема 15. Социология политических кризисов

Вопросы для подготовки к занятиям:

 1.       Понятие и основные подходы исследования социально-политического кризиса. Соотношений понятий стабильного и устойчивого функционирования политических систем, политического конфликта и политического кризиса.

2.     Структура политического кризиса и его динамика. Типология политических кризисов.

3. Политический кризис как источник обновления и развития политических систем.

 4. Методики социологическогоанализа политических конфликтов и политических кризисов.Принципы прогнозирования и преодоления политических конфликтов и политических кризисов.

Литература основная: 1, 5, 6, 8, 10.

Литература дополнительная: 6, 9,10,12, 16, 21, 26,27, 29, 32, 35.

Занятие проходит в форме научного семинара как продолжение предшествующей темы. Политический конфликт при определенных неуправляемых обстоятельствах может перерастать в политический кризис, который, в свою очередь, также при допущении его неуправляемости,постепенно может перерасти во всеобщий кризис системного характера.

В теме рассматриваются основные понятия и подходы исследования кризисных ситуаций в политике, соотношение понятий стабильного и устойчивого функционирования политических систем, политического конфликта и политического кризиса, структура кризиса, типология и его динамика.Раскрываются возможные варианты социологического сопровождения конфликтно-кризисных ситуаций, их прогнозирования и преодоления.

Тема 16. Социология политических реформ

Вопросы для подготовки к занятиям:

1.   Понятие, подходы исследования и функции социально-политических кризисов. Эволюционная и революционная модели развития общества.

2.   Типология социально-политических реформ. Контрреформы и реставрационные процессы в политике.

3. Специфика социально-политических реформ в странах транзитного типа. Особенности социально-политических реформ в России.

4.   Методики социологического анализа и информационно-аналитического сопровождения социально-политических реформ.

Литература основная: 1, 5, 6, 10.

Литература дополнительная: 5, 6, 9, 10, 11, 12, 16, 29, 31, 32, 35.

Занятие проходит в форме научного семинара, рассматривая политические реформы как материальное воплощение попыток политических субъектов вывести политические системы из конфликтно-кризисного состояния. Анализируются сложившиеся в политической науке понятие и подходы исследования социально-политических реформ, типология и модели развития политических систем, специфика социально-политических реформ в странах транзитного типа и в современной России. Рассматриваются возможные методики социологического и информационно-аналитического сопровождения социально-политических реформ.

Задание для контролируемой самостоятельной работы студента

1. Подготовить эссе по теме: «Общественное мнение в политике» в границах рубежного контроля результатов обучения студентов.

2. Подготовить реферат по теме «Социология бюрократии» в границах рубежного контроля результатов обучения студентов. 

3. Получить допуск к зачету по результатам персонального отчета по результатам выполнения видов и форм балльно-рейтинговой системы.

Тематика эссе и рефератов по выделенным темам для КСР представляется ведущим занятия преподавателем в первую неделю очередного семестра. Ведущий занятия преподаватель в каждой учебной группе знакомит студентов с сущностью и порядком балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения по дисциплине в течение семестра.

Для организации текущего контроля по дисциплине выделяютсяосновные разделы, подлежащие контролю и разрабатываются правила формирования рейтинговой оценки, которые доводятся до сведения студентов и строго выполняются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: